Printed from chabad.odessa.ua

НАШИ ДАТЫ

Понедельник, 13. Январь, 2020 - 2:44

 

aIKu10625256.jpg15 тевета 5619 года (26 декабря 1942 года) — День рождения ребецн Стерны-Сары, супруги рабби Шолом Дов-Бера (ребе Рашаб).

Ребецн Стена-Сара родилась в Любавичах в семье рабби Йосефа-Ицхака из Овруча, сына третьего Любавического ребе Цемах Цедека и ребецн Ханы, дочери рабби Яакова-Исраэля из Черкасс (зятя Мителер ребе). Мужем ее был пятый Любавический ребе рабби Шолом-Дов-Бер (ребе Рашаб), а сыном — рабби Йосеф-Ицхак (шестой Любавический ребе, ребе Раяц).

 

17 тевета 5515 года (31 декабря 1754 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира рабби Аѓарона-Зейлига бен Йоэля Фейвуша.

Рабби Аѓарон так же известен как реб Ареле или Толдот Аѓарон (в ашкеназском произношении — Толдес-Арэн), по названию своей книги. Его последователи («зебры») носят халат из особой белой или серебряной ткани с черными или темно-синими полосами (за эти полосатые одежды хасиды реб Ареле и получили свое прозвище). Производят эту ткань только в Сирии и контрабандой доставляют в Восточный Иерусалим. Завершает наряд вайс-ярмулке — белая арабская вязаная ермолка с кисточкой в центре купола.

 

17 тевета 5601 года (10 января 1841 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Яакова бен Вольфа Кранца (Дубненский магид)

Рабби Яаков родился в 1740 году в местечке Здзенчёл (ныне Дятлово) неподалеку от Вильны (Вильнюс). Уже в детстве он выказывал большие способности и в 20 лет стал проповедником-даршаном в родном городе. Позже рабби Яаков начал странствовать по местечкам Польши и окончательно осел в Дубно. Рабби Яаков — 

НАШИ ДАТЫ

15 тевета 5619 года (26 декабря 1942 года) — День рождения ребецн Стерны-Сары, супруги рабби Шолом Дов-Бера (ребе Рашаб).

Ребецн Стена-Сара родилась в Любавичах в семье рабби Йосефа-Ицхака из Овруча, сына третьего Любавического ребе Цемах Цедека и ребецн Ханы, дочери рабби Яакова-Исраэля из Черкасс (зятя Мителер ребе). Мужем ее был пятый Любавический ребе рабби Шолом-Дов-Бер (ребе Рашаб), а сыном — рабби Йосеф-Ицхак (шестой Любавический ребе, ребе Раяц).

 

17 тевета 5515 года (31 декабря 1754 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира рабби Аѓарона-Зейлига бен Йоэля Фейвуша.

Рабби Аѓарон так же известен как реб Ареле или Толдот Аѓарон (в ашкеназском произношении — Толдес-Арэн), по названию своей книги. Его последователи («зебры») носят халат из особой белой или серебряной ткани с черными или темно-синими полосами (за эти полосатые одежды хасиды реб Ареле и получили свое прозвище). Производят эту ткань только в Сирии и контрабандой доставляют в Восточный Иерусалим. Завершает наряд вайс-ярмулке — белая арабская вязаная ермолка с кисточкой в центре купола.

 

17 тевета 5601 года (10 января 1841 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Яакова бен Вольфа Кранца (Дубненский магид)

Рабби Яаков родился в 1740 году в местечке Здзенчёл (ныне Дятлово) неподалеку от Вильны (Вильнюс). Уже в детстве он выказывал большие способности и в 20 лет стал проповедником-даршаном в родном городе. Позже рабби Яаков начал странствовать по местечкам Польши и окончательно осел в Дубно. Рабби Яаков — проповедник из Дубно (Дубненский магид) — пользовался уважением самых крупных раввинов того времени, включая рабби Элияѓу из Вильно (Виленский гаон).

 

17 тевета 5687 года (22 декабря 1926 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Шмарии-Ноаха из Бобруйска.

Рабби Шмария-Ноах родился в Любавичах и был младшим сыном рабби Иеѓуды-Лейба (рабби Маѓариль), сына третьего Любавического ребе Цемах Цедека. После ухода дедушки из этого мира он вместе с отцом перебрался в местечко Копыс, где рабби Маѓариль стал главой копысских хасидов. 

