Printed from chabad.odessa.ua

Выйти из кризиса более сильными!

Выйти из кризиса более сильными!

Четверг, 16. Март, 2017 - 13:06

 почта

 BB1_1622.jpg

Начиная с 2008 года, мы не раз слышали от разных людей — друзей, партнеров, супругов — горькие сетования на кризис. Слова «Ох, уж этот кризис!», «Ох, как тяжело жить в кризис!», «Ох, война!», «Ох, экономический спад!», «Ой-ой-ой!» звучат отовсюду. А за ними следует рассказ о том, как все разрушилось, как это трудно пережить, и почему никто не видит способ выбраться из этих неприятностей… Поэтому я решил предложить вам еврейский вариант выхода из критических ситуаций.

В нашей сегодняшней недельной главе «Ки сисо» мы читаем об одном из самых больших кризисов в истории еврейского народа — о грехе золотого тельца. На Швуэс евреи стояли у подножия горы Синай и слышали слова Всевышнего: «Я — Г‑сподь, Б‑г твой… Да не будет у тебя божеств чужих пред Моим лицом!» (Шмойс, 20: 2, 3). А сорок дней спустя они стали идолопоклонниками. Это было стремительное падение с самой высокой вершины в самую глубокую пропасть, которую только можно представить. Моше в это время находился на горе Синай со Всевышним, Который сообщил ему новость, сказав: «Иди, спустись, ибо извратился твой народ» (Шмойс, 32: 7). И вслед за этим, Г‑сподь говорит, что хочет уничтожить согрешивших сынов Израиля. Однако Моше молит Творца не рубить сгоряча, вспомнить заслуги праотцов и обещание, данное им, и, прежде чем сделать что-то, позволить Моше спуститься вниз и самому во всем разобраться.

Моше спускается и видит грехопадение народа своими собственными глазами. Он разбивает Скрижали, а потом берет золотого тельца, сжигает его, перемалывает в пыль, рассеивает над водой и дает пить сынам Израиля. Наказав грешников, Моше возвращается на гору Синай просить Б‑га сменить гнев на милость. Во-первых, он ставит Всевышнему ультиматум: «И теперь, если простишь их грех, хорошо; а если нет, то сотри меня из Твоей Книги, которую Ты написал» (Шмойс, 32: 32). И Всевышний смилостивился, но сказал, что Б‑жественное присутствие отныне не будет среди народа Израиля, только «Мой ангел пойдет пред тобою» (там же, стих 34) Почему? Творец говорит: «Ибо Я не пойду в твоей среде — ибо народ жестоковыйный ты, — чтобы Я не истребил тебя в пути» (Шмойс, 33: 3). Иными словами, народ Израиля не достоин столь высокого уровня раскрытия Шхины. Но Моше не сдался, а сказал Всевышнему: «И ныне, если обрел я милость в Твоих глазах…» (там же, стих 13). Он не только просит милости для сынов Израиля, ибо они уже его стараниями получили прощения Всевышнего за грех золотого тельца, но говорит Б‑гу: если Ты действительно любишь меня, то я прошу не посылать ангела, чтобы сопровождать нас в пустыне, но Ты Сам оставайся с нами. Б‑г согласился: «И сказал Он: «Сам Я пойду…» (там же, стих 14) Раши объясняет: «Не буду более посылать ангела, Я Сам пойду».

Когда Моше увидел, что это было время благоволения и его слова находили отклик, то решил попросить нечто другое: «И отличены будем мы, я и Твой народ, от всякого народа, который на земле» (Шмойс, 33: 16). Всевышний согласился, и с тех пор только в среде народа Израиля рождались пророки. Причину, по которой Б‑г был столь благосклонен к Моше, Творец называет сам: «Ибо ты обрел милость в Моих глазах, и Я знаю тебя по имени» (там же, стих 17). Однако Моше снова не останавливается на достигнутом и сразу же просит: «Дай узреть мне славу Твою» (там же, стих 18). Но на это Г‑сподь отвечает: «Увидишь Меня сзади, а лицо Мое видно не будет» (там же, 33:23). Последняя просьба, как и ответ на нее, кажутся нам совершенно непонятными. Что хотел увидеть Моше? О каком лице говорит Всевышний?

