Printed from chabad.odessa.ua

Наши даты

Наши даты

Пятница, 19. Май, 2017 - 12:33

 почта

 895a710b6f1121c74d40b885d3b18be7.jpg

25 ияра 5115 года (7 мая 1355 года) — Резня в Толедо.
В этот день в результате нападения, христиан и мусульман на еврейские кварталы Толедо. Особенно сильно пострадали жители неукрепленного квартала Алькана. В это день от рук соседей погибли 1200 евреев.


26 ияра 4702 года (16 мая 942 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Саадьи-гаона.
Рабби Саадья бен Йосеф происходил из рода великого мудреца и чудотворца рабби Ханины бен Досы и родился в местечке Дилас египетского оазиса Файюм (откуда пошло его прозвище ал-Файюми (арабск) или ѓа-Питоми (иврит)), но затем переехал в Эрец-Исраэль, а оттуда в Багдад.
Здесь ему пришлось выступить в качестве главного оппонента рабби Аѓарону Бен-Меиру, возглавлявшего иерусалимскую йешиву. Речь шла о порядке определения сроков праздников, начала месяца и т.д. (имеют ли на это право только мудрецы Эрец-Исраэль или и мудрецы, живущие в изгнании тоже). Конфликт и различие взглядов привели к тому, что евреи Эрец-Исраэль отмечали Рош ѓа-Шана 4683 года (922 г.) во вторник, а евреи Вавилонии — в четверг! В дальнейшей полемике рабби одержал победу и был признан одним из величайших авторитетов в области составления календаря. 
Рабби Саадья вел решительную борьбу с набиравшим силу движением караимов (секта, отрицавшая Устную Тору и Талмуд и следовавшая буквальному, дословному, толкованию текста Торы). Во многом благодаря его усилиям распространение караимства в Эрец-Исраэль и странах Востока удалось приостановить.
Глава вавилонских евреев экзиларх Давид бен Заккай назначил рабби Саадью руководителем некогда знаменитой, а ныне приходившей в упадок йешивы в городе Сура. И рабби Саадья (теперь он носил титул «гаон» — «гений», которым награждались самые выдающиеся мудрецы того времени, возглавлявшие йешивы Суры и Пумбедиты) взялся за решение двух задач: увеличение числа учащихся и укрепление финансового положения йешивы. 
Он добился успеха, но независимость и смелость рабби Саадьи-гаона вызвали гнев экзиларха и привели к конфликту (поводом послужил отказ рабби Саадьи подтвердить условия некоего завещания, которое должно было принести немалую выгоду экзиларху). Разгневанный Давид бен Заккай сместил рабби Саадью и назначил гаоном рабби Йосефа бен Яакова бар Сатию. В свою очередь, рабби Саадья-гаон назначил экзилархом вместо Давида бен Заккая его брата Йошию (Хасана).
В течение некоторого времени преимущество было на стороне рабби Саадьи, но после восшествия на престол нового халифа положение изменилось и рабби Саадья был вынужден отказаться от поста гаона и главы йешивы. Правда, затем произошло примирение, и рабби Саадья снова возглавил сурскую йешиву, и даже воспитывал рано осиротевшего внука Давида бен Заккая.
Рабби Саадья был автором первого перевода Торы на арабский язык и многие из его книг написаны на арабском языке, хотя он был автором первого ивритского словаря и учебника по грамматике иврита. Кроме того, его перу принадлежит знаменитая книга «Китаб ал-аманат ва-л-и‘тикадат» («Книга верований и мнений»), написанная на арабском, и переведенная на иврит под названием «Сефер ѓа-эмунот ве-ѓа-деот» (обычно употребляется сокращенное название «Эмунот ве-деот»). Это первое произведение средневековой еврейской философии, сохранившееся полностью. Вообще, именно произведения рабби Саадьи являются первыми книгами в современном понимании, со структурой, присущей современной книге.
26 ияра 5506 года (16 мая 1746 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Моше-Хаима бен Яакова-Хай Луццато (Рамхаль).
Рабби Моше=Хаим Луццато, известный под акронимом Рамхаль родился в итальянском городе Падуя и происходил из одной из самых старинных еврейских семей Италии. Уже в юном возрасте отличался большими познаниями как в религиозных так и светских науках, владея ивритом, арамейским, латынью, греческим, итальянским и французским языками. Тогда же он приступил к изучению каббалы под руководством рабби Моше Закуто — одного из виднейших каббалистов того времени.
Рабби Моше было примерно двадцать лет, когда он начал рассказывать товарищам, что время от времени его посещает Малах ѓа-Магид («ангел-проповедник»). То, что рабби Моше услышал от ангела, он использовал в своих книгах и эти тексты поражает мощной глубиной и поистине нечеловеческой силой проникновения в самые основы мироздания (так что разговоры об ангеле, вероятнее всего, были не просто разговорами). Близко знавшие рабби Моше люди рассказывали о его поистине сверхъестественных возможностях и о тех чудесах, которые при нем происходили, так что многие раввины стали опасались, что своей деятельностью одаренный молодой человек может причинить беды, подобно лжемессии Шабтаю Цви. 
Учителя рабби Моше пытались защитить ученика, но, в конце концов после долгой борьбы Рамхаль согласился отдать свои каббалистические писания на хранение учителям и воздерживаться от записи откровений «маггида» и преподавания каббалы. Рамхаль женился, устранив тем самым одно из возражений против его занятий каббалой (неженатому эти занятия не рекомендовались), но спор вокруг его взглядов продолжался, и он вынужден был покинуть Италию и отправиться в Амстердам. Там он зарабатывал ан жизнь шлифованием линз и параллельно много писал, создав замечательные книги (не имеющие никакого отношения к каббале). Позже рабби Рамхаль переселился в Эрец-Исраэль и некоторое время жил в Акко. Рабби Моше-Хаим Луццато и вся его семья умерли во время эпидемии чумы. Его могила находится в городе Тверия (на берегу озера Кинерет), неподалеку от могилы рабби Акивы.