Рабби Шмария долгие годы руководил общиной в Бобруйске и организовал там хасидскую йешиву. Он был последним руководителем копысской ветви Хабада, и после его ухода из этого мира копысские хасиды присоединились к любавичской ветви.

 

18 тевета 4229 года (469 год) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Хуны бар Мар Зутры.

Отец персидского владыки Пероза Ездигерд II — приверженец зороастризма — всячески преследовал евреев, запретив, например, празднование шабата. Пероз пошел дальше — были упразднены еврейские суды, закрыты знаменитые академии в Суре и Пумбедите, а детей насильно отдавали на воспитание жрецам.

Кроме того по приказу Пероза в Пумбедите был убит рабби Хуна бар Мар Зутра (в истории известен как Хуна V) — экзиларх («Рейш галут» — «глава изгнания») вавилонских евреев. После смерти рабби Хуны должность экзиларха в течение некоторого времени оставалась незанятой.

 

18 тевета 5601 года (11 января 1841 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Цви-Элимелеха Шапиро из Динова.

Когда Цви-Элимелех был еще ребенком, его дядя — один из известнейших хасидских цадиков — рабби Элимелех из Лиженска, предсказал, что племянник станет великим мудрецом Торы. 

Его предсказание сбылось — племянник стал известным еврейским ученым, прославившимся не только своими знаниями, но и необыкновенными трудолюбием и усидчивостью. Его учителями были такие известные хасидские цадики как рабби Хозе ми-Люблин («Слепой провидец из Люблина»), Кожинецкий магид и рабби Менахем-Мендл из Рыманува. Он жил и работал в Стрижове, Мункаче (Мукачево) и Динове и репутация чудотворца привлекала к нему тысячи последователей.

Перу рабби Цви-Элимелеха принадлежит множество книг, главная из которых — «Бней Иссахар» (название стало вторым именем автора). Кстати. Хозе ми-Люблин говорил, что рабби Цви-Элимелех является реинкарнацией величайших мудрецов Торы из колена Иссахара.

Его потомки стали основателями диновского, блажевского и мункачского хасидизма (сейчас все главы этих движений живут в Нью-Йорке).

 

19 тевета 5660 года (21 декабря 1899 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Ханоха-Ѓенделя Клуга — первого наставника йешивы «Томхей тмимим».

В первый раз рабби Ханох-Ѓендль Клуг появился в Любавичах еще в 1852 году, во время правления третьего Любавического ребе Цемах Цедека. Рабби Ханох-Ѓендль отличался необыкновенной аѓават исраэль (любовью к евреям) и поэтому именно ему в 1897 году было предложено стать наставником только-только открывшейся в Любавичах йешивы «Томхей тмимим».

 

20 тевета 4965 года (13 декабря 1204 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Моше бен Маймона (Рамбама).

Рабби Моше бен Маймон, также известный под акронимом Рамбам (на Западе его чаще называют «Маймонид» — «сын Маймона») родился в 1135 году в испанской Кордове. Он происходил из знатной и известной семьи, потомков царя Давида и составителя Талмуда рабби Йеѓуды ѓа-Наси.

Первым его учителем был отец, рабби Маймон, глава раввинского суда Кордовы и один из величайших законодателей своего времени. Когда Моше было 13 лет его семье пришлось бежать из Кордовы — город захватили исламские-фанатики Альмохады и всем немусульманам грозила смерть. Семь лет семья скиталась по Испании и наконец осела в городе Фес (Марокко). За это время рабби Моше успел написать несколько трудов — комментарии к Талмуду, трактат о еврейском календаре и т.д, но в 1165 году они покинули Фес, также принадлежавший Альмохадам, отправившись в Эрец-Исраэль, День отъезда из Феса, а также день, когда судно, на котором они плыли, спаслось от бури, отмечались потомками Маймона семейным постом, а день прибытия семьи в порт Акко стал праздником. Семья Маймонида совершила поездку по Эрец-Исраэль, а затем отбыла в Египет, где поселилась в Фостате (Старый Каир).

