Printed from chabad.odessa.ua

Все происходит по Б‑жественному предопределению!

Четверг, 21. Ноябрь, 2019 - 5:43

MBB_4347.jpg

 

Рабби Зуша Вилимовский имел прозвище «Партизан», так как во время войны он партизанил в лесах Белоруссии. После войны он примкнул к Хабаду и стал преданным хасидом Любавичского Ребе. Реб Зуша был отзывчивым и энергичным евреем, которого все любили за его оптимизм и приветливую улыбку. Примерно в 5730 (1970) году один раввин из Европы искал жениха для своей дочери, которая училась в Израиле. Чуть ли не единственным знакомым ему израильтянином был р. Зуша, у которого он и попросил помощи в данном вопросе. Приехав на праздники месяца тишрей в Нью-Йорк, этот раввин на аудиенции рассказал Ребе, что у него есть дочь в Израиле, для которой он ищет подходящего жениха, и что он уже связался с рабби Зушей. Ребе предложил, чтобы рабби Зуша пригласил его дочь погостить в Кфар-Хабад. Раввин немедленно отправил письмо р. Зуше, в котором рассказал о просьбе Ребе. Конечно, р. Зуша так и сделал, но когда отец попросил его подыскать шидух для его дочери, р. Зуша ответил: «Я не сваха».

Прошел целый год, и тот же самый раввин снова отправился навестить Ребе и снова попросил благословения на подходящий шидух для своей дочери. Ребе удивился, почему р. Зуша не оказал содействия в этом вопросе. Отец немедленно отправил письмо рабби Зуше с изложением замечаний Ребе. Слово Ребе было очень дорого для р. Зуши. Узнав о реакции Ребе, он тут же принял на себя обязанности шадхена и, обратившись к своим домочадцам, сказал: «Я выхожу на улицу и сейчас же нахожу жениха». Он вышел из дому и обошел чуть ли не весь город, пока не разыскал парня, который, как он думал, подойдет дочери раввина. Потом р. Зуша познакомил молодых, они понравились друг другу и создали прекрасную хасидскую семью…
 

Рабби Зуша в этой ситуации вел себя приблизительно так же, как Элиэзер, слуга Авраѓама, почти четыре тысячи лет назад. В нашей сегодняшней недельной главе «Хаей Соро» подробно рассказывается, как Авраѓам призвал Элиэзера и поручил ему найти невесту для своего сына Ицхока. При этом он взял с него клятву, что это не будет местная ханаанская девушка. «На землю мою и на родину мою пойдешь и возьмешь жену для сына моего, для Ицхока» (Брейшис, 24: 4). Это единственное наставление, которое наш праотец дал своему слуге. При этом Авраѓам сказал: «Г‑сподь, Б‑г небес… пошлет Своего ангела пред тобою, и ты возьмешь жену для моего сына оттуда» (там же, стих 7). Авраѓам понимал, что для того, чтобы найти подходящую жену для его сына, слуга нуждался в помощи небесных ангелов. Элиэзер отправился в путь и пришел в Арам-Наѓараим, где остановился напоить верблюдов возле колодца, к которому местные девушки приходили за водой. Он помолился, чтобы Г‑сподь указал ему на подходящую невесту для Ицхока тем, что девушка, у которой он попросит пить, предложит напоить и его верблюдов.

Почему он выбрал этот тест? Раши говорит (комментарий на Брейшис, 24: 14): «Она под стать ему, потому что будет благодетельна, и достойна она войти в дом Авраѓама». Обычно, когда человек ищет невесту, то сообщает свахе, какими качествами должна обладать его избранница: ум, добросердечие, скромность и т. д. С другой стороны, Авраѓам ничего не сказал Элиэзеру об этом, но слуга понял, что для того, чтобы войти в дом Авраѓама, девушка должна быть доброжелательной и добросердечной. И тут вышла Ривка, и после того, как Элиэзер попросил у нее: «Дай-ка мне отхлебнуть немного воды из твоего кувшина!» (Брейшис, 24: 17), — она сама вызвалась напоить его верблюдов. Элиэзер был крайне изумлен и так уверился в правильности своего выбора, что сразу же подарил ей кольцо и браслеты.

