13 кислева 4235 года (475 год до н.э.) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Равины бар рав Хуна (Равина II)
Материал для Талмуда накапливался в течение 200 лет, с момента составления рабби Йеѓудой ѓа-Наси и группой мудрецов-таннаев основного свода законов — Мишны. В начале V века мудрецы Аши и Равина I возглавили группу амораев (талмудических мудрецов), которые должны были закончить составление Вавилонского Талмуда. Редактирование Талмуда продолжалось в течение нескольких поколений. Раввина II — глава йешивы в вавилонском городе Сура — возглавил последнюю группу редакторов-амораев. После эпохи Раввины II Талмуд был «закрыт» и последующее поколение мудрецов-савораев занималось лишь минимальным редактированием имеющихся текстов.
14 кислева 2193 года (1568 год до н.э.) — День рождения Реувена бен Яакова.
14 кислева 2318 года (1443 года до н.э.) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) Реувена бен Яакова.
Реувен был первенцем нашего праотца Яакова иего жены Леи, а также вообще первым ребенком Яакова. По праву первородства он должен был возглавить еврейский народ, получив для своего колена двойной удел в Эрец-Исраэль, атрибуты царственности, однако после того как он, по выражению Торы «расстроил отцовское ложе». Великий мудрец и комментатор Раши так объясняет слова Торы «и пошел Реувен и лег с Билѓой, наложницей отца своего» (глава Ваишлах 353:22) — «За то, что расстроил (отцовское) ложе, Писание вменяет ему, как если бы он с ней лег. А почему он расстроил и нарушил его постель? Потому что, когда умерла Рахель, Йааков взял свое ложе, неизменно стоявшее в шатре Рахели и ни в каком другом шатре, и перенес его в шатер Билѓи. Тогда Реувен пришел вступиться за свою мать и расстроил отцовское ложе». Согласно другим комментариям он лег на пороге шатра Бильѓи, намереваясь не дать Яакову войти и отец понял его намек. Однако после этого события вышеупомянутые привилегии были отняты у Реувена и отданы Йеѓуде и Йосефу.
В возрасте 45 лет вместе с отцом и братьями Реувен переехал в Египет где и покинул этот мир ровно в 125-й день своего рождения. Потомки колена Реувена получили совй удел к востоку от Иордана и их соседями были также колено Гада и половина колена Менаше.
14 кислева 5689 года (27 декабря 1828 года) — Свадьба Ребе Менахема-Мендела Шнеерсона и ребецн Хаи-Мушки, дочери рабби Йосефа-Ицхака (шестой Любавический ребе, ребе Раяц).
Известие о свадьбе вызвало ажиотаж в еврейском мире и в Варшаву, где должна была проходить церемония прибыли тысячи евреев, среди которых были приехавший из Риги отец невесты ребе Раяц, и его тесть рабби Авраѓам Шнеерсон из Кишинева. К сожаленью выехать из Страны Советов было невозможно, поэтому родители жениха, рабби Леви-Ицхак и ребецн Хана, приехать не смогли. В этот день они устроили у себя дома трапезу, в которой приняли участие многие днепропетровские евреи.
Церемония каболас поним (встречи невесты и жениха) проходила в здании варшавской йешивы «Томхей тмимим». В зал входили по пригласительным билетам и там оказалась «всего» тысяча человек, зато церемонию самой хупы во дворе синагоги могли наблюдать все желающие, а таковых было больше пяти тысяч!
Свадебный пир, песни и пляски продолжались до семи утра. Такой свадьбы Польша еще не видела.
15 кислева 5520 года (25 ноября 1759 года) — Алтер ребе стал членом «Хевра кадиша» города Лиозно.
