Printed from chabad.odessa.ua

НАШИ ДАТЫ

Воскресенье, 06. Октябрь, 2019 - 12:16

 20320_n.jpg7 тишрея 2202 года (1560 год до н.э.) — День рождения Звулуна, одного из 12-ти сыновей праотца Яакова.

7 тишрея 2311 года (1450 год до н.э.) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира Нафтали, одного из 12-ти сыновей праотца Яакова.

Звулун был шестым сыном нашего праотца Якова и его жены Леи и десятым сыном в общем порядке рождения. Из этого колена происходили судьи Эйлон и Ивцан. Наследственный удел колена Звулуна в Эрец-Исраэль располагался в северо-западной части страны и занимал северо-западную часть Изреельской долины и юг Нижней Галилеи. Этот район отличался плодородием земель и богатством водных ресурсов, а колено Звулуна в соответствии с пророчеством Яакова занималось торговлей и земледелием, материально поддерживая братьев из колена Иссахара, которые основное время посвящали изучению Торы. 

Похоронен Звулун в городе Сидон (нынешняя Сайда на юге Ливана).

 

8 тишрея 2935 года (826 год до н.э.) — Начало празднеств, посвященных завершению строительства Храма.

Двухнедельными празднествами отметил царь Шломо (Соломон) завершение строительства Храма в городе Иерусалиме, который в течение 410 лет (вплоть до его разрушения вавилонянами) оставался центром национальной и духовной жизни еврейского народа. А начались торжественные церемонии 8 тишрея.

 

8 тишрея 5552 года (13 октября 1791 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Боруха, отца Алтер ребе.

Рабби Борух в юности много путешествовал по Европе, обучаясь в разных йешивах и у разных раввинов. Однако, несмотря на большую ученость, он тщательно скрывал ее (рассказывают, что он был членом союза нистарим — праведных мудрецов-каббалистов, тайком путешествовавших по еврейским местечкам и в случае необходимости приходивших местным жителям на помощь). После женитьбы рабби Борух осел в Лиозно (Белоруссия). Там у него родились четверо сыновей, один из которых, Шнеур-Залман (известный нам как Алтер ребе), стал основателем движения Хабад.

На склоне лет рабби Борух опять отправился в путешествия и последним своим местом жительства выбрал венгерский городок Солиш (теперь он находится у нас в Украине, в Закарпатской области, и называется Виноградов). В 1791 году рабби Борух ушел из этого мира и был похоронен на кладбище Солиша. 

 

10 тишрея 2083 года (1677 год до н.э.) — День рождения нашей праматери Ривки, жены Ицхака.

В этот день в городе Падан-Арам (нынешняя Сирия) у человека по имени Бетуэль родилась дочь Ривка (Ревекка), которая стала женой нашего праотца Ицхака (Исаака) и матерью близнецов Якова и Эсава.

Ривка — наряду с Сарой, Леей и Рохл (Рахелью) является одной из четырех праматерей еврейского народа. Она, как Сара и Лея, похоронена в Хевроне, в пещере Махпела, рядом со своим мужем Ицхаком.

 

10 тишрея 2449 года (1311 год до н.э.) — Еврейский народ получает вторые скрижали. День прощения.

Это случилось спустя 82 дня после того как народ Израиля, презрев условия только что заключенного у горы Синай союза, принялся об жествлять золотую фигуру тельца. После того как Моше 40 дней выпрашивал на горе Синай прощения для всего народа, лишь после этого ему было сообщено, что Всевышний прощает свой народ и дает ему в знак примирения вторые скрижали, взамен разбитых после греха с золотым тельцом.

 

10 тишрея 3894 года (134 год) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) и кидуш ѓа-Шем (мученическая смерть ради сохранения еврейства) рабби Акивы бен Йосефа.

Несколькими днями ранее (см. 5 тишрея) рабби Акива был арестован до доносу некоего Папаса бен Йеѓуды, так как, вопреки запрету, он продолжал обучать евреев Торе. Смерть рабби Акивы была мучительной: палачи содрали с него кожу железными граблями. Сам же рабби Акива в этот момент громко читал слова «Шма Исраэль» («Слушай Израиль…»), утешая своих учеников тем, что он, наконец-то, получил возможность полной мерой продемонстрировать свою любовь к Всевышнему.

 

10 тишрея примерно 3900-4000 годы (150-160 гг.) — Запрещение обрезания императором Адрианом.

Римский император Адриан, раздосадованный восстанием Бар-Кохбы и сопротивлением, которое евреи оказывали его попыткам ансадить в иудее культ б-жественного себя (по традиции римские императоры считались б-гоподобными) принялся за искоренение иудаизма. Основную опасность он видел в изучени Торы, соблюдении шабата и обрезании (брит-мила). Что случалось с обучающими Торе хорошо видно на примере рабби Акивы (см. 10 тишрея), а вот обряд брит-мила был объявлен членовредительством, за которое людей сажали в тюрьму, а так же казнили. Естественно, у Адриана ничего не получилось, время все расставило по своим местам, но осадок, как говорится, остался…

 

10 тишрея 5734 года (2 октября 1973 года) — Нападение арабских армий на Израиль и начало Войны Судного Дня.

Начало боевых действий армии Сирии и Египта приурочили к Йом-Кипуру, дню, который большинство евреев (в том числе и солдат) проводит в синагогах и следовательно армия находится в «разобранном» состоянии (примерно так и получилось — практически все военнослужащие были в отпуске). Однако в те годы практически все граждане Израиля отмечали Йом-Кипур и провести мобилизацию не составило труда — всех мужчин можно было найти в синагогах. И поскольку в этот день обычное движение транспорта прекращалось, то дороги были свободны и военнослужащие смогли быстро добраться до боевых позиций. 

