Printed from chabad.odessa.ua

Наши даты

Воскресенье, 09. Апрель, 2017 - 5:14

IMG_20170409_121401.jpg 

13 нисана 2048 года (1713 год до н.э.) — Брит-мила Авраѓама.
О всех последующих потомках брака Авраѓама и Сары будут говорить «вступил в союз Авраѓама-авину», но в тот день как раз и был образован тот самый союз. 13 нисана выходец из Ур-Касдима 99-летний Аврам по указанию Всевышнего обрезал крайнюю плоть себе и всем членам своей семьи. Войдя таким в союз с всевышним (слово «брит» и означает «союз») он получил новое имя — Авраѓам («отец множества народов). 
Одновременно с отцом обрезание сделал и его 13-летний сын от служанки Ѓагари (Агари) — Ишамаэль (Измаил). Наши мудрецы говорят, что потомки Ишмаэля (арабы) в награду за выполнение заповеди обрезания получили во временное владение святые места (Эрец-Исраль). Ну а родившийся через год у Сары и Араѓама сын Ицхак (Исаак) вошел в союз имени своего отца на 8-й день, став первым, обрезанным в восьмидневном возрасте.
А через три дня к Авраѓаму пришли три гостя (см. 15 нисана).

13 нисана 3404 года (357 год до н.э.) — Указ Амана об истреблении евреев.
На 12-м году правления царя Ахашвероша его премьер-министр Аман сумел добиться одобрения плана «окончательного решения еврейского вопроса». Резня была назначена на 13 адара, т.е. через 11 месяцев и указ об этом был разослан по всем 127 провинциям Персидской империи. По счастью усилиями одного из руководителей еврейской общины Мордехая и жены Ахашвероша Эстер замысел Амана был сорван и в память о победе был учрежден праздник Пурим (см. 14 и 15 адара).
 
13 нисана 5335 года (24 марта 1575 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) создателя «Шулхан аруха» рабби Йосефа бен Эфраима Каро.
Рабби Йосеф родился в 1488 году в Толедо, однако Испанию он покинул в 4-летнем возрасте: после изгнания евреев из Испании семья переехала в Португалию, а в 1497 году, после нового изгнания — в Турцию, где рабби Йосеф прожил почти 40 лет.
В 1536 году рабби Каро отправился в Цфат. Здесь он учился у рабби Яакова Бейрава и получил от него смиху (аттестация на звание раввина). После отъезда рабби Бейрава из Цфата рабби Каро стал главой местных ученых и одним из самых уважаемых членов местного суда (бейс-дина) — на всех постановлениях его имя приводилось первым. Рабби Йосеф возглавил большую йешиву, в которой училось 200 учеников. 
Наибольшую известность среди трудов рабби Йосефа приобрел «Шулхан арух», ставший общепринятым сводом законов ортодоксального еврейства, но он является упрощенной переработкой наиболее значительного, с точки зрения еврейской учености труда рабби Йосефа — «Бейт Йосеф» («Дом Йосефа»). В своих постановлениях сам рабби Йосеф всегда ссылался именно на «Бейт Йосеф» и никогда на «Шулхан арух».
Могила рабби Йосефа Каро сохранилась по сей день на старом кладбище Цфата.

13 нисана 5626 года (29 марта 1866 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) третьего Любавического ребе Цемах Цедека.
В 1860 году ребе Цемах-Цедек сильно заболел. Последние полгода ему было тяжело говорить и он отказывался принимать посетителей на личную беседу по материальным вопросам, говоря, что не видит тело, но видит лишь свет души и поэтому не может отвечать на вопросы, связанные с материальным.


