Printed from chabad.odessa.ua

БЛАГОСЛОВЛЯЯ НАРОД ИЗРАИЛЯ

БЛАГОСЛОВЛЯЯ НАРОД ИЗРАИЛЯ

Пятница, 21. Апрель, 2017 - 3:27

 почта

BB1_1622.jpg

 На днях несколько семей из нашей общины вернулись из поездки в Израиль, где они провели праздник Песах. Я спросил, что было самым интересным и волнующим в их визите, и они ответили: «Благословение коѓенов у Стены Плача в холь ѓамоэд». А потом попросили меня рассказать, как и когда возник этот обычай? Сегодня я хочу поведать об этом и вам, дорогие читатели.

…В 1970 году, во время так называемой «Войны на истощение», сидел один иерусалимский еврей на скамейке у Стены плача и раздумывал о сложном положении еврейского народа в Земле Израиля. И вспомнились ему слова наших мудрецов: «Со дня разрушения Храма нет ни дня без проклятия». А потом он вспомнил мидраш: «Сказал рабби Аха: «Благодаря чему мы выстояли? Благодаря благословению коѓенов» (Мидраш Teѓилим, 13). Эти слова пробудили в его сердце надежду. Он подумал, что если благословение священников имеет такую огромную силу воздействия, то надо воспользоваться ею. Тем более что в Торе рассказывается о похожей церемонии в Иерусалиме, которая состоялась в дни правления царя Хизкияѓу, около 2500 лет назад: «И встали коѓены и левиты, и благословили народ. И услышан был голос их, и взошла молитва их в святую Его обитель на небесах» (Диврей ѓайомим II, 30: 27). Тот еврей подумал: если это помогало еврейскому народу во времена Хизкияѓу, то почему бы не попробовать сделать это сегодня?! Возможно, массовое благословение коѓенов привлечет к народу Израиля милость Небес. Он рассказал об этом друзьям, и они увлеклись этой идеей и нашли несколько исторических фактов, убедивших их в ее правильности. Например, в «Сефер хасидим» говорится, что в эпоху гаонов, более тысячи лет тому назад, духовный лидер еврейского народа рав Ѓай-гаон провел шествие коѓенов вокруг Масличной горы. Он считал, что такая церемония могла способствовать приходу Мошиаха. А в книге средневекового каббалиста рабби Эльазара Рокеаха из Вормса говорится: «Если бы 300 коѓенов пришли к Масличной горе и произнесли благословение, пришел бы Мошиах».

Итак, тот еврей решил организовать массовое священническое благословение у Стены плача (рядом с Масличной горой) и привести туда триста коѓенов. Даже если это не приведет к приходу Мошиаха, по крайней мере, оно должно пойти на благо народу Израиля. Первая церемония состоялась во вторник 3 кислева 5731 года (1 декабря 1970 г.). Хотя первоначально у организаторов были сомнения, достигнет ли число собравшихся коѓенов трех сотен, на поверку их оказалось гораздо больше. Волнение многотысячной публики было огромным. Люди плакали от радости, вспоминая древние пророчества о возвращении евреев в Эрец-Исроэль и сопутствующее ему духовное возрождение… С тех пор сформировалась традиция: дважды в году — во второй день холь ѓамоэд («полупраздничных» дней) праздников Песах и Суккос — молящиеся у Стены плача становятся свидетелями этой торжественной и одновременно трогательной церемонии.

 

Заповедь биркас коѓаним (благословения коѓенов) приведена в недельной главе «Носой» Книги Бамидбор. Б‑г повелел Моше сказать Аѓарону и его сыновьям: «Так благословляйте сынов Израиля…» И далее Всевышний в трех стихах привел им слова этого благословления: «Да благословит…», «Да озарит…», «Да обратит…» (Бамидбор, 6: 22–27). Но как именно и в какой форме дается это благословение, мы узнаём в нашей сегодняшней недельной главе «Шмини», где рассказывается об освящении Скинии.

