Printed from chabad.odessa.ua

Наши даты

Воскресенье, 07. Июль, 2019 - 2:27

 IMG_1651.JPG

4 тамуза 4931 года (9 июня 1171 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Яакова бен Меира (рабейну Там). Рабби Яаков бен Меир — внук великого комментатора Торы раби Шломо-Ицхаки (Раши), начинал свою учебу под руководством отца, рабби Меира бен Шмуэля, и старшего брата, рабби Шмуэля бен Меира, известного под акронимом Рашбам. Рабби Яаков известен как рабейну (наш учитель) Там (от слова «там», цельный, тот, у кого нет недостатков. Тора называет нашего праотца Яакова — иш там, совершенный человек, праведник). Рабейну Там был признан величайшим еврейским ученым своего поколения и к нему прибывали ученики из таких отдаленных от Франции мест, как Богемия и Россия. Вместе с несколькими мудрецами того периода (среди них второй зять Раши рабби Йеѓуда бар Натан (Риван), внуки Раши — Рашбам и Ривам (рабби Ицхак бен Меир), и правнук Ри ѓа-Закен) он участвовал в создании огромного свода дополнений к комментариям Раши к Талмуду. Этот труд получил название «Тосафот» («Дополнения»), а самих ученых называют тосафистами. Одно из самых известных решений рабейну Тама — «тфилин рабейну Там»: по мнению рабби Яакова (мнению, основанному на древней традиции) расположение отрывков внутри коробочек тфилин несколько отличается от общепринятого (известного как «тфилин Раши»). Обе эти традиции очень древние, и при археологических исследованиях в Хирбет-Кумране (т.н. свитки Мертвого моря) были обнаружены оба варианта тфилин. Рабби Яаков жил в городке Рамрю, где находилась йешива, которую он и возглавлял, а на жизнь зарабатывал, выдачей ссуд и виноделием. Это заставляло его поддерживать контакты с французской знатью и властями, с которыми у него были многочисленные конфликты. Во время Второго крестового похода в 1146 году рабби Яаков, будучи состоятельным виноторговцем, пострадал от погромщиков: его дочиста ограбили, нанесли пять глубоких ножевых ран и наверняка убили бы, если б рядом чудом не оказался некий рыцарь, который лично знал рабейну Тама и ценил его праведность. Рыцарь отбил его от обезумевшей черни и вывел из опасного места. Мудрец был спасен, после чего покинул Рамрю, перебравшись в Труа. 4 тамуза 5565 года (1 июня 1805 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Пинхаса бен Цви-Ѓирш ѓа-Леви Гурвица. Рабби Пинхас родился в украинском местечке Чорткове и вместе со своим братом, будущим рабби Шмуэлем-Шмельке из Никольсбурга (см. 2 ияра) учился сначала у своего отца, рабби Цви-Ѓирша, а затем в нехасидской («литовской») йешиве, но после поездки в Межирич и встречи с Магидом — рабби Дов-Бером, братья стали его преданными учениками и последователями. Сначала рабби Пинхас был помощником раввинов в Виткове и Леховице, но в 1772 году он получил престижное приглашение возглавить йешиву во Франкфурте-на-Майне. Добросердечный и мягкий рабби Пинхас пользовался любовью и уважением всех горожан, в том числе и неевреев. Во Франкфурте рабби Пинхас прожил 33 года, вплоть до самого ухода из этого мира. Рабби Пинхас вел активную борьбу с «отцом реформизма» Моисеем (Моше) Мендельсоном, в частности изо всех сил противился замышляемому им переводу Танаха на немецкий язык (сам Мендельсон рассматривал этот как первый шаг на пути к ассимиляции евреев). Сын рабби Пинхаса, рабби Цви Гурвиц, известен как рабби из Франкфурта. 4 тамуза 5579 года (27 июня 1819) — Йорцайт (годовщина ухода из мира) ребецн Эстер-Мирьям, дочери второго Любавического ребе, рабби Дов-Бера (Мителер ребе). В 1990 году на любавическом еврейском кладбище была обнаружена жестяная пластинка с частично поврежденной надписью. Из нее следовало, что ребецн Эстер-Мирьям умерла еще при жизни отца (к имени Мителер ребе добавлены слова «да продлятся его годы», которое используют только с именами живых людей). Интересно, что этого момента никто не знал (точнее, не помнил) о существовании у Мителер ребе дочери Эстер-Мирьям. 5 тамуза 3332 года (429 год до н.