Война, как вы помните, закончилась очередным поражением арабских армий, хотя провальное начало войны сказалось и Армия обороны Израиля понесла очень большие потери — погибло свыше 2000 солдат.

 

10 тишрея 5716 года (26 сентября 1955 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Йеѓуды-Лейба Ашлага.

Рабби Ашлаг (также известный под именем ѓа-Сулам, по названию своего основного труда) был одним из самых больших каббалистов последних поколений. Он родился в 1886 году в Польше и с детства удивлял окружающих своими способностями. Позже он стал хасидом рабби Меира-Шалома из Калуша, а также часто бывал в Бельзе (город в Львовской области. Не путайте с городом Бэлц (Бельцы), который в Молдавии), у Белзер ребе рабби Иссахара-Дова Рокеаха.

Будучи совсем молодым, он перебрался в Варшаву, где стал раввином одном из общин (несмотря на почтенную должность он жил очень бедно, так что свои труды писал на обрывках бумаги). В Варшаве рабби Ашлаг продолжил заниматься Каббалой и здесь у него появился учитель (сам рабби Йеѓуда-Лейб говорил, что учитель запретил раскрывать его имя, но «в миру» он был известным варшавским бизнесменом)

С 1922 года рабби Ашлаг с семьей перебрался в Иерусалим. Здесь они жили в маленькой комнате в мансарде дома, стоявшего в узеньком переулке возле Стены плача.

Последнее десятилетие рабби Йеѓуда-Лейб провел в Бней-Браке и Тель-Авиве. Именно здесь он закончил свой главный труд — книгу «ѓа-Сулам (Лестница)» (ни много ни мало 21 том!) — полный и откомментированный перевод книги «Зоѓар» на иврит (в оригинале книга написана на арамейском).

 

11 тишрея 5553 года (27 сентября 1792 года) — Начало учебы Менехема-Мендла (будущего ребе Цемах-Цедека) в хедере.

После ухода из этого мира его мамы (см. 3 тишрея 5553 года), дочери Алтер ребе, дедушка взял на себя воспитание внука и уже на следующий день после Йом-Кипура трехлетний Менахем-Мендл, как и положено, в этом возрасте еврейским детям впервые отправился на учебу. Меламедом (учителем) юного Менахема-Мендла, по просьбе дедушки, стал рабби Авраѓам бен Шимшон.

 

12 тишрея 5537 года (25 сентября 1776 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Авраѓама бен Дов-Бера «Малаха» («Ангела»). 

После ухода из этого мира рабби Исраэля Баал Шем-Това рабби Дов-Бер, известный как Межеричский магид (проповедник), возглавил хасидское движение. Среди учеников магида были товарищи по учебе — его сын рабби Авраѓам, прозванный «Малах» («Ангел») и Шнеур-Залман бен. Что значит «товарищи по учебе»? В йешивах существует такая практика: двое равных по знаниям и интеллекту студента образуют хавруту (товарищество) и занимаются вместе, вдвоем доискиваясь до решения сложных проблем и непонятных мест в изучаемом материале. Рабби Шнеур-Залман стал известен как Алтер ребе — основатель движения Хабад, а внуком рабби Авраама, ушедшего из этого мира в 26 лет, был рабби Исраэль Фридман (Ружинский ребе). Ну а потомки Ребе из Ружина стали родоначальниками движений ружинских, садигорских и бояновских хасидов.

 

13 тишрея 5598 года (12 октября 1837 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Акивы Эйгера.

Рабби Акива бен Моше Гинс Эйгер родился в 1761 году в Австрии в известной раввинской семье. Учился в йешивах Маттерсдорфа и Вройлава, возглавлял общины Маркеш-Фридланла и Познани, где и прожил оставшееся время. Созданная им в Познани йешива была крупнейшей в Европе, а сам он считался одним из крупнейших талмудических ученых и величайших ѓалахических авторитетов того времени.

Его внук, рабби Иеѓуда-Лейб Эгер, учился сначала у Гурского, затем Коцкого и Избицкого ребе, а в дальнейшем сам стал главой одного из хасидских течений (его центр теперь находится в израильском Бней-Браке).

 

13 тишрея 5643 года (26 сентября 1882 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) четвертого Любавичского ребе рабби Шмуэля (ребе Маѓараш). 

Рабби Шмуэль бен Менахем-Мендл родился 2 ияра 5594 (1834) года и после ухода его отца, третьего Любавичского ребе, рабби Цемах Цедека в 1866 году из этого мира возглавил движение Хабад.

Несмотря на то, что всю жизнь он очень сильно болел и болезни доставляли ему мучения, ребе Маѓараш интенсивно трудился, оставив после себя свыше 1000 майморим (хасидских-поучений-проповедей) и исколесив всю Европу, пытаясь организовать давление на царский режим с тем, чтобы облегчить положение евреев в России.

Шестой Любавический ребе, рабби Йосеф-Ицхак рассказывал, что примерно за 25 минут до ухода из этого мира дедушка (т.е. рабби Шмуэля) взяв карманные часы и сняв их с цепочки, вставил лист бумаги в часы таким образом, чтобы они остановились, когда стрелка дойдет до 11 часов 51 минуты. После этого он попросил позвать к нему сыновей, для того, чтобы высказать им свою последнюю волю. А в 11 часов 51 минуту 13 тишрея 5643 года он ушел из этого мира.

Похоронен ребе Маѓараш в Любавичах.

Комментарии: НАШИ ДАТЫ
Нет добавленных комментариев