Зеев-Вольф Верховский, которого “вся Одесса” называет реб Велвл, родился в Одессе. Долгое время работал строителем, а вот уже двадцать с лишним лет сверяет жизнь по еврейскому Закону. Ныне реб Велвл известен каждому одесскому еврею, потому что по достижении 120 лет всем нам так или иначе придется оказаться в сфере его “профессиональных интересов”. А все потому, что реб Велвл — руководитель “Хевра Кадиша” при Одесской Иудейской Религиозной Общине “Хабад Шомрей Шабос”.

ИСТИННОЕ МИЛОСЕРДИЕ

— “Хевра Кадиша” переводится как “Святое братство”. Название, честно говоря, объясняет немногое… “Хевра Кадиша” — что же это такое и что она вообще из себя представляет? 


— Как известно, у евреев есть свой порядок жизни и свой порядок ухода из этого мира, то есть у нас на все есть свои правила, в том числе и на то, как отсюда уйти. Как раз для выполнения этого порядка ухода и собственно организации еврейских похорон создана специальная система похоронных братств (причем везде они называются одинаково — “Хевра Кадиша”), которые и занимаются этим святым делом.

— Святым? Но ведь в Торе сказано, что прикоснувшийся к мертвому телу нечист… 

— В нашем поколении это уже не имеет никакого значения, потому что мы все “заражены“ тум’ат мэт (“нечистотой смерти”), так что тумой больше, тумой меньше — разницы нет. Конечно, существует обычай омывать руки после посещения кладбища, но это мало помогает против нечистоты смерти. Настоящее действенное средство — пепел красной коровы, но поскольку красной коровы у нас сейчас нет, то так и ходим неочищенные. А что касается святости, то да, это дело святое и всегда было у евреев одной из самых больших мицвот (мицва – заповедь, доброе дело). Называется хэсэд шель эмет, то есть истинное милосердие. 

Почему “истинное”? 

— Потому что от покойника ничего не ждут взамен. Когда что-то делаешь для живого человека, то всегда в глубине души все равно ждешь обратной реакции. А от покойника уже ничего не ждут, это делается совершенно бескорыстно и является истинным милосердием. И всегда во всех местах этим занимались наиболее уважаемые и богатые люди. 

Почему богатые? 

— Для независимости. Благосостояние работника “Хевра Кадиша” не ставится в зависимость от погребения, чтобы не возникала такая ситуация, когда один еврей ждет смерти другого еврея. Казалось бы, как такое может быть, а ведь, увы, бывает.… Когда в городах-убежищах Эрец-Исраэль непреднамеренные убийцы скрывались от наказания, они дожидались смерти первосвященника и молили Вс-вышнего об этом. И их матери тоже молились о смерти первосвященника! Вот чтобы такого не случалось, членами “Хевра Кадиша” всегда становились наиболее богатые и уважаемые люди.

А что же вменялось им в обязанности? 

— В небольших общинах и местечках, где не было большого объема работы, “Хевра Кадиша” не была их основным местом трудовой деятельности. В нужный момент их вызывали, а затем они возвращались к основной работе. Но, например, в Иерусалиме такие люди находятся на зарплате. “Хевра Кадиша” — это их рабочее место. В Одессе, это кстати тоже так.

А что они там делают? 

— В процедуре еврейских похорон есть два этапа. Первый — это таhара (очищение, омовение) и второй — квура, то есть непосредственно захоронение. Эти две процедуры разделены во времени, иногда их выполняют одни и те же люди, а иногда — различные. Поскольку женщины омывают женщин, а мужчины — мужчин, то женщины — точно приглашаемые специально для таhара, а вот мужчины могут быть те же, что делают квура. Принято у евреев со времен Эзры и Нехемии шить особые одежды для покойного - тахрихим. Это набор обежды: штаны рубаха, китл и пр. пошитые из белой ткани специальным человеком, вручную

То есть четкой структуры с перечнем специалистов нет? 

— Как правило, есть габай — староста братства, ну а все остальное зависит от устава.… При создании “Хевра Кадиша” принимается устав, который записан в книгах. Есть такая книжка “Хэсэд шель эмет”, и там есть образец устава. Конкретный устав, конечно, может немного отличаться, исходя из местных условий, но чаще всего этот “скелет” остается без изменений. “Хевра Кадиша” устанавливает расценки на места для погребения, услуги ну и тому подобное. И все это записано в уставе. А еще там есть очень много интересных нюансов. Например, если просто человек вдруг решил пойти помыть покойника, оказать ему такое уважение, — он не может этого сделать! Для этого требуется разрешение членов “Хевра Кадиша”. Почему? А вот весь год мы работаем, омываем все тела без разбора, и тут вдруг попался уважаемый еврей и ты хочешь прийти и забрать у нас заслугу? Нет, извини, ты должен спросить разрешения… 

Деньги за место на кладбище идут в казну “Хевра Кадиша” или на благотворительные цели? 

— “Хевра Кадиша” всегда занималась благотворительностью. При “Хевра Кадиша” всегда были дом призрения (приют), благотворительные столовые и прочее, так что казна “Хевра Кадиша” и цдака (благотворительность) — это тесно связанные вещи.

А если умирает человек одинокий, бедный, то погребение берет на себя “Хевра Кадиша”? 

— Да, конечно.

И, соответственно, часть доходов “Хевра Кадиша” идет как раз на такие цели? 

— Да. Только о доходах мы говорим когда речь заходит о Иерусалиме и Нью-Йорке. Здесь, в Одессе, доходов нет. Мы в свою пользу денег не взимаем, работаем по государственным прейскурантам. Да и место на кладбище здесь предоставляется бесплатно. То, что мы тратим на бедных, — это уже наша цдака. Во всех нормальных местах “Хевра Кадиша” взимает с богатого денег больше, чтобы хватило на бедных, здесь же еврейские похороны - скорее воспитание евреев. Откровенно говоря, зачастую к нам приходят, потому что у нас дешевле, а не потому, что есть потребность в еврейском погребении.

