Printed from chabad.odessa.ua

НАШИ ДАТЫ

Четверг, 03. Октябрь, 2019 - 2:34

 

20320_n.jpg


 

29 элула до сотворения мира (3761 год до н.э.) - Пятый день Творения.

В этот день были созданы насекомые и обитатели морей в том числе и морские чудовища вроде Ливьятана, а также птицы. В тот же день они получили благословение Всевышнего «Плодитесь и размножайтесь». В отличие от живых существ растительный мир, созданный днем ранее, не получил особого благословения, потому что для успешного вызревания плодов всякий раз требуется молитва человека.

 

29 элула 5549 года (20 сентября 1789) — День рождения рабби Менахема-Медела (Цемах-Цедека).

Он родился накануне праздника Рош ѓа-Шана в семье Шолом-Шахно и Дворы-Леи, второй дочери Алтер ребе. Имя ребенок получил в честь рабби Менахема-Мендла из Городка, который ушел из этого мира 1 ияра 5548 года (8 мая 1788 года). 

После рождения ребенка его деушка, Алтер ребе, передал родителям хранившийся у него специальный отрез полотна, для того, чтобы в него завернули ребенка, после его первого купания, точно так же, как он сделал это после рождения своего сына Дов-Бера (Мителер ребе).

Рано осиротев — мать умерла в 1792 году (см. 3 тишрея), а отец в 1800 году, — он воспитывался в доме деда, который сразу обратил внимание на необычайные способности внука и видел в нем будущего ребе. Образование рабби Менахем-Мендл получил под руководством деда (кроме этого он дополнительно изучал математику с астрономией) и с ранней юности стал писать хасидские сочинения. Всего им было написано свыше 48 тысяч страниц! А одно из произведений — сборник ответов на вопросы, решений проблем и талмудических новелл «Цемах цедек» («Поросль благочестия»), как это часто случалось в еврейских общинах, стало собственным именем самого автора.

Ребе Цемах Цедек многое сделал для улучшения экономического положения хасидов и для укрепления движения Хабад. Ему удалось договориться с главой Воложинской йешивы рабби Ицхаком бен Хаимом Воложинером и прекратить взаимные нападки хасидов и миснагдим (противников хасидизма). Кроме того, им было куплено одно из зданий Иерусалима, где теперь размещается синагога и йешива «Цемах цедек» (после захвата в 1948 году арабскими войсками Еврейского квартала и его почти полного разрушения, это здание было одним из немногих уцелевших).

Ребе Цемах-Цедек боролся против системы кантонистов (насильственная сдача маленьких еврейских детей в русскую армию) и предложенной царским правительством реформы еврейского образования. Это не прошло ему даром, и в общей сложности он арестовывался 22 раза!

 

1 тишрея 1 года (3760 до н.э.) - Шестой день Творения. Создание Адама и Хавы (Евы). Первое грехопадение.

В этот день были созданы все земные животные. В этот же день по образу и подобию Б-жьему был создан первый человек Адам (еврейская традиция (точнее, каббала) различает двух Адамов: Адам ѓа-Ришон - «Первый Адам (т.е. до создания Хавы)» и просто Адам) а из его ребра была создана его супруга и спутница Хава (Ева). Люди получили благословение-пожелание: «Плодитесь и умножайтесь, и наполняйте землю, и покоряйте ее, и властвуйте над рыбой морской и над птицей небесной, и над всяким животным, что ползает по земле!"

Вот примерная хронология событий этого дня: 

В первый час этого дня у Всевышнего созрело решение, во втором часу Он совещался с ангелами, на третьем - собрал прах, из которого было создано тело Адама. В четвертом часу Он очертил его контур, в пятый создал его ткани, а в шестом часу Он придал Адаму форму и поставил его на ноги. В седьмом Он вдохнул в него душу, в восьмом ввел его в Ган-Эден (рай), в девятом наложил запрет на плоды древа познания. Увы, но в десятом часу Адам нарушил этот запрет, за что в одиннадцатом часу был судим, а в двенадцатом - прощен Всевышним. Собственно, за проявленное самоволие и неисполнение приказа всевышнего Адам и Хава должны были быть немедленно изгнаны из райского сада, но Всевышний пожалел их и оставил в раю на время седьмого дня, т.е. субботы.

Кстати, плод Дерева Познания Добра и Зла был чем угодно (есть четыре мнения по этому поводу) но точно не яблоком.

