Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

НАШИ ДАТЫ

Понедельник, 03. Июль, 2017 - 11:08

 895a710b6f1121c74d40b885d3b18be7.jpg

8 тамуза 5651 года (14 июля 1891) — Помолвка ребецн Хаи-Мушки, младшей дочери четвертого Любавического ребе, рабби Шмуэля (ребе Маѓараш) и рабби Моше ѓа-Коѓена Ѓоренштейна.

Рабби Моше Ѓоренштейн был выдающимся мудрецом и праведником, так что братья Хаи-Мушки, в частности будущий пятый Ребе, рабби Шолом-Дов-Бер (ребе Рашаб), приложили немало усилий к тому, чтобы помолвка состоялась.

 

8 тамуза 5659 года (16 июня 1899 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Элияѓу Мани.

Рабби Элияѓу Мани родился в Багдаде (Ирак), однако, после брахи (благословения) полученной от великого каббалиста рабби Йосефа-Хаима бен Элияѓу аль-Хахам (рабби Бен Иш Хай, см. 13 элула) он переехал в Эрец-Исраэль, где поселился в Хевроне и возглавил еврейскую общину.

Рабби Элияѓу пользовался уважением не только евреев, но и арабских жителей Хеврона, называвших его «шейх». После ухода рабби Элияѓу из этого мира, он был похоронен на еврейском кладбище, однако арабы похитили его тело, и перезахоронили на мусульманском кладбище. Еврейской общине пришлось не просто добиться возвращения тела рабби Элияѓу, но и выставить охрану возле его могилы.

 

9 тамуза 3338 года (423 год до н.э.) — Вавилоняне проломили стену Иерусалима.

В этот день армия вавилонского царя Навухаднецара (Навуходоносора) пробила стены Иерусалима и ворвалась в город. Царь Иудеи Цидкияѓу сдался и был уведен в Вавилон. Месяц спустя Иерусалим был полностью захвачен врагом, Первый Храм был разрушен, а большая часть евреев уведена в изгнание. 

Долгие годы этот день отмечался постом, однако после того как через 490 лет римские легионеры 17 тамуза пробили брешь в иерусалимских стенах (это привело к разрушению Второго Храма) даты обоих постов были совмещены (см. 17 тамуза).

 

9 тамуза 5004 года (17 июня 1244 года) — Сожжение на Гревской площади Парижа трактатов Талмуда.

В 1240 года король Людовик IX Святой устроил в своей резиденции диспут между евреями и христианами, причем евреев туда доставили насильно под конвоем. Евреев представляли четыре раввина, христиан – самый ученый из монахов, францисканец, профессор Сорбонны, выкрест Николай Донин из Ля-Рошели. Свидетели сообщают, что Николай «выглядел слабо», но преимущество «истинной веры» «не могло не проявить себя», так что, по приговору, евреи были признаны проигравшими. А спустя 4 года были сожжены два десятка телег, наполненных томами Талмуда.

Это было первое в истории сожжение еврейских книг и в память об этом событии был учрежден пост. Однако, как пишется в книге «Танья равта» «Пост не прикреплен к дням года, потому что открылось мудрецам, что текст Торы это событие предвидел заранее», то есть постятся не 9 тамуза, а в шестой день недели, когда читают главу «Хукат».

 

11 тамуза 5591 года (22 июня 1831 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Цви-Ѓирша из Жидачева.

Рабби Цви-Ѓирш родился в галицийском местечке Самбор и вместе со своим младшим братом, рабби Моше из Самбора, учился у рабби Яакова-Ицхака ѓа-Леви Горовица, слепого Провидца из Люблина.

Рабби Цви-Ѓирш дружил с известным хасидским цадиком рабби Нафтали-Цви из Ропшиц (см. 11 ияра), а среди его учеников были такие выдающиеся лидеры следующего поколения как рабби Ицхак-Айзик из Комарны, рабби Цви-Элимелех из Динова (известный также как Бней Иссахар, см. 18 тевета), рабби Ицхак-Айзик из Жидачева, рабби Шимон из Ярославля и рабби Шалом из Каменки.

