5 нісана 5855 року (24 березня 1825 року) - Йорцайт (річницявідходузцьогосвіту) раббіАвраѓама-Йеѓошуа-ЃешелябенШмуелязАпти.
РаббіАвраѓам-Йеѓошуа, відомийтакожякАптерребеіОѓевІсраель ("ЛюблячийІзраїль") народивсявпольськомумістечкуНейштадт. І по батьківській і по материнській лінії він походив зі знаменитих рабинських родів і вже в ранньому віці подавав великі надії. Здобувши неабиякі знання, він розпочав навчання в одного з найвидатніших хасидських цадиків - рабі Елімелеха з Ліженська та рабі Єхіеля-Міхла зі Злочева. Ставши одним із найпомітніших представників зростаючого хасидського руху, він очолив громаду в містечку Колбасів, а потім, 1800 року - в Опатуві (Апт). Він був рабином і в інших місцях (наприклад, у Яссах), але в хасидських майсах він назавжди залишився Аптер ребе.
Приблизно 1810 року Аптер ребе оселився в Меджибожі, місті засновника хасидизму, раббі Ісраеля Баал Шем-Това. Тут він прожив решту років.
Аптерребебуводнимізнайвидатнішихєврейськихмудрецівсвогочасу, акількістьйогопослідовниківіприхильниківбулабільшою, ніжурештицадиків, щожиливтічаси.
5 нісана 5662 року (12 квітня 1902 року) - Йорцайт (річницявідходузцьогосвіту) раббіШнеура-ЗалманаФрадкіназЛюбліна.
РаббіШнеур-ЗалманнародивсявЛядах (Білорусь) ібувучнемгаонаіхасидараббіЕліяѓу-ЙосефаРівліна. Завдяки чудовим здібностям Шнеур-Залман став чудовим знавцем Тори і хасидизму і був одним із найвідданіших хасидів третього і четвертого Ребе - раббі Менахем-Мендела (ребе Цемах Цедек) і раббі Шмуеля (ребе Маѓараш).
СпочаткураббіШнеур-ЗалманбувнаставникомубілоруськомумістечкуПолоцьк, алепотім, назапрошеннямісцевоїгромади, переїхавдопольськогоЛюбліна, дедовгогочасубувміськимрабиноміголовоюсуду (авбейс-дін).
Великиймудрець, удостоєнийзваннягаон (геній) івеликийхасид, раббіШнеур-Залмантакожвідомийпідім'ямТоратхесед (такназиваласянаписананимкнига). Похований раббі Шнеур-Залман у Єрусалимі, на Оливній горі.
7 нісана 2488 року (1273 рік до н.е.) - Візит розвідників у Єрихон.
Замісяцьпіслятого, якМоше-рабейнупішовізцьогосвіту, йогонаступникраббіЙеѓошуабінНун (ІсусНавин) відправивдвохрозвідників - КалеваіПінгаса - домістаЄрихон, щостоялонаіншомуберезірічкиЯрден (Йордан).
Розвідники мали зібрати інформацію, необхідну для завоювання євреями першого міста в Ерец-Ісраель. У Єрихоні розвідникам надала допомогу жінка на ім'я Рахав, яка мешкала у квартирі, розташованій усередині кріпосної стіни (пізніше Рахав стала дружиною Йеѓошуа бін Нуна).
7 нісана 5504 року (20 березня 1744) - Йорцайт (річниця відходу з цього світу) раббі Іцхака з Дрогобича
Раббі Іцхак був відомим кабалістом і саме він познайомив свого сина Єхіеля-Міхла з раббі Ісраелем Баал Шем-Товом. Пізніше учень Баал Шем-Това став відомим усьому єврейському світові як раббі Єхіель-Міхл зі Злочева або "Магід (проповідник) зі Злочева".
8 нісана 5560 року (5 березня 1800 року) - Йорцайт (річницявідходузцьогосвіту) раббіраббіМордехаязНесвіжа.