Пребывая в райском саду Адам не отдыхал, а работал и работа его заключалась в уходе за садом. Конечно никаких сапок, секаторов и распылителей диоксинов Адам не использовал. Он просто молился и просил Всевышнего, чтобы тот посылал дождь в нужное время и нужное место сада и чтобы Он благословил грядущий урожай. Просил — цвело. не просил — все приходило в запустение. Вот таким было садово-парковое искусство первого дня Творения.

 

1 тишрея 1565 года (2105 год до н.э.) — Третий вылет голубя из Ноева ковчега.

На 307-й день Потопа Ноах в третий раз выпустил голубя из ковчега (два прежних полета см. 17 и 23 элула). Голубь не вернулся (это был не почтовый голубь) и Ноах понял, что воды Потопа отступили и земля начала подсыхать. В этот же день Ноах снял крышу ковчега, но и сам Ноах с семьей и все прочие обитатели ковчега оставались на нем еще 57 дней, до 27 хешвана, пока они не убедились, что поверхность Земли высохла окончательно и когда Всевышний скомандовал им выйти из ковчега и начать снова заселение земли.

 

1 тишрея 2084 года (1677 год до н.э.) — Связывание Ицхака. 

1 тишрея 2084 года (1677 год до н.э.) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) жены Авраама и матери Ицхака Сары.

Это было последним, десятым по счету, испытанием Авраама — согласно указанию Всевышнего он должен был принести в жертву своего любимого сына Ицхака. Авраам послушался всевышнего и отвел Ицхака на гору Мория (Храмовая гора в Иерусалиме), где связал его и положил на жертвенник. Однако Всевышний, увидев, что Авраам готов идти до конца, в исполнении его указаний, проявил милосердие и отменил указ. А вместо Ицхака в жертву был принесен оказавшийся рядышком баран (традиция гласит, что он был создан на исходе шестого дня Творения, специально для этой цели).

В тот же день, в возрасте 127 лет ушла из этого мира жена Авраама и мама Ицхака — Сара, входящая в число трех праматерей еврейского народа. Традиция гласит, что умерла она от того, что ей явился Сатан (сатана) и объявил, что ее Авраам повел Ицхака для принесения его жертву, но жертвоприношение не состоялось. Сара, решив, что Ицхак просто оказался недостоин (жертва — хлебная, плодовая, мясная должна соответствовать весьма строгим требованиям чистоты), очень огорчилась и умерла от разрыва сердца. Похоронена она была в Хавроне, в пещере Махпела, там же, где покоятся Адам, Хава, Авраам, Ицхак и его жена Ривка, Яаков и его жена Лея.

 

1 тишрея 2229 года (1532 год до н.э.) — Йосеф вышел из темницы.

После 12 лет заключения младший сын Яакова, Йосеф, вышел из темницы, куда он был заключен по ложному обвинению. С этогом омента началась его головокружительная карьера, приведшая его к второму по значимости посту в государстве.

 

1 тишрея 5507 года (15 сентября 1746 года) — «Подъем души» «поднятие души» основателя хасидизма рабби Исраэля Баал Шем-Това (Бешта) и его встреча с Мошиахом

В письме к своему шурину рабби Гершону Кутоверу рабби Бешт писал: «В Рош ѓа-Шана 5507 года, как известно тебе, семь раз совершал я «поднятие души» и видел вещи чудесные в этом видении, чего не видел я до сих пор, со дня, когда обрел я понимание мое… <…> …И поднимался я с одной ступени на другую до тех пор, пока не вошел я во дворец Мошиаха… <…> …И спросил я Мошиаха: «Когда придешь, Господин?» И ответил он: «Когда распространятся твои источники наружу (т.е., когда учение хасидизма станет достоянием мира)!».

  

1 тишрея 5684 года (11 сентября 1923 года) — Начата традиция даф йоми — ежедневного изучения одного листа Талмуда.   

Даф йоми («ежедневный лист» (иврит, на идиш — блат Геморэ) — предложенный рабби Меиром Шапиро из Люблина порядок изучения Талмуда, при котором все евреи в мире ежедневно изучают одну и ту же страницу талмуда. На изучение каждой страницы отводится один день и в таком темпе все 2711 страниц Талмуда «проходят» за 7 лет и 5 месяцев. Начато изучение было 1 тишрея 5684 года.29 сентября 1997 года был завершен 10-й цикл изучения, 2 марта 2005 года завершили 11-й цикл, а 12-й цикл завершился 2 августа 2012 года. 