26 ияра 5617 года (20 мая 1857 года) — Йорцайт мудреца и праведника рабби Ицхака-Айзека Эпштейна из Гомеля — одного из первых хасидов Хабада. 
Он родился в 1770 году в Гомеле и уже в юном возрасте связал свою судьбу с основателем движения Хабад Алтер ребе и его молодыми учениками. Идя на первую личную аудиенцию (йехидус) с Алтер ребе, рабби Ицхак-Айзек написал ему записку (квитл, пидьон-нефеш) с вопросом: «Душа устала, как ей приблизиться к Всевышнему?». При этом, передавая квитл Алтер ребе он так переволновался, что потерял сознание.
Будучи в течение 58 лет раввином в Гомеле, рабби Ицхак-Айзек был сведущ как в вопросах Торы, так и в учении хасидизма и являлся автором многих хасидских книг, среди которых «Шней ѓа-меорот», «Ѓинэ Ариэль» и др.
После ухода из этого мира Алтер ребе, рабби Ицхак-Айзек был хасидом его сына, второго Любавического ребе — Мителер ребе, а затем и его сына — третьего Ребе — Ребе Цемах Цедека.

26 ияра 5727 года (5 июня 1967 года) — начало Шестидневной войны.
Боевые действия длились «всего» шесть дней, но за это время армия Израиля сумела одержать победы над значительно превосходящими силами противников из трех государств — Египта. Иордании и Сирии. В результате Шестидневной войны были освобождены большие территории Эрец-Исраэль в Галилее и ан Голанских высотах, в пустыне Негев, Иудее и Шомроне (Самарии), секторе Газа. А самое главное — был освобожден Иерусалим и еврейский квартал города. Кроме того, в руках евреев оказалась Западная стена (Стена плача) и даже Храмовая гора! Правда, через день правители Израиля вернули Храмовую гору мусульманам.


27 ияра 5660 года (26 мая 1900 года) — Йорцайт (годовщина смерти) рабби Шломо-Залмана из Капустина, сына рабби Йеѓуды-Лейба (ребе Маѓариля) и внука ребе Цемах-Цедека.
Рабби Шломо-Залман родился в 5590 (1830) году в Любавичах и был первенцем рабби Маѓариля из Капустина, сына ребе Цемах-Цедека. Дедушка, третий Любавический ребе Цемах-Цедек очень любил его и учил вместе с сыном Шмуэлем, будущим четвертым Ребе (Ребе Маѓараш). 
После ухода из этого мира отца, рабби Шломо-Залман перебрался в Капустин. Там он принял на себя руководство хасидами, которое продолжалось 34 года. Рабби Шломо-Залман написал известную книгу «Магиней Авот» (гиматрия, т.е. сумма числовых значений всех букв, этого слова совпадает с гиматрией его имени) с хасидскими комментариями Торы. 
Похоронен рабби Шломо-Залман в Капустине.

27 ияра 5722 года (31 мая 1962 года) — По приговору израильского суда казнен Адольф Эйхман — один из руководителей и исполнителей плана «окончательного решения еврейского вопроса».