Только тогда он спросил ее: «Чья дочь ты?» (там же, стих 23). И узнав, что она племянница Авраѓама, внезапно осознал, что имел в виду Авраѓам, послав его именно в Ур-Касдим. Наш праотец искал невесту для сына среди своих близких родственников. Он сказал Элиэзеру только это: «Отправляйся в мою страну, на мою родину», — и ни словом не обмолвился о «своей семье и доме своего отца». Но когда Элиэзер узнал, что девушка, которая предложила напоить его верблюдов, была из семьи Авраѓама, он понял, что именно это и имел в виду его господин. Поэтому, рассказывая Лавану и Бетуэлю о том, что ему приказал наш праотец, он передал слова Авраѓама следующим образом: «В дом отца моего пойдешь и к моему семейству; и возьмешь жену для моего сына» (там же, стих 37). Когда Лаван и Бетуэль услышали об этом, они также признали, что «от Г‑спода исходит это» (там же, стих 50).

В Торе есть еще одна история, очень похожая на историю сватовства Ицхока и Ривки. В первой книге Шмуэля (глава 9) рассказывается о еврее из колена Биньямина по имени Киш, который был «муж доблестный» и богатый человек. Однажды пропали у него ослицы, и «сказал Киш Шаулю, сыну своему: «Возьми-ка с собою одного из слуг, встань и пойди, поищи ослиц» (стих 3). Шауль так и сделал. Три дня они со слугой ходили с места на место и ничего не находили, а затем Шауль обратился к своему спутнику: «Давай возвратимся, а то отец мой станет беспокоиться не об ослицах, а о нас» (стих 5). Но слуга ответил ему: «Вот, прошу тебя, есть человек Б‑жий в этом городе, и человек этот уважаем: все, что он ни скажет, сбывается; сходим теперь туда, может быть, он скажет нам что-нибудь о деле, из-за которого мы вышли в путь» (стих 6). Они пришли в город и так же, как Элиэзер, «встретили девиц, вышедших черпать воду; и сказали они им: «Есть ли тут прозорливец?» (стих 11). Девушки показали им путь. «И поднялись они в город… и вот, навстречу им выходит Шмуэль» (стих 14). Так они встретились. В те дни сыны Израиля попросили Шмуэля назначить над собой царя, и Всевышний согласился с ними. За день до этой встречи Г‑сподь сообщил Шмуэлю: «Завтра к этому времени Я пришлю к тебе человека из земли Биньяминовой; и помажешь ты его в правители народу Моему, Израилю» (стих 16). Когда Шмуэль увидел Шауля, Г‑сподь сказал: «Вот тот человек, о котором Я говорил тебе; он будет управлять народом Моим» (стих 17). «И подошел Шауль к Шмуэлю… и спросил: «Скажи мне, прошу, где туг дом прозорливца?» И отвечал Шмуэль Шаулю, и сказал: «Я прозорливец; поднимись впереди меня на высоту, и поедите вы со мною сегодня, и отпущу тебя утром, и все, что у тебя на сердце, скажу тебе» (стих 19). Шмуэль сразу же дал понять, что у него была более важная цель в жизни, чем искать ослиц. Но только на следующее утро, когда они остались одни, «взял Шмуэль сосуд с елеем, и полил на голову его, и поцеловал его, и сказал: «Вот, помазал тебя Г‑сподь в правители удела Своего» (Шмуэль I, 10: 1). Так появился первый царь в истории еврейского народа.

Из этих двух историй мы узнаем: Всевышний открыто показывает, что именно Он совершил первое сватовство народа Израиля и выбрал первого еврейского царя. Так что даже такой человек, как Лаван, вынужден был признать, что за этим стоит Б‑жественное провидение. И, возможно, Творец сделал это, чтобы научить нас, что все шидухи и назначения на должности происходят исключительно по Б‑жественному предопределению (на иврите — ѓашгохо протис), под Его личным наблюдением, когда Г‑сподь «посылает своего ангела» перед нами. Б‑г посылает правильного ангела, чтобы убедиться, что сватовство выполнено, что наш избранник или избранница — именно тот, который на идиш называется башерт — «суженый». Но правда в том, что это касается не только брака, но и всего, что происходит с нами в жизни.

 

 

 

 
Комментарии: Все происходит по Б‑жественному предопределению!
Нет добавленных комментариев