 

2 тишрея 1 года (3760 год до н.э.) — Седьмой день Творения.

Это был первый шаббат в мировой истории и единственный, на сегодняшний момент, шаббат, который люди провели в раю. Этим днем закончились семь дней Творения (их было именно семь, а не шесть, как ошибочно думают многие).

 

2 тишрея (по другим данным - 1 тишрея) 3339 года (422 год до н. э.) - гибель Гедалии бен Ахикама.

Когда вавилонский правитель Навухаднецар (Навуходоносор) разрушил Храм и изгнал евреев в Вавилонию, он позволил незначительной части населения остаться в стране и поставил над ними в качестве наместника Гедальягу, сына Ахикама, потомка царя Давида. Узнав об этом, евреи, жившие в Моаве, Аммоне, Эдоме и других странах, вернулись в Израиль и занялись обработкой виноградников, подаренных им Навухаднецаром.

Царь Аммона, ненавидевший евреев, подговорил Ишмаэля, сына Нетаньи, который также был потомком царя Давида и претендовал на власть в стране, чтобы он убил Гедалью. Ишмаэль прибыл в резиденцию наместника в городе Мицпа. Хотя Гедалья был предупрежден о заговоре, он не поверил и принял Ишмаэля с почетом. В разгар пира Ишмаэль убил Гедалью, большинство евреев, бывших с ним, и вавилонский гарнизон, которых оставил в стране Навухаднецар. Оставшиеся евреи опасаясь мести вавилонян бежали в Египет.

Со смертью Гедальи погасла едва тлевшая после разрушения Первого храма последняя искра еврейской государственности в Эрец-Исраэль и началось вавилонское изгнание. В память об этом день убийства Гедальи отмечают постом (т.к. поститься в день праздника нельзя, то пост переносят на следующий день, 3 тишрея). 

 

2 тишрея 5703 года (13 сентября 1942 года) - Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) ребецн Шейны Ѓоренштейн, младшей дочери шестого Любавического ребе.

Хотя шестому Ребе, рабби Йосефу-Ицхаку (ребе Раяц) и его семье, как латвийским гражданам удалось выехать из Польши, уже объятой пламенем Второй мировой войны, в стране осталась его младшая дочь, ребецн Шейна и ее муж, рабби Менахем-Мендл Ѓоренштейн. Им, польским гражданам, выехать из страны было невозможно.

Прибыв США, ребе Раяц предпринял титанические но безрезультативные усилия по вызволению семьи своей дочери из польского ада,. Ребецн Шейна подобно большинству польских евреев сгорела в печах лагерей смерти (в данном случае - Треблинки).

Нынешний Ребе в этот день читал поминальную молитву-кадиш в память ребецн Шейны.

 

3 тишрея 1 мира (3760 год до н.э.) — Изгнание людей из Ган-Эдена (райского сада).

Шаббат закончился и, как пишется в Торе «И отослал его Г-сподь Б-г из сада Эденского возделывать землю, откуда он взят. И изгнал Он человека и поместил к востоку от сада Эденского крувим (ангелов-разрушителей) и с огненным лезвием меч вращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни».

 

3 тишрея 5553 года (19 сентября 1792 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) ребецн Дворы-Леи. 

Ребецн Двора-Лея, супруга рабби Шолома-Шахно была дочерью Алтер ребе и мамой будущего ребе Цемах-Цедека. Она ушла из этого мира на третий день после того, как ее сын отметил свое трехлетие.

Предыдущий год был очень тяжелым для ее отца, Алтер ребе, так как все проклятия и обвинения, которые высказывали в его адрес митнагдим (противники хасидизма) повисли на нем тяжелым грузом. Алтер ребе очень плохо выглядел, и все хасиды с ужасом наблюдали за тем, что твориться.

В канун Рош ѓа-Шана 26-летняя дочь Алтер ребе ребецн Двора-Лея вошла в малый зал синагоги, где находился отец и еще несколько человек, которые читали Псалмы. Подойдя к арон-койдешу (шкафу, где хранятся свитки Торы), она открыла его, и произнесла: «Призываю в свидетели всех находящихся здесь, что я находясь в здравом уме и трезвой памяти прошу Всевышнего перенести приговор подписанный моему отцу на меня».