Итак, если человек с улицы вдруг захочет омыть покойника, ему придется просить разрешения. А если он захочет вступить в братство? Есть какие-нибудь экзамены или критерии? 

— Экзаменов нет, но, как и всякое общество, “Хевра Кадиша” может принять кого-то в свои ряды или отвергнуть. Коhэна, естественно, не примут, каким бы достойным он ни был. Других могут, как принять, так и отказать им.

Так и скажут: “Вы нам не подходите!”? 

— (Улыбается) Ну, если “такта” хватит, то так прямо и скажут. А вообще это все не так просто. Кандидат должен быть в первую очередь человеком достойным. Особой премудрости тут нет, выучить правила погребения несложно, но поскольку это дело святое, то и люди должны быть соответствующие. 

И по каким критериям определяется, достоин ли кандидат? Чем он должен обладать? 

— Это должен быть человек Б-гобоязненный (йере шамаим), а все остальное приложится.

А люди, шьющие тахрихим (одежду для покойных), они входят в “Хевра Кадиша”? 

— Да, конечно. Женщина, которая шьет тахрихим, должна быть Б-гобоязненной. При изготовлении тахрихим есть много условий, которые необходимо соблюдать: она не должна нарушать субботу, она не должна быть нида… а кто может это все проконтролировать? Так что в первую очередь эта женщина должна быть Б-гобоязненной, сознающей меру своей ответственности.

И сколько похоронных братств может быть в городе? Возможно ли в одном городе существование нескольких подобных организаций, или “Хевра Кадиша” обязана быть одна?

— Нет, конечно, количество не ограничено. В Иерусалиме их, например, штук 5 или 6. 

И что, у них в обычаях и традициях есть какие-то отличия? 

— Да. Есть “Хевра Кадиша hа-клали”, или ее еще называют “Хевра Кадиша Йерушалаим”, есть хасидские и сефардские братства. И у них масса всяческих минhагим (обычаев).

И что, глядя на процессию, специалист может сказать, представителя какой общины хоронят? 

— Безусловно. Есть, например, специальные иерусалимские носилки! В других местах так не носят. “Хевра Кадиша Йерушалаим” даже издала специальную книжку по своим обычаям. Кроме того, в Святой Земле хоронят без гробов, а за пределами Эрец-Исраэль уже давным-давно установился обычай погребения в гробах. Конечно, в них делают отверстия, чтобы тело, как положено, соприкасалось с землей, но хоронят все-таки в гробах.

“Хевра Кадиша” и еврейское кладбище — понятия взаимосвязанные? 

— Если нет кладбища, то, что делать “Хевра Кадиша”?

Ну, может, хоронить на общих кладбищах, но по еврейским правилам? 

— Нет, обычно еврейское кладбище и “Хевра Кадиша” — понятия очень тесно взаимосвязанные. И мы весьма серьезно относимся к тому, чтобы евреев хоронили на еврейском кладбище. И поэтому уже с 1995г. на территории Ново-городского (Таировского) кладбища заложили еврейский участок, на котором производятся захоронения только в соответствии с Еврейским Законом.

Существуют авторитеты по этим вопросам? 

— Есть раввин Липсман из Краун-Хайтс в Нью-Йорке и рав Гельбштейн в Иерусалиме. Обычно к ним обращаются в случае затруднений. 

А какой-то специфический инструмент? 

— Есть лопаточки для чистки ногтей, еще что-то, но без всего этого можно обойтись. Каких-то обязательных специальных инструментов нет.

А есть какие-нибудь семинары и курсы повышения квалификации? Есть профессиональный праздник День работника “Хевра Кадиша”? 

— Курсов повышения квалификации нет, каждый повышает свой уровень самостоятельно. Более того, в ХАБАДе даже литературы, посвященной этому вопросу, немного. Не то чтобы ХАБАД не придавал значения достойному захоронению, просто вопросы скорби и уныния — не наш конек. А вот праздник — есть. 7 адара — день смерти Моше-рабейну (Моисея). Он умер и был погребен Вс-вышним, погребен на горе Нево. И это был единственный случай, когда еврей умер, его погребли по всем правилам, а “Хевра Кадиша” при этом отдыхала. Вот этот день и считается нашим неофициальным праздником.

А много ли на территории бывшего Советского Союза похоронных братств? 

— В Москве есть две “Хевра Кадиша”, есть в Санкт-Петербурге, Киеве, Днепропетровске, Донецке, Одессе и Херсоне.

И как обстоят дела? 

— Я не скажу “за все СНГ”, а что касается Одессы, как говорят, бессер фун горнышт — лучше, чем ничего. Мы стремимся быть как все нормальные люди, то есть, как положено, делать у евреев. С квурой проблем практически нет, а вот с таhарой… Если бы нам еще и микву, так вообще было бы идеально. Я часто бываю в домах, где нет воды, грязь такая, что ногой ступить негде. И когда мне в Иерусалиме рассказывали, как нужно делать, я все время думал: “Ну-ну, пошли бы вы со мной в некоторые дома и посмотрели…”. 

А покойников не боитесь? 

(Улыбается) С живыми иногда страшнее. Не страшно, но бывает очень неприятно.

Но телефоны могу оставить: +380 50 336-66-73, +380 482 399-599, +380 48 728-0-770 

Источник статьи: Jewish.ru


Похороное бюро "Хевра Кадиша" (похороны по-еврейским обычаям)

тел.: +380 50 336-66-73, +380 482 399-599, +380 48 728-0-770 (Зеев-Вольф Верховский)