Printed from chabad.odessa.ua
ב"ה

НАШИ ДАТЫ

Понедельник, 23. Ноябрь, 2020 - 6:48

 

7 кислева 3321 года (603 год до н.э.) — Царь Йеѓоякам сжег свиток с текстом траурного плача “Эйха”. 

Книга “Эйха” (Плач Йирмияѓу) в которой оплакивается разрушение Храма была продиктована пророком Йирмия¬ѓу своему ученику Баруху бен Нерии и по традиции читается в день 9 ава.


7 кислева 3765 года (4 год н.э.) — Смерть Ѓордуса (Ирода).

В этот день скончался один из самых жестоких и кровавых царей в еврейской истории. В Талмуде сказано, что этот день был объявлен праздничным.


8 кислева 5632 года (21 ноября 1871 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Аѓарона из Чернобыля.

Рабби Аѓарон родился в Чернобыле и учился у своего деда рабби Менахема-Нахума. Он был старшим ребенком рабби Мордехая Тверского — главы чернобыльского хасидского движения и в 1837 году, после ухода из этого мира отца, возглавил чернобыльское движение, а также стал главой группы хасидов, собиравшей денежные средства на волынское землячество (колель) в Эрец-Исраэль.

 

9 кислева 5534 года (24 ноября 1773 года) — День рождения рабби Дов-Бера (Мителер ребе), второго Любавического ребе. 

В течение 14 лет прошедших с момента свадьбы, у Алтер ребе рождались лишь дочери, так что, приехав в Межерич к своему учителю рабби Дов-Беру (Межеричский магид), он попросил у него благословения на рождение сына. 

Перед своим уходом из мира Магид вызвал к себе Алтер ребе и сказал: “<…> Сын родится у тебя, и назовешь ты его именем моим”. И по прошествии года в городе Лиозно у Алтер ребе родился сын, которого назвали по имени учителя.

После ухода из этого мира своего отца рабби Шнеура-Залмана (Алтер ребе (Старый ребе), см. 24 тевета) рабби Дов-Бер возглавил Хабад и стал известен как Мителер ребе (Средний ребе). В 1813 году он поселился в белорусском местечке Любавичи, которое на 102 следующих года превратилось в хабадскую столицу. 


9 кислева 5588 года (28 ноября 1827 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Дов-Бера (Мителер ребе), второго Любавического ребе. 

Мителер ребе однажды сказал хасидам: “Отцу моему было 54 года, когда он второй раз был забран в Петербург. С Небес ему предложили на выбор: страдания или уход из мира. Он выбрал страдания и очевидно, оставил мне второй выбор…” 

Действительно, Мителер ребе ушел из мира в день, когда ему исполнилось 54 года и в тот же день он был похоронен на кладбище украинского города Нежин.

В тот год день 10 кислева, день его первого освобождения, который должен был быть праздником, превратился в день траура для хасидов. 


9 кислева 5598 года (7 декабря 1837 года) – Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Моше Шапиро из Славуты.

Рабби Моше был сыном рабби Пинхаса из Кореца — известного хасидского цадика, ученика Баал Шем-Това и Межеричского магида, и владел известной в еврейском мире типографией (основанной еще его отцом). 

Славутская типография отличалась высоким качеством работы, и здесь печатались многие знаменитые еврейские издания. Так, написанная Алтер ребе книга “Тания” впервые была напечатана именно в Славуте, в знак признания заслуг рабби Пинхаса. В 1835 году между славутской и виленской (вильнюсской) еврейскими типографиями начался спор за право издания Вавилонского Талмуда и хозяева обратились в раввинский суд. Судьи не смогли прийти к согласию, в обсуждение было вовлечено более 100 раввинов Польши, Германии и Австрии, и в итоге право издания получила Вильна. 