РаббіМордехайбувнащадкомзнаменитогокабаліста, творцяГолема, рабіМаѓаралязПраги, айоговчителембуврабіЄхіель-МіхлзіЗлочева.
РаббіМордехайбуврабиномумістечкахЛещанов, ЛюдомиріНесвіж, асередйогоучнів - такілідерихасидськихрухів, якрабиУрізіСтрілиськатарабиКалонімусКалман (рабиМаор-ва-Шемеш).
Раббі Мордехай був відомий численними чудесами, проте не меншої уваги заслуговує той факт, що за все своє життя він ніколи не сказав нічого поганого про євреїв.
9 нісана 5699 року (28 лютого 1939 року) - Заарештовано раббі Леві-Іцхока Шнеєрсона, батька Ребе.
О З першій годині ранку, у квартиру раббі Леві-Іцхака на Бригадній вулиці, 13, у Дніпропетровську увірвалися представники НКВС. Після багатогодинного обшуку вони забрали книги, папери, рукописи і повели самого раббі. Усі спроби дружини дізнатися, де він перебуває, довго залишалися безуспішними.
Владавбачалавньомулюдину, якаспонукаєвсієврейськіпочинаннявСРСРізаймаємісцетодішньогоРебе - рабіЙосефа-Іцхака (ребеРаяц), який 1927 рокубувзмушенийемігруватизСРСР, іщосилинамагаласядовести, щойогодіїспрямованіпротиних. Рббі Леві-Іцхака звинувачували в тому, що під час будівництва мікви (басейну для ритуальних обмивань) він, нібито, привласнив частину суспільних грошей, а один зі свідків показав, що в день свята Сімхат-Тора в будинку рабина збирали пожертви для родин маршала Тухачевського і Бухаріна (!). Щоправда, на очній ставці з раббі цей свідок від своїх слів відмовився, заявивши, що дав неправдиві свідчення під тиском.
Раббі Леві-Іцхака переводили з в'язниці до в'язниці та утримували у важких умовах - одного разу його протримали в карцері протягом 32 днів, але він так і не визнав за собою жодного з обвинувачень, які йому намагалися нав'язати.
Післякількохмісяціврозслідуваннявладавирішилавислатийогоподалівідіншихєвреїв, уКазахстан.
10 нісана 2448 року (1313 рік до н.е.) - Війна єгипетських первістків.
У суботу перед Виходом з Єгипту первістки єгиптян, які обіймали високі посади в уряді і серед жерців, зійшлися в кривавій битві із загонами фараона. Вони намагалися змусити фараона відпустити євреїв на волю і тим самим запобігти прийдешній страті - смерті первістків.
10 нісана 2847 року (1274 рік до н.е.) - Йорцайт (річниця відходу з цього світу) пророчиці Мірьям, сестри Моше й Аѓарона.
Моше, Аѓарона і Мірьям називають трьома вождями Виходу. Всі вони були дітьми глави коліна Леві Амрама і Йохевед, причому Мірьям була старшою дитиною і, саме вона привела доньці фараона годувальницю для хлопчика знайденого в річці. У Торі вона згадується під ім'ям акушерки Пуа, яка відмовилася виконувати наказ фараона про вбивство єврейських хлопчиків (друга згадана там же акушерка Шифра - її мама Йохевед).
Мірьям - найбільша з пророчиць, - була дружиною глави коліна Йеѓуди Калева і прабабусею Бецалеля, предка царя Давида. У заслугу Мірьям ставиться поява чудодійного колодязя, який супроводжував євреїв під час їхніх поневірянь у пустелі та зник після її смерті.
Велика пророчиця Мірьям пішла з цього світу під час мандрівок євреїв пустелею і була похована в Кадеші.
10 нісана 2488 року (1273 рік до н.е.) - Перехід євреїв через річку Ярден (Йордан).