29 ияра 2600-27000 года (1100 лет до н.э.) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) пророка Шмуэля бен Эльканы.
Пророк Шмуэль был последним из судей Израиля. После рождения он был отдан на обучение коѓенам в Шило (там в этот момент находился Переносной Храм), так как его мать Хана, которая долгие годы была бесплодной, пообещала, что посвятит родившегося сына служению Б гу. 
После смерти первосвященника Эли он стал первосвященником (интересно, что как сыновья Эли — Пинхас и Хофни так и дети Шмуэля — Йоэль и Авия оказались недостойными этого поста)
После того как старейшины Израиля обратились к нему с просьбой поставить над ними царя «как у прочих народов» Шмуэль, изначально неодобрительно относившийся к этой идее, вынужден был (по приказу Свыше) согласиться, и помазал на царствие избранного Всевышним Шауля из колена Эфраима. Затем, вновь по указанию Всевышнего (когда Шауль оказался недостоин такого поста) он помазал на царство Давида из колена Йеѓуды.
Могилой Шмуэля считается холм ан-Наби Самвил близ Иерусалима.

29 ияра 5727 года (8 июня 1967 года) — Освобожден Иерусалим и Храмовая гора
В этот день Старый город Иерусалима и Западная стена (Стена плача) были освобождены солдатами израильской армии. В еврейских руках даже оказалась Храмовая гора. Но через день ее вернули мусульманам (они долго отказывались принять ее, подозревая подвох со стороны евреев — у них просто не укладывалось в голове, что ТАКОЕ можно добровольно отдать).
В Израиле это день отмечен в календаре как День Иерусалима.


1 сивана 1656 года (2105 год до н.э.) — Понижение уровня воды Всемирного Потопа
Спустя 150 дней после прекращения дождя, вызвавшего Всемирный Потоп (см. 17 хешвана), бушующие воды успокоились и уровень воды, полностью покрывшей земную поверхность, начал уменьшаться (на один локоть (0,45 м) каждые четыре дня).

1 сивана 2448 года (1313 год до н.э.) — Лагерь у горы Синай.
Спустя шесть недель после Исхода из Египта уже готовые получить Тору евреи разбили лагерь в Синайской пустыне, у подножия горы Синай.

1 сивана 2449 года (1312 год до н.э) — Земля поглотила Кораха и его сторонников.
Корах и его сторонники протестовали против того, чтобы Моше и Аѓарона (кстати, племянники Кораха) возглавляли еврейский народ. Мятежники погибли когда, как рассказывается в Торе: «…расступилась земля под ними. И раскрыла земля уста свои, и поглотила их и домочадцев их, и всех людей Кораха, и все имущество» («Койрах» 16:31-32).
В трактате «Пиркей авот» рассказывается, что уста Земли (жерло), которые должны были поглотить Кораха и его сообщников, были созданы в сумерках на исходе шестого дня Творения.

1 сивана 4856 года (25 мая 1096 года) — Резня в Вормсе.
8 ияра (22 дня назад) начался Первый крестовый поход, принесший евреям неисчислимые бедствия. Еврейские жители германского города Вормс пытались найти спасение в замке местного феодала, однако крестоносцы ворвались туда и евреи Вормса выли зверски убиты во время утренней молитвы.

1 сивана 5636 года (24 мая 1876 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) ребецн Двойры-Леи.
Ребецн Двойра-Лея была дочерью второго Любавического ребе рабби Дов-Бера (Мителер ребе) и супругой мудреца и праведника рабби Яакова-Исраэля из Черкасс.
История ее йорцайта такова: она и ее супруг, рабби Яаков-Исраэль вызвали своего внука рабби Мордехая-Дова, основателя горностойпольской хасидской династии и потребовали рассудить кто из них должен покинуть этот мир первым: ребецн, которой предстояло бы после ухода супруга унылое одинокое существование вдовствующей королевы, или ребе, который не может себе представить как устроиться в этом странном и неудобном мире без ребецн? Как внучек скажет, так и сделают.
Рабби Мордехай-Дов взял день на размышления и по истечении срока постановил так: «Бабушка права, но перечить дедушке язык не поворачивается. Поэтому живите долго и счастливо и покиньте этот мир в один, нет, день - это не по моим силам. в один сезон, в одно время года».
Ребецн Двойра-Лея покинула этот мир 1 сивана, а рабби Яаков-Исраэль — 13 элуля.


2 сивана 2448 года (1313 год до н.э.) — Первые слова Торы переданы евреям. Избрание евреев
В этот день Моше (Моисей) передал евреям слова Всевышнего, которые стали как бы введением в саму Тору. Моше объяснил еврейскому народу, чего требует от него Всевышний. И в этот же день было сказано: «И ныне, если слушать будете голоса Моего и хранить Мой завет, то будете Моим достоянием больше всех народов, ибо Мне принадлежит вся земля. И вы будете Мне царством служителей святому и святым народом».
Комментарии: Наши даты
Нет добавленных комментариев