14 нисана 4895 года (30 марта 1135 года) — День рождения рабби Моше бен Маймона (Рамбам, Маймонид).
Рабби Моше бен Маймон, также известный под акронимом Рамбам (на Западе его чаще называют «Маймонид» — «сын Маймона») родился испанской Кордове в знатной и известной семье потомков царя Давида и составителя Талмуда рабби Йеѓуды ѓа-Наси.
Первым его учителем был отец, рабби Маймон, глава раввинского суда Кордовы и один из величайших законодателей своего времени. Когда Моше было 13 лет его семье пришлось бежать из Кордовы — город захватили исламские-фанатики Альмохады и всем немусульманам грозила смерть. Семь лет семья скиталась по Испании и наконец осела в городе Фес (Марокко). За это время рабби Моше успел написать несколько трудов — комментарии к Талмуду, трактат о еврейском календаре и т.д, но в 1165 году они покинули Фес, также принадлежавший Альмохадам, отправившись в Эрец-Исраэль, День отъезда из Феса, а также день, когда судно, на котором они плыли, спаслось от бури, отмечались потомками Маймона семейным постом, а день прибытия семьи в порт Акко стал праздником. Семья Маймонида совершила поездку по Эрец-Исраэль, а затем отбыла в Египет, где поселилась в Фостате (Старый Каир).
Младший брат — Давид бен Маймон — занимался торговлей драгоценными камнями и благодаря этому рабби Моше мог выполнять обязанности главы общины и заниматься литературной деятельностью. Однако во время одной из поездок его корабль потерпел крушение и Давид утонул (евреи, живущие в Индии, уверяют, что не утонул, а спасся и возглавил общину в Кочине), оставив жену и двоих детей. Семья была разорена и Рамбаму пришлось искать пропитание сразу для двух семей. Он стал врачом и в конце концов был назначен одним из личных врачей самого султана Салладина (Салах-ад-Дина). Именно в эти годы, несмотря на свою загруженность, он написал книги «Мишне Тора» («Повторение Закона») и «Море невухим» («Наставник колеблющихся»). Также его перу принадлежит множество других книг, в частности «Сефер ѓа-мицвот» («Книга заповедей»), где он систематизировал все 613 заповедей — 248 предписывающих и 365 запрещающих заповедей.
До конца жизни рабби Моше продолжал трудиться в качестве придворного врача и главы еврейской общины, ведя обширную переписку с общинами разных стран. Рамбам умер, оплакиваемый во всех частях еврейского мира, а его останки были перевезены в Эрец-Исраэль, в Тверию и по сей день его могила остается объектом паломничества.
К 750-летию Рамбама в Израиле был основан кибуц Яд-Маймонид.


15 нисана 1 года — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) Ѓевеля, убитого своим братом Каином.

15 нисана 2018 года (1743 год до н.э.) — Заключение «Союза меж двух рассеченных частей».
В этот день Всевышний заключил с нашим праотцом Авраѓамом (тогда еще просто Аврамом — см. 13 нисана) союз, обязавшись навечно даровать евреям Эрец-Исраэль, хотя пред этим им предстояло пройти испытания изгнанием и преследованиями. В подтверждение сказанного Всевышний велел Авраѓаму рассечь тушу жертвенного животного на две части и прошелся между ними в виде огня.
 
15 нисана 2048 года (1713 год до н.э.) — Ангелы в гостях у Авраѓама.
На третий день после обрезания (см. 13 нисана) Авраѓама посетили три путника, точнее три ангела в образе путников. Каждый из ангелов имел свою четко определенную задачу-миссию. Ангел Рефоэль должен был помочь Авраѓаму поскорее поправиться после операции, ангел Михаэль должен был сообщить Авраѓаму и Саре, что ровно через год у них родиться сын, а ангел Габриэль должен был пойти в Сдом и уничтожить нечестивый город.
Между прочим, этот эпизод — единственное место в Торе, где на еврейском столе появляются одновременно молочные и мясные блюда (но это было до дарования Торы и появлении законов кашрута. Также это единственное место в Торе и книгах пророков, где сказано, что ангелы едят или, по крайней мере, человеку может показаться, что они едят.

15 нисана 2049 года (1712 год до н.э.) — День рождения нашего праотца Ицхака (Ицхак бен Авраѓам). 
Ицхак родился года его отцу Авраѓаму было 100 лет, а его матери Саре — 90. Именно с этим и связано его имя (от слова «цхак» — «смех»: услышав, что ей предстоит родить Сара засмеялась).
Ицхак стал первым евреем, кто был обрезан в возрасте восьми дней.