За три дні після того, як двоє розвідників вирушили в Єрихон, євреї приготувалися до вступу в Ерец-Ісраель, яка була обіцяна їм Всевишнім. На чолі процесії рухався Ковчег Заповіту, який несли священики-коѓени, і тільки-но вони увійшли у води Ярдена, як річка зупинилася, розділившись на частини, як 40 років тому, під час переходу через Чорне море.
****
НАШИ ДАТЫ
5 нисана 5855 года (24 марта 1825 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Авраѓама-Йеѓошуа-Ѓешеля бен Шмуэля из Апты.
Рабби Авраѓам-Йеѓошуа, известный также как Аптер ребе и Оѓев Исраэль («Любящий Израиль») родился в польском местечке Нейштадт. И по отцовской и по материнской линии он происходил из знаменитых раввинских родов и уже в раннем возрасте подавал большие надежды. Получив изрядные знания он начал учебу у одного из величайших хасидских цадиков — рабби Элимелеха из Лиженска и рабби Йехиэля-Михла из Злочева. Став одной из самых заметных представителей растущего хасидского движения он возглавил общину в местечке Колбасов, а затем, в 1800 году — в Опатуве (Апт). Он был раввином и в других местах (например, в Яссах), но в хасидских майсах он навсегда остался Аптер ребе.
Примерно в 1810 году Аптер ребе поселился в Меджибоже, городе основателя хасидизма рабби Исраэля Баал Шем-Това. Здесь он прожил всю оставшиеся годы.
Аптер ребе был одним из самых выдающихся еврейских мудрецов своего времени, а число его последователей и сторонников было больше чем у остальных цадиков, живших в те времена.
5 нисана 5662 года (12 апреля 1902 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Шнеура-Залмана Фрадкина из Люблина.
Рабби Шнеур-Залман родился в Лядах (Белоруссия) и был учеником гаона и хасида рабби Элияѓу-Йосефа Ривлина. Благодаря отличным способностям Шнеур-Залман стал прекрасным знатоком Торы и хасидизма и был одним из самых преданных хасидов третьего и четвертого Ребе — рабби Менахем-Мендела (ребе Цемах Цедек) и рабби Шмуэля (ребе Маѓараш).
Вначале рабби Шнеур-Залман был наставником в белорусском местечке Полоцк, но затем, по приглашению местной общины, переехал в польский Люблин, где долгого времени был городским раввином и председателем суда (ав бейс-дин).
Великий мудрец, удостоенный звания гаон (гений) и большой хасид, рабби Шнеур-Залман также известен под именем Торат хэсэд (так называлась написанная им книга). Похоронен рабби Шнеур-Залман в Иерусалиме, на Масличной горе.
7 нисана 2488 года(1273 год до н.э.) — Визит разведчиков в Йерихон.
Спустя месяц после ухода из этого мира Моше-рабейну, его преемник рабби Йеѓошуа бин Нун (Иисус Навин) отправил двух разведчиков — Калева и Пинхаса в город Йерихон, стоявший на другом берегу реки Ярден (Иордан).
Разведчики должны были собрать информацию, необходимую для завоевания евреями первого города в Эрец-Исраэль. В Йерихоне разведчикам оказала помощь женщина по имени Рахав, которая жила в квартире, расположенной внутри крепостной стены (позже Рахав стала женой Йеѓошуа бин Нуна).
7 нисана 5504 года (20 марта 1744) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Ицхака из Дрогобыча
Рабби Ицхак был известным каббалистом и именно он познакомил своего сына Йехиэля-Михла с рабби Исраэлем Баал Шем-Товом. Позже ученик Баал Шем-Това стал известен всему еврейскому миру как рабби Йехиэль-Михл из Злочева или «Магид (проповедник) из Злочева».
8 нисана 5560 года (5 марта 1800 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби рабби Мордехая из Несвижа.
