Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Еврейский календарь

Пятница, 05. Май, 2017 - 8:28

 895a710b6f1121c74d40b885d3b18be7.jpg

11 ияра 5604 года (30 апреля 1844 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Йеѓуды-Цви из Стретина.

Рабби Йеѓуда-Цви был лучшим учеников знаменитого хасидского цадика рабби Ури из Стрелиска. Он происходил из знатной семьи, которая выводила свои корни от царя Давида и говорил о своих четырех сыновьях, что они являются реинкарнацией воинов царя Давида.

Одним из потомков рабби из Стретина был рабби Йеѓуда-Цви Брандвейн (рабби Маалот ѓа-Сулам), ученик знаменитого каббалиста рабби Йеѓуда Ашлага (рабби ѓа-Сулам, см. 18 нисана).

 

11 ияра 5587 года (8 мая 1827 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Нафтали-Цви из Ропшица.

Рабби Нафтали-Цви родился в день ухода из этого мира основателя хасидизма рабби Исраэля Баал Шем-Това и стал одним из самых верных его последователей.

Родился рабби Нафтали в известной и уважаемой семье: его отец, рабби Менахем-Мендл был раввином местечка Линск, а мама, ребецн Бейла была дочерью выдающегося мудреца рабби Ицхака Горовица из Гамбурга. Семья принадлежала к числу миснагдим (противников хасидизма), однако сын выбрал для себя другой путь. Первым его наставником в хасидизме стал рабби Элимелех из Лиженска. Потом рабби Нафтали учился у «Провидца из Люблина» (рабби Яаков-Ицхак ѓа-Леви Горовиц, см. 9 ава), Кожницкого Магида рабби Исраэля (см. 14 тишрея) и рабби Менахема-Мендела из Рыманува (ми. 19 ияра).

После смерти учителей он поселился в местечке Ропшиц, ставшем центром притяжения для тысяч его последователей. Многие хасидские лидеры-потомки ропшицкой династии погибли в Польше в годы Катастрофы. Те, кто уцелел, перебрались в США, где основали (в Нью-Йорке и Бруклине) процветающие хасидские общины.

 

13 ияра 5712 года (8 мая 1952 года)— Йорцайт рабби Исраэля-Арье-Лейба Шнеерсона, брата нынешнего Ребе. 

Рабби Исраэль-Арье-Лейб родившийся в 5669 году (1909) в городе Николаеве, был обладателем многочисленных талантов, мудрым и остроумным человеком. Уже в году Советской власти он перебрался в Ленинград, где вошел в близкое окружение Шестого Любавического Ребе, Ребе Раяца (рабби Йосефа-Ицхака). Он также пользовался любовью хасидов, диспуты с которыми буквально «напитали» его ѓалахой (еврейским Законом) и хасидизмом, а также знаниями в Открытой Торе и Каббале.

В 1930 году рабби Исраэль-Арье-Лейб покинул СССР и поселился в Берлине, но в 1932 году он совершил алию, переехал в Святую Землю и поселился в Тель-Авиве. В 1941 году рабби Исраэль-Арье-Лейб переехал в Ливерпуль, где и жил до дня ухода из этого мира. Прах его был перевезен в Эрец-Исраэль и похоронен на хабадском участке кладбища в городе Цфат.

 

14 ияра 2448 года (1313 год до н.э.) — У евреев, ушедших из Египта, закончилась маца.

Уходя из Египта, евреи захватили с собой не успевшее взойти тесто, из которого они изготовляли пресные лепешки — мацу. Припасов хватило на 60 порций, так что 14 ияра, спустя месяц после Исхода, евреям стало нечего есть. Они обратились к Моше с жалобами на отсутствие пропитания и Всевышний пообещал что он даст евреям «небесный хлеб» — ман (см. 15 ияра). 

 

14 ияра 2449 года (1311 до н.э.) — Песах-шени (второй Песах). 

В этот день евреи, находившиеся в момент Исхода в состоянии ритуальной нечистоты (например, Мишаэль и Эльцафан, которые переносил тело Йосефа), смогли очиститься и принести пасхальные жертвы.

Важным уроком этого праздника является то, что ничего не потеряно и Всевышний дает нам еще один шанс выполнить наш долг.

 

14 ияра приблизительно 3900-4000 года (II век) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Меира Баал ѓа-Нес (Меир-Чудотворец).

Рабби Меир принадлежал к четвертому поколению таннаев (мудрецов-- составителей Талмуда). Он был потомком геров — людей, принявших иудаизм (в Талмуде сказано, что его предком был император Нерон, тот самый поджигатель Рима), но рабби Меир смог стать одним из величайших мудрецов в истории еврейского народа. Его учителем был рабби Акива, но он также учился у рабби Ишмаэля бен Элиша и рабби Элиши бен Авуа (Элиша-Ахер) и был сойфером, то есть зарабатывал на жизнь переписыванием священных текстов (причем он обладал уникальной памятью и мог по памяти восстановить любой свиток Писания со всеми особенностями правописания).