15 нисана 2113 года (1738 год до н.э.) — Сражение Авраѓама с четырьмя царями.
После того как племянник Авраѓама Лот был пленен войсками четырех царей, сражавшихся против армий пяти царей (владыки городов-государств Сдома, Аморры, Адмы, Цвоима и Цоара) дядя с небольшой группой учеников (318 человек) отправился на помощь племяннику.

15 нисана 2205 года (1555 год до н.э.) — Яаков сражается с ангелом.
Возвращаясь из Арам-Наѓараима, где он прожил больше 20 лет, Яаков заночевал близ Пнуэля и «боролся Некто с ним до появления зари», не смог одолеть Яакова, но повредил ему бедро. На рассвете Неизвестный благословил его и нарек Исраэлем (Израилем) — буквально `борющимся с Богом` (Брейшит 32:25–33). В память об этом событии мы носим имя Исраэль и не употребляем в пищу сухую жилу «гид ѓа-наше» из бедренного сустава.

15 нисана 2197 года (1565 год до н.э.) — День рождения Йеѓуды бен Яакова-авину.
15 нисана 2315 года (1445 год до н.э.) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) Йеѓуды бен Яакова-авину.
Четвертый сын нашего праотца (на иврите — «авину») Яакова и нашей праматери Леи получил имя Йеѓуда и стал основателем колена ЙеѓУды, давшего имя всему народу (иудеи). В настоящее время почти все евреи (за исключением коѓенов и левитов — потомков колена Леви) являются потомками коленам Йеѓуды 
Потомком Йеѓуды был царь Давид и, соответственно Мошиах, также будет происходить из колена Йеѓуды.
 
15 нисана 2447 года (1314 год до н.э.) — Моше видит неопалимую купину.
Ровно за год до Исхода Моше, пасший стада своего тестя Итро, обнаруживает у подножья горы Синай удивительную вещь — куст который горит и не сгорает. Заинтригованный Моше подходит ближе и тогда Всевышний обращается к нему из горящего куста, повелевая отправиться в Египет, чтобы вызволить его народ из египетского рабства.
 
15 нисана 2448 года (1313 год до н.э.) — Исход евреев из Египта.
Ровно в полночь 15 нисана, через 210 лет с момента поселения Яакова в Египте и 430 лет спустя после заключения «Союза между двух рассеченных частей» Всевышний поразил египтян последней, десятой казнью — смертью первенцев. Смерти сумели избежать лишь те первенцы, в семьях которых в тот вечер прошел первый в истории «седер», когда жертвенный ягненок был зарезан и съеден. А его кровь, нанесенная на косяк входной двери, отметила еврейские дома, жители которых подчинились Всевышнему (по некоторым данным таких было не больше трети от числа всех евреев). 
Эта казнь сломила фараона (единственного нееврейского первенца, оставленного в живых в назидание другим) и он умолил евреев поскорее покинуть его страну.
 
15 нисана 3389 года (371 год до н.э.) — Пророк Даниэль в яме со львами.
В книге пророка Даниэля рассказывается, как Даниэль был оклеветан и по приказу царя Дария брошен на растерзание львам, которые, однако, не тронули его. Увидев это, Дарий приказал бросить львам клеветников с их семьями и провозгласил Б-га Даниэля «живым Б-гом». 


16 нисана 2048 года (1713 год до н.э.) — Уничтожение городов Сдома и Аморры.
Расположенные в Сдомской долине города Сдом (Содом), Аморра (Гоморра), Цвоим, Адма и Цоар славились неподобающим поведением жителей. В один из моментов чаша терпения всевышнего переполнилась и… участь городов была решена. Авраѓаму удалось уговорить всевышнего пощадить города, если там найдется хотя бы 10 праведников, однако их не нашлось и спастись удалось лишь племяннику Авраѓама Лоту, его жене и двум дочерям. Жена Лота нарушила приказ Б-га «Не оглядываться» и превратилась в соляной столп. Сдом Аморра, Адма и Цвоим были полностью уничтожены огнем с небес, а вот здания Цоара уцелел, хотя его нечестивые жители также были уничтожены.
Теперь на месте некогда цветущей долины располагается Мертвое море.

