Printed from chabad.odessa.ua

ЕВРЕЙСКИЕ ИНСТРУКЦИИ

Понедельник, 23. Март, 2020 - 12:36

ПЕРВЫЕ 13 ДНЕЙ НИСАНА
В каждый из первых тринадцати дней нисана принято читать отрывок из Торы, рассказывающий о жертвоприношении, которое приносил глава одного из колен Израиля в этот самый день. Дело в том, что 1-го нисана, почти через год после исхода из Египта, началось освящение переносного Храма - Мишкана, построенного по указаниям Моше-рабейну и полученным им непосредственно от Всевышнего. Освящение продолжалось 12 дней, в течение которых в Мишкане ежедневно приносили жертвы, доставленные главой одного из колен Израиля.
В память об этом принято в течение этих 12 дней читать отрывки из Торы, в которых перечисляются жертвоприношения глав двенадцати колен Израиля.
Так, 1-го нисана читают от слов «И было в тот день, когда окончил Моше возводить Шатер откровения…» до конца перечисления жертвоприношений ахшона бен Аминадава из колена Йеѓуды («Насо», 7:1-17);
2-го нисана читают отрывок, начинающийся словами «Во второй день…» («Насо», 7:18-23) о приношениях Натаниэля бен Цуара из колена Иссахара;
3-го нисана – «третий день…» («Насо» 7: 24-29) и т. д.
Каждый день после чтения соответствующего отрывка добавляют следующий текст:
«Да будет угодно Тебе, Г сподь, Б г мой и Б г отцов моих, чтобы осветить сегодня, по милости Твоей великой, святые души, обновляющиеся как птицы, и воркующие, восхваляющие и молящие о святом народе Израиля. Владыка мира, введи и вознеси этих святых птиц в святое место, как сказано, «глаз не видел Б га кроме Тебя»... Да будет угодно Тебе, Г сподь, Б г мой и Б г отцов моих, что если я, раб Твой, из колена (называют колено, глава которого приносил в этот день приношения. В первый день говорят «из колена Йеѓуды») прочитавший в Торе Твоей, главу сегодняшнего предводителя (колена) тогда пусть осветят меня все святые искры, и весь святой свет, заключенный в этом колене, понимать и постигать Тору Твою, и в страхе пред Тобой выполнять волю Твою, все дни жизни моей, я, и потомки мои, и потомки потомков моих во веки веком, Омейн».
Читают этот отрывок все, в том числе левиты и коѓены (хотяглава колена Леви не участвовал в освящении жертвенника), потому что, согласно Кабале, данный текст относится ко всем еврейским душам.
13-го нисана читают заключительную часть главы «Насо», начиная со слов «Вот - освящение жертвенника», в которой подводится итог всем совершенным жертвоприношениям, а затем читают первые четыре стиха следующей главы «Беѓаалотха», где говорится о храмовой Меноре - в честь колена Леви, не участвовавшего в жертвоприношениях во время освящения Мишкана. А вот отрывок «Да будет угодно Тебе…» в этот день не читают.

ЭТОТ МЕСЯЦ - ПЕРВЫЙ ДЛЯ ВАС
«Этот месяц вам – начало месяцев», – сказано в Торе. Это значит, что все остальные месяцы должны отсчитываться от нисана, поэтому месяц тишрей, в который начинается отсчет нового годичного цикла — месяц седьмой, а первый — нисан.
Почему так? До того, как еврейский народ вышел из египетского рабства, время отсчитывалось от сотворения мира, от момента его обновления после Потопа в дни Ноаха (так, например, в Торе сказано: «Шему было сто лет, когда он родил Арпашхада, через два года после Потопа»), от рождения Авраѓама, от дня, когда Всевышний заключил с ним союз – брит бейн ѓа-бетарим (например: «по истечении четырехсот тридцати лет, в этот самый день…»). Но после того, как евреи вышли из Египта свободным народом, они стали отсчитывать время от дня освобождения, ведь день освобождения важнее, чем день рождения или любое другое событие. Об этом и говорят слова Торы: «Этот месяц вам – начало месяцев».
Мудрецы, объясняя эту перемену системы отсчета, рассказывают притчу о царе. Когда у него родился сын, он объявил день его рождения ежегодным праздником. Но затем этот сын попал в плен к врагам и провел у них много лет, псоле чего день, когда он, наконец, освободился, царь объявил новым великим праздником.
Так и у нас — до того, как евреи попали в Египет, они отсчитывали время от начала своего изгнания и порабощения (от дня заключения брит бейн ѓа-бетарим, когда было предопределено, что рабство будет продолжаться четыреста лет). После того, как они пришли в Египет, были порабощены, стали свидетелями чудес, совершенных для них Всевышним, и вышли на свободу, точка отсчета стала иной, как и сказано в Торе: «Этот месяц вам – начало месяцев».

БИРКАТ ЃА-ИЛАНОТ
У нас с друзьями… пардон, у нашего народа есть обычай — благодарить Всевышнего за все. В число «всего» входят и цветущие деревья, так что существует специальное благословение, которое произносят только раз в году и только тогда, когда впервые видят расцветающее дерево. Рамбам пишет: «Всякий, кто в месяце нисан видит цветущие деревья с набухающими почками, должен произнести следующее благословение: «Борух Ато А-дой-ной Э-ло-ѓей-ну, Мелех ѓо-ойлом, ше-лой хисар бэйломэй клюм у-воро вей брийейс тэйвейс вэилонейс тэйвейс, лэйонэйс боѓэм бней одом» («Благословен ты, Г сподь, Б г наш, Царь Вселенной, создавший совершенный мир (дословно: «не лишенный ничего мир» — прим.) и сотворивший в нем прекрасные создания и прекрасные деревья для наслаждения ими сынов человеческих»).
Это благословение можно произнести и позже, не в нисане, но уже в light- версии, без упоминания имени и титула Всевышнего.
В этом году погода постаралась и деревья зацвели задолго до начала нисана, так что затягивать с произнесением благословения не стоит — прокрастинаторы пока соберуться могут просто не найти цветущих деревьев.
Что необходимо помнить — это благословение не говорят в субботу и праздники, а в будни оно произносится только на плодовые деревья (причем в поле видимости говорящего должно быть не менее двух цветущих деревьев) и к деревьям, не дающим съедобных плодов, не относится. При этом эти деревья должны быть не орла, то есть старше трех лет.

Комментарии: ЕВРЕЙСКИЕ ИНСТРУКЦИИ
Нет добавленных комментариев