Тора говорит: «И воздел Аѓарон свои руки к народу, и благословил их» (Ваикро, 9: 22). Раши добавляет, что он благословил их благословением коѓенов. Из этого мы узнаем, что коѓен должен благословлять народ, вознося руки и стоя лицом к собравшимся (обычно хазан стоит лицом к арон койдеш — шкафу со Свитками Торы, потому что он обращается с молитвой к Б‑гу от имени народа, но во время благословения коѓенов священники от имени Всевышнего благословляют народ, и поэтому они должны быть «лицом к лицу»).

В приведенном стихе сказано, что коѓены протягивают свои руки к людям и благословляют, однако не говорится о том, каким образом они должны держать при этом свои пальцы. О том, как коѓен должен раздвигать пальцы, ничего не написано ни в Торе, ни в Талмуде — обычай передавался от отца к сыну. Впервые об этом пишет комментатор Рош (рабейну Ошер бен Ехиэль), живший в Испании 750 лет тому назад. Он объясняет, что этот обычай основан на мнении мидраша, который толкует стих из Песни песней (2: 9): «Смотрит сквозь просветы в решетках». Во время благословения коѓенов Шхина (Б‑жественное присутствие) находится над их головами и светит, «смотрит» сквозь просветы, образованные между специальным образом расставленными пальцами, которые образуют пять просветов: между сжатыми парами пальцев (безымянный палец прижат к мизинцу, а средний — к указательному) и большим пальцем каждой руки есть по два «просвета» и еще один — между большими пальцами правой и левой рук (см. комментарий Роша на трактат «Мегила», 3: 21).

Интересно, что несколько лет назад Леонард Саймон Нимой, американский актер, режиссер, поэт, певец и фотограф еврейского происхождения (и при этом коѓен!), дал интервью одной из газет в США. Он рассказал, что родился в ортодоксальной семье и в детстве ходил в синагогу вместе с отцом, дедом и братом. Однажды он увидел, как пять или шесть человек поднялись на биму и встали перед присутствующими. Их головы были покрыты талесами, и все молящиеся в синагоге тоже завернулись в свои. Отец велел Леонарду не смотреть на них и прикрыл его своим талесом. Затем стоящие на биме начали петь странную мелодию — не в унисон, но каждый сам по себе, повторяя за хазаном каждое слово. Юный Леонард испугался, поняв, что происходит что-то серьезное, и поэтому осмелился немножко подглядеть. Он увидел, что стоящие на биме простерли свои руки к толпе, сложив при этом пальцы особым образом. Эта сцена навсегда запечатлелась в его сердце (позднее на основе увиденного Нимой изобрел жест Спока, которым уже полвека приветствуют друг друга фанаты «Стартрека» — самого долгоиграющего в мире научно-фантастического сериала: V‑образный салют, непременно сопровождающийся напутствием «живите долго и процветайте»). Далее в интервью Нимой объяснил, что положение рук коѓаним напоминает букву шин, которую составляют три линии. Это первая буква одного из Имен Б‑га, ее также пишут снаружи на футляре мезузы. С этой буквы начинается слово Шхина, которая «светит сквозь просветы», и слово шолом — «мир», которым заканчивается биркас коѓаним.

Много лет спустя Нимой узнал, что отец велел ему не смотреть на стоящих на биме, потому что во время благословения на них покоится Б‑жественное присутствие. Этот запрет выводится из стиха Торы о явлении Всевышнего Моше в горящем кусте: «И закрыл Моше лицо свое, ибо страшился взглянуть на Б‑га» (Шмойс, 3: 6). И Раши пишет: «Глаза того, кто смотрит на коѓенов во время вознесения рук, темнеют, ибо Б‑жественное присутствие покоится на их руках» (комментарий на трактат «Мегила», 24б).

Любавичский Ребе в одной из своих бесед говорит, что для того, чтобы благословлять народ Израиля, не обязательно быть коѓеном. Каждый еврей может и должен благословлять другого еврея. Если он хочет это сделать, то ему не нужно ждать, пока он научится складывать пальцы так, как это делают коѓены. Он может просто произнести то же самое благословение, и Всевышний вознаградит его за это своим благословением.

Комментарии: БЛАГОСЛОВЛЯЯ НАРОД ИЗРАИЛЯ
Нет добавленных комментариев