Рабби Меир был одним из тех пяти учеников рабби Акивы, которым рабби Йеѓуда бен Бава передал смиху. Смиха (буквально «покрытие», «возложение рук») — это акт, при котором авторитетный учитель объявляет ученику, что отныне у того тоже есть право самостоятельно выносить алахические решения любого уровня сложности и ответственности; например, такие как присуждение к штрафам, о которых известно, что не каждый судья может их назначать. Получив смиху, ученик сам становился авторитетным раввином и в свою очередь мог передать смиху своим будущим ученикам

Эти пятеро были последними евреями, в непрерывной цепочке получения смихи от Моше (во всех последующих поколениях раввины просто получают необходимый объем знаний, однако процедура смихи, необходимая с формальной точки зрения для подтверждения статуса раввина уже не проводится (это все равно что защитить кандидатскую диссертацию, но не получить кандидатскую «корочку»)). Попытки возрождения смихута предпринимались в XVI веке и сейчас раввины Эрец-Исраэль предпринимают вторую попытку возрождения традиции, но пока что это признано не всеми. 

Во времена гонений императора Адриана рабби Меир был вынужден бежать из Эрец-Исраэль, а после возвращения стал одним из глав Санѓедрина, располагавшегося в городе Уша. В Талмуде насчитывается 335 ѓалахот (законов) и высказываний, принадлежащих рабби Меиру, хотя все они начинаются со слов «другие говорят» (как следствие конфликта рабби Меира с остальными мудрецами). Свои выступления и уроки рабби Меир обильно оснащал остроумными притчами и его слушатели подсчитали, что только о лисах он знал свыше 300 притч! 

Его женой была Брурия дочь рабби Ханании бен Традьона, необычайно мудрая женщина, единственная женщина, чье имя упомянуто на страницах Талмуда. Начиная с XVIII века почти в каждом еврейском доме можно было найти «кружку Меира Баал ѓа-Нес», куда хозяйка дома опускала мелкую монету перед зажиганием субботних свечей.

Могила рабби Меира находится в Твери, на берегу озера Кинерет, согласно его завещанию, чтобы «волны, омывающие Землю Израиля, омывали камни его могилы»

 

14 ияра 5662 года (21 мая 1902 года) года) — Второе заключение предыдущего Любавического ребе рабби Йосефа-Ицхака (ребе Раяц). 

Ребе, бывший в ту пору руководителем йешивы «Томхей-Тмимим», был арестован по доносу, гласившему, что в йешиве содержатся студенты, за взятку уклоняющиеся от службы в армии.

Спустя 9 дней полицейский принес уведомление, о том, что против Ребе нет никаких обвинительных доводов.

 

15 ияра 2448 года (1313 год до н.э.) — Евреи прибыли на стоянку в Мару и получили заповедь о субботе. В этот же день впервые выпал ман (манна небесная) — «небесный хлеб», которым евреи питались все 40 лет пребывания в пустыне.

 

17 ияра 5553 года (29 апреля 1793 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Йехезкеля бен Йеѓуды Ландау (Нода б’Йеѓуда).

Рабби Йехезкель родился в местечке Опатув в почтенной и уважаемой семье — его отец был одним из руководителей Ваада четырех земель (руководящего органа польского еврейства). Он учился в Бродах, а затем возглавлял общины Брод, Ямполя и Праги здесь, помимо общины он также возглавил и одну из крупнейших йешив того времени).

Рабби Йехезкель Ландау известен также как рабби Нода б’Йеѓуда («Известный в Иудее») — по названию одного из своих трудов, но не меньшую важность представляет другое его сочинение «Игерет шалом» («Послание мира»). В нем он попытался примирить двух виднейших европейских раввинов того времени — рабби Яакова Эмдена из Альтоны и рабби Йонатана Айбешица из Праги (см. 21 элула), конфликт между которыми грозил расколоть еврейских народ. 

 

17 ияра 5560 года (12 мая 1800 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Моше-Хаима-Эфраима бен Йехиэля из Судилкова.

Рабби Моше родился в Меджибоже в семье рабби Йехиэля Ашкенази и ребецн Адели (Ѓодл) — дочери основателя хасидизма рабби Исраэля Баал Шем-Това.

Баал Шем-Тов нежно любил своего внука и очень высоко ценил его способности к учебе. После ухода дедушки из этого мира рабби Моше учился у его учеников Межеричского магида рабби Дов-Бера (см. 19 кислева) и рабби Яакова-Йосефа из Полонного — старейшего ученика Баал Шем-Това.

Закончив обучение, рабби Моше поселился в местечке Судилков, где был главой общины. В Меджибож (где остался его младший брат, рабби Борух) он вернулся незадолго до смерти. 

Его могила расположена неподалеку от могилы рабби Баал Шем-Това.

Комментарии: Еврейский календарь
Нет добавленных комментариев