Когда в вечер Рош ѓа-Шана Алтер ребе попытался поздравить ее он начал говорить «Леша…» но она опередила его и быстро-быстро сказала: «Лешана това у метука, аба!» («Доброго и сладкого года, папа!») и Алтер ребе так и не успел ей ничего пожелать. К вечеру второго дня праздника ей стало плохо, а на следующий день она покинула этот мир.

 

5 тишрея 2197 года (1565 год до н.э.) — День рождения Нафтали, одного из 12-ти сыновей праотца Яакова.

5 тишрея 2333 года (1429 год до н.э.) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира Нафтали, одного из 12-ти сыновей праотца Яакова.

Нафтали был вторым сыном нашего праотца Якова и его жены Билѓи и шестым сыном в общем порядке рождения. Наследственный удел колена Нафтали в Эрец-Исраэль располагался в северной части страны — от озера Кинерет и горы Тавор и заходил примерно на сотню километров на территорию нынешнего Ливана.

Похоронен Нафтали в городе Кедеш-Нафтали, находившемся в его уделе.

 

5 тишрея 3894 года (134 год) — Пленение рабби Акивы бен Йосефа.

В этот день римлянами был схвачен один из величайших еврейских мудрецов рабби Акива. О его дальнейшей судьбе мы каждый раз вспоминаем во время Рош ѓа-Шана, читая отрывок, где рассказывается о судьбе мудрецов, замученных римлянами (см. 25-26 сивана).

Рабби Акива происходил из семьи геров (людей, перешедших в иудаизм) и среди его предков числился лютый враг евреев Сисра — военачальник ханаанского царя Явина, разбитый пророчицей Дворой и еврейским полководцем Бараком (этот Барак к современному израильскому политику никакого отношения не имеет).

Акива бен Йосеф в детстве и юности не получил никакого образования и служил пастухом у богатого иерусалимца по прозвищу Калба Савуа. Он женился на его дочери Рахели, которая обусловила свое замужество обязательством мужа заняться изучением Торы и алфавит рабби Акива учил вместе со своим маленьким сыном. Затем он уехал в Лод, где учился у рабби Элиэзера бен Гурканоса, рабби Йеѓошуа бен Хананьи и рабби Нахума из Гимзо. Спустя некоторое время он сам стал крупным религиозным авторитетом, а его учениками были рабби Меир (см. 14 ияра), рабби Шимон бар Йохай (см. 18 ияра), рабби Йоси бен Халафта, рабби Элазар бен Шаммуа, рабби Нехемия. 

Рабби Акива поддержал восстание Шимона Бар-Кохбы и признал в нем Мошиаха, но, к сожаленью, Бар-Кохба не оправдал надежд и не реализовал свой потенциал. Через некоторое время после разгрома восстания, был арестован до доносу некоего Папаса бен Йеѓуды, римские власти заточили рабби Акиву в тюрьму, поскольку, вопреки запрету, он продолжал обучать евреев Торе. Смерть рабби Акивы (см. 10 тишрея) была мучительной: палачи содрали с него кожу железными граблями.

 

5 тишрея 5668 года (13 сентября 1907 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Мордехая Шнеерсона из Витебска, внука ребе Цемах Цедека.

Рабби Мордехай был сыном рабби Боруха-Шолома (Рабаш), сына Цемах Цедека. Пост раввина города Витебска он занял будучи еще молодым человеком. Его внуком был Менахем-Мендл Шнеерсон, наш нынешний Ребе.

 

6 тишрея 5572 года (24 сентября 1811 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Арье-Лейба бен Боруха из Шполы (Шполер зейде).

Шполер-зейде («дедушка из Шполы») был потомком знаменитого раввина, каббалиста и создателя Голема рабби Йеѓуды-Лива бен Бецалеля из Праги (Маѓараль, см. 18 элула), а значит и потомком царя Давида (интересно, что основатель движения Хабад Алтер ребе тоже был потомком Маѓараля).

Его родители — рабби Борух и ребецн Рахель получили благословение на рождение сына от основателя хасидизма рабби Исраэля Баал Шем-Това. Баал Шем-Тов предсказал, что ребенок станет великим праведником, попросил, чтобы его назвали Лейбом и строго предупредил, чтоб мать сама кормила ребенка и не нанимала кормилицу, как обычно делала с остальными детьми.

