На мою долю выпала, с Б‑жьей помощью, большая удача: несколько лет, с 1989‑го по 1992 год, я провел при «дворе» Любавичского Ребе в нью-йоркском районе Краун-Хайтс. Я учился, молился, участвовал в фарбренгенах, видел и слышал Ребе каждый день. Среди прочего я присутствовал на многочасовых приемах, когда Ребе раздавал символические доллары на цдоку евреям, приходившим за советом и благословением.
В элуле 5750 (1990) года к Ребе пришел тогдашний министр иностранных дел Израиля Давид Леви. Ребе дал ему доллар и благословил, сказав: «Большого успеха! Вы хорошо известны в среде Хабада в Марокко! Пусть продлятся годы вашего руководства!» Затем Ребе дал ему еще один доллар и сказал: «Благотворительность увеличивает благословения Всевышнего. Это на двойную долю во всех благословениях». И еще один доллар дал ему Ребе, добавив: «Это для всего правительства». Министр выразил благодарность, а Ребе благословил его еще раз: «Добрых вестей, большого успеха!»
— Я благодарю вас, Ребе, — сказал Давид Леви. — Я очень рад видеть вас. В эти дни для меня удовольствие и честь поблагодарить вас за всю вашу работу на благо наших братьев из Советского Союза, которые репатриируются и поселяются в Израиле. Я удостоился работать в Иерусалиме вместе с вашими хасидами над проектами по абсорбции ученых-репатриантов. Ваш преданный ученик профессор Брановер проделал замечательную работу в этом направлении. Сегодня количество репатриантов из Советского Союза достигло 20 тысяч! Кто бы мог поверить, что такое чудо произойдет в наши дни?! Только верующие люди, выросшие на традициях иудаизма! И сегодня мы видим это в реальности: новые репатрианты приезжают, успешно осваиваются и укрепляют общину Израиля. И что бы ни делали наши враги, они не смогли остановить эту огромную волну, получившую великое благословение. Мы переживаем знаменательные дни, которые требуют от нас как беззаветной веры, так и, с Б‑жьей помощью, стать достойными получения Избавления. И евреи сегодня укрепляются в своей вере, видя этот великий поворот, ибо ни у кого не вызывает сомнений, что это перст Б‑жий.
— Не только перст, — ответил Ребе, — а и вся рука! В пять раз больше! Да будет на то воля Всевышнего, чтобы это воплотилось, благодаря вам и всем вашим помощникам. «Тот, у кого есть сто, желает двести». А если это сказано о материальных ценностях, то тем более это верно в отношении Торы и заповедей. И роль колена Леви заключается в том, чтобы воздействовать на всех евреев, приближая их к служению Всевышнему, как написано в нашей святой Торе — наставлении для жизни. Когда инициатива соединяется с благотворительностью это ускоряет ее успех. Поэтому я даю вам дополнительное благословение. Много успехов! Хорошей записи и подписи вам и вашим коллегам!
Затем Давид Леви представил сопровождавших его людей, и Ребе также дал им доллары на благотворительность и благословения. И в конце Давид Леви сказал Ребе: «Еще раз я хочу пожелать вам крепкого здоровья. И как сказано: «Из глубин взываю к Тебе, о Б‑г!» С Б‑жьей помощью мы преодолеем все препятствия и трудности! Народ Израиля жив!» Ребе ответил: «И самое главное, что все сыны Израиля, как один, «идут от силы к силе, являются пред Всесильным на Сионе», в Иерусалиме, нашем святом городе. Омейн! Только добрых вестей!» И Ребе дал ему еще один доллар со словами: «Пусть вам во всем сопутствует успех!»
Давид Леви родился в Марокко. В 1957 году, в возрасте 19 лет, он репатриировался в Израиль со своими родителями и всей семьей. Они поселились в Бейт-Шеане, маленьком провинциальном городке, расположенном на иорданской границе. Жизнь новых репатриантов была очень трудной. Найти постоянную работу было невозможно, и Леви хватался за любую временную, лишь бы прокормить семью, так как вскоре женился и у него родилась дочь. Потом, после долгого периода безработицы, он ворвался в бюро по трудоустройству, разбушевался и выбил дверь, за что потом провел в тюрьме двенадцать дней. Позже Леви рассказывал, что в течение всего своего пребывания в заключении не брился. Он хотел выглядеть как человек, соблюдающий траур. Но когда он смотрел на себя в зеркало, из его глаз текли слезы. Он плакал от жестокости жизни. Все эти дни перед его глазами проплывали воспоминания: день, когда они покидали Марокко с такой большой любовью к Эрец-Исроэль, с такой большой верой и надеждой на лучшее будущее. Он вспоминал их жизнь в Марокко, Пасхальные Седеры, те дни, когда его отец был гордым евреем и жил с высоко поднятой головой, когда в их доме царила радость.
Затем в какой-то момент он перестал плакать и жалеть себя. Давид начал думать о том, что может сделать, чтобы изменить не только свое положение, но и жизнь его семьи. Он понял, что погром в бюро по трудоустройству — это не тот путь, который поможет ему решать проблемы. Нужно найти способ подняться так, чтобы получить возможность влиять на происходящее в обществе, и тогда все можно в корне изменить. Этот момент стал поворотным в его жизни.