Погребальное братство «Хевра кадиша» — неотъемлемая часть любой еврейской общины. По традиции, члены «Хевра кадиша» работают исключительно на добровольных началах (если кто-то будет заниматься этим для пропитания, то моля Всевышнего о ниспослании ему заработка, он будет просить смерти евреев!). Так что в «Хевра кадиша» принимали только лиц, имеющих иные источники пропитания. Кроме того, согласно еврейской традиции, помощь в похоронах является актом истинного милосердия, ведь покойник уже ничем не может отблагодарить, так что членами братства избирали людей мудрых и ученых — в общем, членство в «Хевра кадиша» было одним из высших степеней почета в еврейской общине, доступное лишь обладателям ясных мозгов и крепких кошельков.
В том, что будущий Алтер ребе Шнеур-Залман состоял в лиозненской «Хевра кадиша» конечно же, нет ничего удивительного. Поражает другое — из уважения к его познаниям он был принят туда в возрасте 5 (!) лет.
Для всех «Хевра кадиша» хабадских общин этот день является своеобразным «профессиональным» праздником (в дополнение к общееврейскому 7 адара).
15 кислева год, к сожаленью неизвестен — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Хаима-Хейкеля, шурина ребе Цемах-Цедека.
Рабби Хаима-Хейкель, получил свое имя в честь дедушки, известного хасида, одного из учеников рабби Дов-Бера (Межеричского магида).
После ухода из этого мира дочери Алтер ребе ребецн Дворы-Леи — матери будущего третьего Любавического ребе Цемах Цедека (см. 3 тишрея), тесть предложил овдовевшему зятю — рабби Шолому Шахно жениться на ребецн Ривке, дочери рабби Аѓарона Великого из Карлина.
В этом браке родились две девочки, единокровные сестры ребе Цемах-Цедеку. Одна из них — ребецн Двора — и вышла замуж за рабби Хаима-Хейкеля.
18 кислева 4998 года (7 декабря 1237 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Авраѓама Маймуни.
Родившийся в 1185 году рабби Авраѓам Маймуни ѓа-Нагид, также известный как «Авраѓам бен ѓа-Рамбам» был сыном великого мудреца Рамбама (рабби Моше бен Маймон) и уже в 19-летнем возрасте вслед за отцом возглавил еврейскую общину города Фостат (старая часть Каира). Его перу принадлежит множество комментариев и респонсов (ответов на вопросы по еврейскому законодательству) в которых он защищает и развивает взгляды отца.
18 кислева 5572 года (4 декабря 1811 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Боруха бен Йехиэля из Меджибожа.
Рабби Борух родился в 1753 году. Его отцом был рабби Йехиэль Ашкенази, а матерью — ребецн Адель дочь основателя хасидизма рабби Исраэля Баал Шем-Това.
Рабби Борух был раввином в Тульчине, а затем вернулся в родной Меджибож, где и возглавил хасидское движение, со множеством сторонников и последователей. При «дворе» рабби Боруха жил знаменитый остряк, «еврейский Ходжа Насреддин», Гершеле Острополер.
18 кислева 5637 года (4 декабря 1876 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Йосефа-Ицхака из Овруча.
Рабби Йосеф-Ицхак (ребе Раяц) родился в Любавичах и был пятым сыном третьего Любавического ребе Цемах-Цедека. Женой его стала ребецн Хана — дочь рабби Якова-Исраэля из Черкасс и ребецн Дворы-Леи (дочь Мителер ребе) и после свадьбы, по настоянию тестя, они поселились у него. В возрасте 36 лет, еще при жизни отца, рабби Йосеф-Ицхак поселился в городке Овруч, где стал руководителем хасидского движения.
Дочерью рабби Йосефа-Ицхака была ребецн Стерна-Сара, ставшая затем женой пятого Любавического ребе рабби Шолома-Дов-Бера. Ее сын рабби Йосеф-Ицхак (шестой Любавичский ребе, также известный под акронимом «ребе Раяц») получил свое имя в честь дедушки.
19 кислева 5533 года (15 декабря 1772 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Дов-Бера из Межерича (Межеричского магида).