После обрезания кватер (человек, несущий ребенка к моэлю) и сам отец принялись обходить собравшихся, чтобы каждый мог благословить ребенка. Когда кватер подошел к Баал-Шем-Тову, как обычно скромно стоявшему в сторонке, тот возложил ладони на головку младенца и громко произнес: «Кто я? Я — невежда. Я даже не знаю, как благословлять на святом языке! Но я помню, как мой отец учил меня однажды стиху из Торы: «И Авраѓам состарился». Он объяснил мне, что слово ав, — начало имени Авраам, — означает «отец». А второе слово, - закейн («состарился»), — означает также зейде («дедушка» на идиш). Вот и получается, что наш праотец Авраѓам — зейде всего еврейского народа! И я поэтому хочу благословить мальчика, чтобы он вырос и стал зейде для всего народа Израиля, как наш праотец Авраѓам!»

Многих развеселило это странное благословение, но с тех пор мальчика так и стали звать – Зейде. Сначала в шутку, а потом с любовью. Даже сами родители называли своего сына «унзере клейничке Зейделе» («наш маленький Зейделе»).

Когда Арье-Лейб вырос ( а учителем его был знаменитый рабби Пинхас из Кореца) он, как и предсказал Баал-Шем-Тов, стал великим праведником, который всю жизнь помогал своим братьям в этом мире и ходатайствовал за них в высших мирах. И всю жизнь его называли «дедушкой» – Шполер Зейде. 

Среди множества историй о Шполер зейде широко известна история его пуримшпиля-суда, который заставил оступиться грозного прокурора, а также история вызволения еврея-арендатора, когда Шполер зейде своим «медвежьим танцем» выиграл танцевальное единоборство на глазах у своенравного пана. Мелодия, под которую танцевал тот «медведь», стала впоследствии знаменитым нигуном Шполер зейде «Гоп козак».

Известны разногласия между Шполер зейде и рабби Нахманом из Брацлава. Зейде, ценивший знания и страстную веру рабби Нахмана, укорял его, что тот пришел в этот мир на несколько поколений раньше своего времени. Рабби Нахман же в ответ заявлял, что сам Зейде пришел на три поколения позже, чем то, где он был нужен.

 

6 тишрея 5725 года (5 сентября 1964 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) ребецн Ханы, матери нынешнего Ребе. 

Она родилась 25 тевета 5640 года (1880) в семье николаевского раввина рабби Меира-Шломо и ребецн Рахель (Рохл) Яновских. 13 сивана 5660 (1900) года она вышла замуж за рабби Леви-Ицхака Шнеерсона и в 1902 году у них родился первенец Менахем-Мендл (наш нынешний Ребе). 

В 1909 году рабби Леви-Ицхак занял пост раввина Екатеринослава (Днепропетровска), на котором оставался в течение тридцати лет. Ребецн помогала ему в работе, внося немалый вклад в успех мужа, так как, имея прекрасное образование и хорошо владея русским языком, она понимала людей и умела с ними общаться. 

В 1939 году рабби Леви-Ицхака арестовали за активную деятельность по укреплению иудаизма в СССР и сослали в казахстанский городок Чили. Как только ребецн стало известно о местонахождении мужа, она, невзирая на трудности и опасности, присоединилась к нему, чтобы облегчить его участь. 

Находясь в ссылке, ребецн делала самодельные чернила, чтобы дать возможность мужу писать исследования по сложным местам в Торе (эти замечательные записи увидели свет спустя тридцать лет). 

В 1940 году она овдовела, и следующие несколько лет были для нее очень тяжелы. Но в 1946 году настал конец мучениям и скитаниям, — ребецн Хана отправилась в Париж, где ее встречал сын Менахем-Мендл, с которым она не виделась почти двадцать лет! 

Из Парижа оба направились в Нью-Йорк, где ребецн Хана прожила последние 17 лет жизни. Она ушла из мира 6 тишрея 5725 года и была похоронена в Нью-Йорке. В память о ребецн во всем мире были основаны еврейские образовательные учреждения, получившие название «Бет-Хана». 

В Украине также действует «Бет-Хана» — еврейский педагогический колледж, расположенный в Днепре.

Комментарии: НАШИ ДАТЫ
Нет добавленных комментариев