Рабби Мордехай был потомком знаменитого каббалиста, создателя Голема, рабби Маѓараля из Праги, а его учителем был рабби Йехиэль-Михл из Злочева.
Рабби Мордехай был раввинам в местечках Лещанов, Людомир и Несвиж и среди его учеников такие лидеры хасидских движений как рабби Ури из Стрелиска и рабби Калонимус Калман (рабби Маор-ва-Шемеш).
Рабби Мордехай был известен многочисленными чудесами, однако не меньшего внимания заслуживает тот факт, что за всю свою жизнь о никогда не сказал ничего плохого о евреях.
9 нисана 5699 года (28 февраля 1939 года) — Арестован рабби Леви-Ицхок Шнеерсон, отец Ребе.
в З часа утра, в квартиру рабби Леви-Ицхака на Бригадной улице, 13, в Днепропетровске ворвались представители НКВД. После многочасового обыска они забрали книги, бумаги, рукописи и увели самого рабби. Все попытки жены узнать, где он находится, долго оставались безуспешными.
Власти видели в нем человека, побуждающего все еврейские начинания в СССР и занимающего место тогдашнего Ребе — рабби Йосефа-Ицхака (ребе Раяц), в 1927 году был вынужденного эмигрировать из СССР и изо всех сил пытались доказать, что его действия направлены против них. Рбби Леви-Ицхака обвиняли в том, что при постройке миквы (бассейна для ритуальных омовений) он, якобы, присвоил часть общественных денег, а один из свидетелей показал, что в день праздника Симхат-Тора в доме раввина собирали пожертвования для семей маршала Тухачевского и Бухарина (!). Правда, на очной ставке с рабби этот свидетель от своих слов отказался, заявив, что дал ложные показания под давлением.
Рабби Леви-Ицхака переводили из тюрьмы в тюрьму и содержали в тяжелейших условиях — однажды его продержали в карцере в течение 32 дней, но он и так и не признал за собой ни одного из обвинений, которые ему пытались навязать.
После нескольких месяцев расследования власти решили выслать его подальше от прочих евреев, в Казахстан.
10 нисана 2448 года (1313 год до н.э.) — Война египетских первенцев.
В субботу перед Исходом из Египта первенцы египтян, занимавшие высокие посты в правительстве и среди жрецов, сошлись в кровавой битве с отрядами фараона. Они пытались заставить фараона отпустить евреев ан свободу и тем самым предотвратить грядущую казнь — смерть первенцев.
10 нисана 2847 года (1274 год до н.э.) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) пророчицы Мирьям, сестры Моше и Аѓарона.
Моше, Аѓарона и Мирьям называют тремя вождями Исхода. Все они были детьми главы колена Леви Амрама и Йохевед, причем Мирьям была старшим ребенком и, именно она привела дочери фараона кормилицу для мальчика найденного в реке. В Торе она упоминается под именем акушерки Пуа отказавшейся выполнять приказ фараона об убийстве еврейских мальчиков (вторая упомянутая там же акушерка Шифра — ее мама Йохевед).
Мирьям — величайшая из пророчиц, — была женой главы колена Йеѓуды Калева и прабабушкой Бецалеля, предка царя Давида. В заслугу Мирьям ставится появление чудодейственного колодца, который сопровождал евреев во время их скитаний в пустыне и исчез после ее смерти.
Великая пророчица Мирьям ушла из этого мира во время странствий евреев по пустыне и была похоронена в Кадеше.
10 нисана 2488 года (1273 год до н.э.) — Переход евреев через реку Ярден (Иордан).
Спустя три дня после того как двое разведчиков отправились в Йерихон евреи приготовились к вступлению в Эрец-Исраэль, которая была обещана им Всевышним. Во главе процессии двигался Ковчег Завета, который несли священники-коѓены и только они вошли в воды Ярдена, как река остановилась, разделившись на части, как 40 лет назад, во время перехода через Чермное море.