Некоторые толкователи объясняют, что Моше в своей просьбе выразил желание узнать ответ на вопрос «почему?». Он хотел, чтобы Творец посвятил его в тайную суть всего происходящего, показал ему, почему есть проблемы в мире, почему возникают кризисы, войны, экономический спад… Почему случается то, что случается? Многие люди задаются подобными вопросами и говорят себе, что если бы они только знали, почему это случилось с ними, что они сделали не так, то… Моше хотел познать тайну Всевышнего. И на это Б‑г ответил ему: «Увидишь Меня сзади, а лицо Мое видно не будет». Ты сможешь понять только причину того, что произошло в прошлом, но не того, что будет происходить. Люди не всегда понимают, почему это произошло, и в чем заключалось скрытое благо того, что произошло. Иногда могут понадобиться годы, прежде чем мы видим то хорошее, что из этого получилось. Моше-рабейну, конечно же, должен был понимать гораздо больше нас, но «лица не видел» — будущее и ему было неизвестно.

Эта история показала нам, как Моше смог использовать самое большое грехопадение евреев для того, чтобы упрочить связь между Б‑гом и еврейским народом. И если до тех пор только ангел сопровождал сынов Израиля, как написано в главе «Мишпотим» (Шмойс, 23: 20): «Вот Я направляю посланца пред тобою, чтобы хранить тебя в пути», — то после греха золотого тельца Сам Всевышний шел со своим народом. И закончилось тем, что, искупая грех золотого тельца, сыны Израиля построили Скинию. Моше-рабейну превратил этот грандиозный провал в большой успех. Как любил повторять Любавичский Ребе: «Всегда есть свет в конце туннеля».

…Когда я учился у Ребе — в иешиве в «Севен севенти», штаб-квартире хасидского движения Хабад, там был один пожилой хасид, мой близкий родственник — реб Ицке Гинзбург, да будет благословенна его память. Сорок лет назад он жил в Израиле, и у него был дом в Кфар-Хабаде. По указанию Ребе он отправился руководить школой Хабада в мошаве Брош (в Негеве, на юге Израиля) и сдал свой дом другой семье. В то время зимой в домах использовали керосиновые обогреватели. Как получилось — неизвестно, но в доме возник пожар. Скорей всего занавеска загорелась от обогревателя, и огонь перекинулся на весь дом. Когда хозяйка заметила пламя и хотела выбежать на улицу, путь к дверям был уже отрезан, ей пришлось выпрыгивать из окна. Она получила травму позвоночника и несколько переломов, но спаслась от огня. Дом сгорел дотла, а женщина лежала в больнице и плакала, ломая голову над тем, как возместить хозяевам нанесенный ущерб. В то время в Государстве Израиль люди не знали, что такое страхование, и она беспокоилась о том, как она сможет вернуть хозяевам их дом.

Реб Ицке рассказал мне, что, услышав о том, что его дом в Кфар-Хабаде сгорел, он вместе с женой поехал посмотреть на пожарище. Когда они стояли на пепелище, оставшемся от их дома, соседи рассказали им, что постоялица, арендовавшая дом, лежит в больнице и страдает от физической боли, которую причиняют ей переломы, и душевной боли из-за невозможности вернуть им дом. Услышав об этом, реб Ицке повернулся к жене и сказал ей, что надо бы пойти навестить пострадавшую. Он вошел в палату и заявил: «Я пришел поблагодарить вас». Женщина смотрела на него и думала, что он сошел с ума. «За что?» — спросила она. «Понимаете, — сказал он ей, — я постоянно занят школьными делами, и у меня остается совсем немного времени для изучения Торы. Меня не покидает чувство вины за то, что я не уделяю достаточно времени изучению Торы, и я особенно беспокоюсь о том, что скажу на Небесном суде в день, когда меня об этом спросят. А теперь у меня есть готовый предлог: я скажу, что вы сожгли мой дом и у меня не осталось книг для изучения Торы…» Женщина смеялась и плакала одновременно. Это отличный пример того, как можно смотреть на каждый случай в жизни. На этой неделе Тора учит нас, как следует воспринимать любой кризис и как выйти из него еще более сильными, чем раньше.

Комментарии: Выйти из кризиса более сильными!
Нет добавленных комментариев