Выйдя из тюрьмы, Леви устроился работать на стройку и начал вести активную общественную деятельность, борясь за права рабочих. Вскоре он был избран секретарем профсоюза Северного округа, потом баллотировался на выборах в местный совет Бейт-Шеана и был избран представителем совета, а затем стал заместителем мэра города. С этого момента началась политическая карьера Давида Леви, которая включила в себя сорок лет депутатства в Кнессете, из них 29 — на разных министерских постах. Но что более важно — он стал представителем «второго Израиля», всех тех репатриантов, кто не сумел «акклиматизироваться» в Израиле, кто жил в лишениях и нужде. Леви стал голосом тех, у кого не было голоса. Он действительно боролся за права бедных и отверженных. Он инициировал проект обновления бедных кварталов, чтобы реабилитировать в Израиле проблемные районы, которые были источником преступности, бедности и страданий. В течение всех этих лет, даже будучи министром иностранных дел, он никогда не забывал, откуда он приехал, он никогда не покидал Бейт-Шеан, и всякий раз, когда у него была возможность, возвращался в свой дом, к своим друзьям. Во время поездок за границу ему было безразлично, в какой гостинице останавливаться, его единственной заботой было обеспечение кошерной едой. Он — человек, который привык каждую Субботу отправляться молиться в синагогу. Однажды, в бытность министром иностранных дел, в Субботу в полдень он вышел из синагоги со своим племянником. Его сопровождали охранники, рядом стояла полицейская машина. Он повернулся к племяннику, который только что закончил военную службу, и сказал ему: «Ты видишь весь этот антураж вокруг меня? Это охраняют министра иностранных дел Израиля, а не Давида Леви. Никогда не забывай, откуда ты пришел…»
-
В нашей сегодняшней недельной главе «Ваикро» мы узнаем о законах жертвоприношений. Тора учит нас: когда речь идет о жертвах, то каждый еврей не обязан приносить одну и ту же жертву. Богатый человек, который может себе это позволить, должен принести быка, овцу или козу. Человек со средним достатком может принести в качестве жертвы птицу: горлицу или голубя. А тому, кто беден, достаточно принести немного муки, масла и ладана в качестве жертвы. Это не только означает, что Всевышний принимает такую жертву наравне с жертвой богатых, но даже наоборот — для Б‑га она более ценна. Раши в своем комментарии на стих «и душа, когда принесет» (Ваикро, 2: 1) говорит: «Применительно ко всем доброхотным жертвам не сказано «душа», но только применительно к хлебному приношению. Кто обычно доставляет в качестве доброхотной жертвы хлебное приношение? Неимущий. Сказал Святой, благословен Он: «Я зачту это ему, как если бы он принес в жертву свою душу». Поскольку бедняк берет для жертвоприношения часть хлеба насущного своего и своих детей, Творец считает, что он пожертвовал «жизнью своей души».
Сегодня у нас нет Храма, наши мудрецы говорят: «Молитва — вместо жертвоприношений она» (Талмуд, трактат «Брохойс», 26б) И так же, как у жертв есть три уровня, также и в молитве есть три уровня. В Книге Теѓилим мы находим главы, начинающиеся со слов «Молитва Моше» (90), «Молитва Давида» (86), а также «Молитва бедняка» (102). «Моше», «Давид» и «бедняк» обозначают три уровня молитвы.
«Молитва Моше» — это молитва богатых духовно. Моше — тот, кто подарил нам Тору, называемую «Тора Моше». Его молитва символизирует еврея, который является мудрым учеником, изучает Тору и соблюдает ее заповеди, духовно богат и пребывает в согласии с самим собой. «Молитва Давида» — это молитва среднего человека. Давида называют «Сладкоголосый псалмопевец Израиля». Он символизирует содержание молитвы, он написал Книгу Теѓилим, которая стала первым молитвенником народа Израиля. Его молитва символизирует еврея, который не очень силен в познании Торы, но он знает, как молиться, и молится с кавоной (правильной направленностью мыслей и сердца). Он не настолько богат духовно, как Моше, он в середине… Затем следует «молитва бедняка», духовного бедняка. Он тот самый еврей, которого никогда не учили молиться, и когда он приходит в синагогу в Йом-Кипур, он только стоит там вместе со всеми молящимися, но на самом деле молитву не читает.
Любавичский Ребе приводит свидетельство книги «Зоѓар» о том, что если в то время, когда Б‑г слушает молитвы богатых и средних людей, к Нему возносится молитва бедняка, то именно ей удается открыть Небесные врата и в ее заслугу принимаются молитвы более богатых (и, как вы можете увидеть, именно тот самый еврей, который приходит в синагогу раз в году, гораздо больше волнуется, стоя и слушая молитву, чем те, кто молится и ходит в синагогу ежедневно). Битуль (самоотречение) и унижение «молитвы бедного» возвышают все остальные молитвы. И, вероятно, поэтому все наши молитвы в Йом-Кипур легче принимаются на Небесах, как сказано: «Близок Творец к сокрушенным сердцем» (Теѓилим, 34: 19). Поэтому нам, постоянным посетителям синагоги, не стоит смотреть на таких людей свысока, а наоборот — всеми силами стараться, чтобы они приходили на молитву снова и снова. Это принесет пользу и им, и всему миньяну!