э.) — Видение пророком Йехезкелем Меркавы (Б жественной колесницы). В этот день у пророка Йехезкеля, первого из пророков, пророчествовавших вне Эрец-Исраэль, было видение Б жественной колесницы (маасе меркава), описанием которой является аллегорией духовной инфраструктуры этого мира. 5 тамуза 5046 года (29 июня 1286) — Арест рабби Меира из Ротенбурга. Рабби Меир бен Барух, известный как Маѓарам был непревзойденным авторитетом для европейских евреев XIII века. После восшествия в 1286 году на германский престол Рудольфа I Габсбурга на евреев страны был наложен дополнительный налог, одновременно менявший статус немецкого еврейства, и превращавший их и все их имущество в личную собственность императора. Ответом на это был массовый исход евреев из Германии. Вождем исхода стал рабби Меир, который был арестован и заточен в тюрьму. Поскольку власти потребовали в качестве выкупа огромную сумму (равную сумме налога), то рабби Меир запретил общине выкупить себя, чтобы не создавать прецедент и предотвратить вымогательства со стороны властей (в Талмуде сказано, что если за пленника просят сумму, намного превышающую разумные пределы, то выкупать пленника нельзя, чтобы не соблазнять похитителя легким заработком). Рабби Меир умер в тюрьме в 1293 году (см. 19 ияра), но его останки не выдавали для погребения вплоть до 1307 года, когда евреи выкупили их за большую сумму. 6 тамуза 5736 года (4 июля 1976 года) — Операция «Йонатан» (она же «Операция «Энтеббе»). Арабские террористы захватившие самолет с заложниками-израильтянами, укрылись в аэропорту города Энтеббе, столицы африканской страны Уганда. Правителем Уганды был жестокий диктатор-антисемит Иди Амин, поэтому террористы были уверены в своей безнаказанности. Однако, в результате дерзкой операции израильских «коммандос» заложники были освобождены. В ходе операции погиб руководитель группы спецназа Йонатан Нетанияѓу (брат известного израильского политика Биньямина Нетанияѓу). 8 тамуза 5651 года (14 июля 1891) — Помолвка ребецн Хаи-Мушки, младшей дочери четвертого Любавического ребе, рабби Шмуэля (ребе Маѓараш) и рабби Моше ѓа-Коѓена Ѓоренштейна. Рабби Моше Ѓоренштейн был выдающимся мудрецом и праведником, так что братья Хаи-Мушки, в частности будущий пятый Ребе, рабби Шолом-Дов-Бер (ребе Рашаб), приложили немало усилий к тому, чтобы помолвка состоялась. 8 тамуза 5659 года (16 июня 1899 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Элияѓу Мани. Рабби Элияѓу Мани родился в Багдаде (Ирак), однако, после брахи (благословения) полученной от великого каббалиста рабби Йосефа-Хаима бен Элияѓу аль-Хахам (рабби Бен Иш Хай, см. 13 элула) он переехал в Эрец-Исраэль, где поселился в Хевроне и возглавил еврейскую общину. Рабби Элияѓу пользовался уважением не только евреев, но и арабских жителей Хеврона, называвших его «шейх». После ухода рабби Элияѓу из этого мира, он был похоронен на еврейском кладбище, однако арабы похитили его тело, и перезахоронили на мусульманском кладбище. Еврейской общине пришлось не просто добиться возвращения тела рабби Элияѓу, но и выставить охрану возле его могилы. 9 тамуза 3338 года (423 год до н.э.) — Вавилоняне проломили стену Иерусалима. В этот день армия вавилонского царя Навухаднецара (Навуходоносора) пробила стены Иерусалима и ворвалась в город. Царь Иудеи Цидкияѓу сдался и был уведен в Вавилон. Месяц спустя Иерусалим был полностью захвачен врагом, Первый Храм был разрушен, а большая часть евреев уведена в изгнание. Долгие годы этот день отмечался постом, однако после того как через 490 лет римские легионеры 17 тамуза пробили брешь в иерусалимских стенах (это привело к разрушению Второго Храма) даты обоих постов были совмещены (см. 17 тамуза). 9 тамуза 5004 года (17 июня 1244 года) — Сожжение на Гревской площади Парижа трактатов Талмуда. В 1240 года король Людовик IX Святой устроил в своей резиденции диспут между евреями и христианами, причем евреев туда доставили насильно под конвоем. Евреев представляли четыре раввина, христиан – самый ученый из монахов, францисканец, профессор Сорбонны, выкрест Николай Донин из Ля-Рошели. Свидетели сообщают, что Николай «выглядел слабо», но преимущество «истинной веры» «не могло не проявить себя», так что, по приговору, евреи были признаны проигравшими. А спустя 4 года были сожжены два десятка телег, наполненных томами Талмуда. Это было первое в истории сожжение еврейских книг и в память об этом событии был учрежден пост. Однако, как пишется в книге «Танья равта» «Пост не прикреплен к дням года, потому что открылось мудрецам, что текст Торы это событие предвидел заранее», то есть постятся не 9 тамуза, а в шестой день недели, когда читают главу «Хукат»

Комментарии: Наши даты
Нет добавленных комментариев