Конфликт, сопровождавшийся доносами, привлек внимание властей. Недоброжелатели обвинили хозяев славутской типографии в убийстве уволенного за пьянство и нерадивость печатника (на самом деле он повесился на чердаке) и их признали виновными. Рабби Моше умер в московской тюрьме, а его сыновья были приговорены к наказанию кнутом и отправлены в многолетнюю ссылку в Сибирь.


10 кислева 5587 года (10 декабря 1826 года) — Освобождение рабби Дов-Бера (Мителер ребе).

Мителер ребе был заключен в тюрьму на основании  доноса. Его авторы даже подделали письмо Мителер ребе о направлении средств в Святую Землю, принадлежавшую тогда Турции — злейшему врагу России, однако, Мителер ребе доказал следователям, что письмо поддельное и все средства, отправляемые им в Эрец-Исраэль, предназначаются для бедных. После того, как следователи сообщили губернатору ответы ребе, тот попросил, чтобы его и доносчиков, привели к нему на очную ставку.

Мителлер ребе оделся в белые субботние одежды и на роскошной карете отправился к губернатору. Хасиды опасались, что это возбудит гнев губернатора, однако получилось иначе: красота и великолепие Мителер ребе снискали ему милость в глазах губернатора. Милость настолько большую, что он даже предложил ему сесть (сидеть в присутствии столь важного сановника — это в царской России было немало). 

Прибывший доносчик стал излагать свои доводы, называя при этом рабби Дов-Бера “ребе”. “Смотрите”, — обратил внимание губернатора Мителер ребе, - “он говорит, что я лгун и бунтовщик, и в то же время называет меня “ребе”. 

Доносчик смутился и смешался. 10 кислева Мителер ребе отправил губернатору просьбу об освобождении, которая и была удовлетворена.


12 кислева 5334 года (7 ноября 1573) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Шломо бен Йехиэля Лурии (Маѓаршал или Рошаль)

Рабби Шломо родился в начале XVI века в Познани. Рано осиротев он воспитывался у дедушки со стороны мамы, эрудированного талмудиста Ицхака Клойбера, а потом учился у раввина Острога и главы местной йешивы рабби Калонимуса Хаберкастна, на дочери которого и женился. Уже в молодости Маѓаршал прославился ученостью (самым известным из его трудов стал сборник комментариев к Талмуду “Ям шель Шломо” (“Соломоново море”)), и многие раввины, в том числе зарубежные, стали обращаться к нему по вопросам еврейского законодательства. Его решения признавались большинством авторитетов, с которыми он переписывался, хотя необычайной твердостью в отстаивании своего мнения и резкими суждениями, как о современниках, так и о предшественниках, Маѓаршал нажил много врагов. 

Рабби Шломо Бен Йехиэль Лурия ушел из этого мира в 1573 году в польском городе Люблин. Его потомки известны нам под фамилией Рошаль.


12 кислева 5759 года (1 декабря 1998 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Йосефа-Ицхака Кацена, “отца еврейского Интернета”.

Рабби Кацен родился в 1954 году в семье рабби Залмана и ребецн Шифры-Шулы, бежавших в Америку от ужасов сталинских лагерей и нацистских концлагерей. Юношей он оставил родной Кливленд и отправился в Нью-Йорк, где начал работать в штаб-квартире Хабада.

Рабби Йосеф-Ицхак всячески старался поставить современные технологии на службу идишкайт. В 1988 году он привлек тысячи людей в сеть Фидонет — предка нынешнего Интернета. Он перевел в цифровой вид тысячи еврейских книг, создав тем самым первую в мире виртуальную еврейскую библиотеку. А со временем, по мере развития Интернета, рабби Казен создал сайт www.сhabad.org, став “отцом еврейского Интернета”.

Рабби Йосеф-Ицхак ушел из этого мира в возрасте 44 лет и был похоронен на кладбище Old Montefiore в Квинсе, поблизости от места упокоения Ребе.

Комментарии: НАШИ ДАТЫ
Нет добавленных комментариев