Когда юному Дов-Беру было пять лет в доме родителей случился пожар. Малыш попытался утешить плачущую маму, что мол не стоит так горевать над утерянным имуществом, на что мать ответила, что она горюет не из-за утерянного имущества, а из-за того, что пропали документы, подтверждающие что их семья ведет свое происхождение от знаменитого мудреца Талмуда рабби Йоханана ѓа-Сандлара (Йоханана-сапожника) — прямого потомка царя Давида. И тогда маленький Дов-Бер сказал: «Не плачь мама, я постараюсь сделать так, чтобы наш род вновь прославился».
Мальчик сдержал слово. Знаток Торы и Каббалы рабби Дов-Бер был известен под именем «Магид» (проповедник, оратор), т.к. долгое время занимал должность Магида в Кореце, Ровно и Межериче. Он был преемником основателя хасидизма рабби Исраэля Баал Шем-Това и возглавил движения после его ухода из этого мира в 1760 году. За время его руководства движением (с 1761 года и по 1772 год) «широкая река» хасидизма превратилась в «дельту реки со множеством рукавов»
Среди его учеников были рабби Шмельке из Никольсбурга (см. 2 ияра) и его брат рабби Пинхас из Франкфурта (см. 4 тамуза), рабби Леви-Ицхак из Бердичева (см. 25 тишрея), рабби Менахем-Нахум из Чернобыля (см. 11 хешвана), рабби Шнеур-Залман из Ляд (Алтер ребе, см. 24 тевета), рабби Ноам-Элимелех из Лиженска (см. 21 адара) и его брат рабби Мешуллам-Зуся из Аниполя (см. 2 швата), рабби Зеев-Вольф из Житомира, рабби Шломо из Карлина, рабби Менахем-Мендл из Витебска (см. 2 ияра) и многие-многие другие. Ученики Магида создали свыше 150 направлений хасидизма — гурский, коцкий, любавический, чернобыльский, вижницкий, слонимский….
Рабби Дов-Бер ушел из этого мира в украинском местечке Аниполь, где и был похоронен. Его единственный сын рабби Авраѓам ѓа-Малах (Ангел) стал дедушкой рабби Исраэля Фридмана из Ружина (Ружинский ребе, см. 5 хешвана).
19 кислева 5559 года (27 ноября 1798 года) — Освобождение Алтер ребе из заключения. «Новый год хасидизма».
Арестованный по ложному доносу рабби Шнеур-Залман был доставлен в Петербург. Его поместили в Петропавловскую крепость, в казематах которой он пробыл 53 дня (первые три недели он находился в камере для «бунтующих против властей», т.к. основным пунктом обвинения был сбор денег для турецкого султана, но позже его перевели в камеру с более мягкими условиями содержания).
Все это время Тайный совет изучал материалы дела «секты Залмана Боруховича», причем допросы Алтер ребе происходили не в крепости, а в канцелярии Тайного совета, на другом берегу Невы (ребе каждый раз перевозили туда на лодке).
В допросах принимали участие министры и один раз даже сам император. Ему понравились ответы ребе и 19 кислева появилось решение об его освобождении. С хасидов были сняты все обвинения, а их противникам запрещалось чинить им какие-либо препятствия в их деятельности. Этот день называют «Новым годом хасидизма».
19 кислева 5559 года (27 ноября 1798 года) — День рождения ребецн Менухи-Рохл.
В день освобождения Алтер ребе у него родилась внучка — дочь его сына рабби Дов-Бера (Мителер ребе) и ребецн Шейны. Девочка получила имя Менуха-Рохл («Менуха» значит «спокойствие», а Рохл — имя умершей в юности дочери Алтер ребе)
Ребецн Менуха-Рохл очень хотела жить в Эрец-Исраэль и в 1845 году она переехала туда вместе с мужем. Рабби Яаков Слоним был главой хасидов живущих в Хевроне, а после того, как он ушел из этого мира, его вдова, прославившаяся своей скромностью, благочестием и знаниями, стала «матерью» хевронской хасидской общины.