16 нисана 2196 года (1566 год до н.э.) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) Леви бен Яакова-авину
Леви — третий сыном нашего праотца Яакова и праматери Леи был родоначальником колена Леви. Он самый младший из людей, упоминаемых в Торе как «иш», «мужчина» — на тот момент ему было 13 лет и именно это определило возраст еврейского совершеннолетия (бар-мицва).
Из колена Леви произошли Моше, Мирьям (см. 10 нисана) и Аѓарон. Ныне колено Леви — одно из двух (наряду с коленом Йеѓуды) уцелевших колен Израилевых. Указание на происхождение от левитов сохранилось в таких еврейских фамилиях, как Леви, Ѓалеви, Левин, Левинзон, Левинский, Левитан, Левитас, Левитин, Левицкий и т. п. Левитского происхождения большей частью и носители фамилий Гурвич, Гуревич, Хорвиц, Ландау, Сегал и Эпштейн. 
Полное отсутствие левитов отмечается среди горских евреев, Бней-Исраэль (Индия) и фалаша (Эфиопия), а также в еврейской общине острова Джерба (Тунис); очень мало их среди грузинских евреев и курдских евреев Ирака.

16 нисана 2488 года (1273 до н.э.) — Закончилось выпадение мана (манны небесной)
Спустя шесть дней после вступления евреев под руководством Йеѓошуа бин-Нуна в Эрец-Исраэль закончилось снабжение их «небесной пищей» — маном, сопровождавшим еврейский народ все годы пребывания в пустыне.
 
16 нисана 3404 года (357 год до н.э.) — Эстер открывает свое происхождение Ахашверошу. 
На третий день поста, объявленного Мордехаем после издания Аманом указа (см. 13 нисана) царица Эстер предстала перед Ахашверошем. Это вопиющее нарушение дворцового этикета могло привести ее на плаху, но царь не рассердился на жену, а наоборот принял ее приглашение на «маленький семейный ужин со свечами и друзьями — дядей Мордехаем и премьер-министром Аманом». В ходе ужина Эстер и рассказала мужу о том, откуда она происходит и чем ее народу грозит указ злодея Амана.


17 нисана 3404 года (357 года до н.э) — Повешение Амана. 
Во время ужина «в интимной обстановке», который царица Эстер устроила для царя Ахашвероша и премьер-министра Амана она открыла царю свое происхождение и объяснила какое злодеяние замыслил Аман. Когда царский евнух Харвона упомянул о 25-метрвоой виселице, которую Аман приготовил для Мордехая, царь распорядился повесить на ней самого Амана, тем самым открыв евреям путь к спасению.


18 нисана 5638 года (21 апреля 1878) — День рождения рабби Леви-Ицхака Шнеерсона, отца нынешнего Ребе. 
Рабби Леви-Ицхак родился в местечке Подобрянке, неподалеку от Гомеля. Его родителями был мудрец и праведник рабби Борух-Шнеур и праведная женщина — ребецн Зельда-Рахель. Ребецн Зельда была дочерью рабби Залмана Хейкина и состояла в родстве с третьим и пятым Любавичскими Ребе — Ребе Цемах-Цедеком и Ребе Рашабом. Свое имя малыш получил в честь дедушки по отцовской линии — рабби Леви-Ицхака.
Рабби Леви-Ицхак отличался необыкновенными способностями и превосходной памятью, в частности он знал наизусть весь Талмуд.

18 нисана 5662 года (25 апреля 1902) — Введение Менахема-Мендела Шнеерсона (нынешний Ребе, а тогда — восьмидневный малыш) в союз Авраѓама-авину. 
В этот день его отцу, Леви-Ицхаку исполнилось 24 года. Трапеза по случаю исполнения заповеди была устроена во второй день будних дней праздника (дни холь ѓа-моэд) в доме дедушки — главного николаевского раввина, мудреца и праведника, рабби Меира-Шломо Яновского. В торжестве также принял участие и второй дедушка, рабби Борух-Шнеур.
Комментарии: Наши даты
Нет добавленных комментариев