Младший брат — Давид бен Маймон — занимался торговлей драгоценными камнями и благодаря этому рабби Моше мог выполнять обязанности главы общины и заниматься литературной деятельностью. Однако во время одной из поездок его корабль потерпел крушение и Давид утонул (евреи, живущие в Индии, уверяют, что не утонул, а спасся и возглавил общину в Кочине), оставив жену и двоих детей. Семья была разорена, и Рамбаму пришлось искать пропитание сразу для двух семей. Он стал врачом и в конце концов был назначен одним из личных врачей самого султана Салладина (Салах-ад-Дина). Именно в эти годы, несмотря на свою загруженность он написал книги «Мишне Тора» («Повторение Закона») и «Море невухим» («Наставник колеблющихся»). Также его перу принадлежит множество других книг, в частности «Сефер ѓа-мицвот» («Книга заповедей»), где он систематизировал все 613 заповедей — 248 предписывающих и 365 запрещающих заповедей.

До конца жизни рабби Моше продолжал трудиться в качестве придворного врача и главы еврейской общины, ведя обширную переписку с общинами разных стран. Рамбам умер, оплакиваемый во всех частях еврейского мира, а его останки были перевезены в Эрец-Исраэль, в Тверию, и по сей день его могила остается объектом паломничества.

К 750-летию Рамбама в Израиле был основан кибуц Яд-Маймонид. 

 

20 тевета 5244 года (19 декабря 1483 года) — Выход в свет первого печатного издания Талмуда.

В этот день в итальянском городе Сончино, в типографии «Бней Сончино» стараниями типографов Исраэля-Натана Сончино и его сына Йеѓошуа-Шмуэля, увидел свет первый из печатных томов Талмуда — трактат «Брахот».

 

20 тевета 5641 года (22 декабря 1880 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби рабби Яакова бен Масуда Абу-Хациры.

Рабби Яаков радился в 1808 году в марокканском городе Таббасамт. Его появление на свет окутано легендами (по одной из них в момент рождения ребенка весь дом озарился ярким светом). Он с детства прославился редкими способностями (сам рабби Яаков говорил, что к нему являлся пророк Элияѓу (Илья-пророк)), посвящая все свое время изучению Торы и Каббалы, и пренебрегая сном и пищей. Уже в молодости он стал главой еврейских общин провинции Тафиллалт и много времени отдавал благотворительности. Многочисленные чудеса прославили его среди всех евреев Северной Африки, а благочестие, моральные качества и глубокая скромность создали вокруг него ореол святости — его называли «Б жественным каббалистом» и «искусным чудотворцем». 

Пять раз рабби Яаков намеревался отправиться в Эрец-Исраэль, однако каждый раз община противилась его отъезду и лишь на шестой раз это ему удалось. Однако, заболев в пути, он умер, не достигнув Эрец-Исраэль. Как и рождение, кончина рабби Яакова сопровождалась чудесными знамениями, и его могила в египетском Даманхуре, близ Александрии, стала местом паломничества. 

Одним из внуков рабби Яакова был рабби Исраэль, известный как Баба-Сали (по-арабски: «папа Исраэль») живший с 1951 года в Эрец-Исраэль, и также слывший чудотворцем. Его могила в городе Нетивот служит местом паломничества, размеры которого лишь немногим уступают традиционному паломничеству на могилы великих каббалистов и мудрецов Талмуда рабби Шимона бар-Йохая на горе Мерон в Галилее и рабби Меира Баал ѓа-Нес (Чудотворца) в Тверии.

 

21 тевета 2194 года (1567 год до н.э.) — День рождения Шимона бен Яакова. 

Шимон был вторым сыном нашего праотца Яакова и нашей праматери Леи и вторым в общем порядке рождения детей Яакова. Он родился 21 тевета (по другим мнениям 28 тевета) спустя 9 лет после прибытия Яакова в Харан.

Потомки Шимона составили одно из колен Израиля — колено Шимона и при разделе Эрец-Исраэль получили надел на юго-западе страны (пустыня Негев) рядом с коленом Йеѓуды. Они отличались вспыльчивым нравом, и чтобы они не собирались вместе в больших количествах, Всевышний предпринял «превентивные меры»: потомки Шимона стали бедняками или меламедами (учителями) и вынуждены были рассеяться по всей стране в поисках пропитания.

Комментарии: НАШИ ДАТЫ
Нет добавленных комментариев