Рабби Ицхак-Айзик из Комарны писал, что душа его учителя была частью души рабби Хаима Виталя — лучшего ученика великого каббалиста рабби Ицхака Лурии Ашкенази (Аризаль), а та, в свою очередь была частичкой души рабби Акивы. Еще один его ученик, рабби Ицхак-Айзик из Жидачева, передавал со слов учителя, что в прошлой жизни он был одним из учеников величайшего каббалиста рабби Шимона бар Йохая (см. 18 ияра). Некоторые из хасидских цадиков-современников рабби Цви считали, что его душа — душа знаменитого мудреца Януки (малыша), упомянутого в каббалситической книге рабби Шимона бар Йохая «Зоѓар». Сам же рабби Цви-Ѓирш говорил своему брату, рабби Моше из Самбора, что его душа в одном из предыдущих воплощений была душой рабби Ишмаэля-первосвященника (см. 25 сивана). 

 

11 тамуза 5696 года (12 июля 1935 года) — Йорцайт (годовщина смерти) рабби Шнеура-Залмана Слонима, внука ребецн Менухи-Рохл, дочери второго Любавического ребе — Мителер ребе.

Рабби Шнеур-Залман родился в 5622 году в Хевроне (Эрец-Исраэль) в семье раввина и большого хасида рабби Мордехая-Довбера Слонима, сына ребецн Менухи-Рохл.

Сам он также был большим знатоком Торы и хасидской философии (хсидуса или хасидута). Его женой стала ребецн Мушка, дочь его дяди, раввина Леви-Ицхака Слонима. В 1885 году, когда Хабад возглавил пятый Любавический Ребе рабби Шолом-Довбер (Ребе Рашаб), рабби Шнеур-Залманом приехал в Любавичи и остался там надолго. 

Ребе приблизил его к себе, а зимой 1886 года взял с собой в известное ялтинское путешествие, где они провели много часов в совместном изучении хасидута. Кроме того, во время пребывания в Ялте рабби Шнеур-Залман был меламедом (учителем) юного рабби Йосефа-Ицхака (будущего шестого Ребе — ребе Раяца).

После возвращения на Святую Землю он начал переписку с Ребе Рашабом и в опубликованных сборниках посланий Ребе Рашаба содержаться десятки посланий к рабби Шнеуру-Залману.

Интересно, что, обращаясь к рабби Шнеуру-Залману ребе Рашаб шутливо называл его «мой внук», а его отца, рабби Мордехая-Довбера — «зятем». Дело в том, что когда рабби Мордехай-Довбер приехал в Любавичи к четвертому Ребе — рабби Шмуэлю (ребе Маѓараш), сын ребе (будущий ребе Рашаб) проводил с ним долгие часы, слушая рассказы о предыдущих ребе, которые рабби Мордехай слышал от своей мамы, ребецн Менухи-Рохл. 

Однажды ребе Маѓараш тоже послушал рассказы рабби Мордехая и они ему понравились, что он сказал сыну — «пригласи его к себе зятем за стол». (В те времена богатые евреи стремились выдавать своих дочерей пусть и за бедных, но зато ученых юношей и брали на себя обязательство содержать зятя определенное время, давая ему возможность учиться дальше. Так что фраза о «приглашении зятем за стол» означала признание мудрости рабби Мордехая, способного украсить любую семью). Так и повелось. А сын «зятя», стал соответственно «внуком».

В 1900 году, он получил от рабби Шнеура-Залмана из Люблина (автора книги «Торат хесед») предложение возглавить общину Яффо. Заручившись благословением ребе Рашаба рабби Слоним возглавил общину Тель-Авива-Яффо и оставался на этом посту 35 лет, вплоть до конца своих дней.

Похоронен рабби Шнеур-Залман в Тель-Авиве.

 

12 тамуза 5100 года (8 июля 1340 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Яакова бен Ашера бен Йехиэля (Баал ѓа-Турим).

Рабби Яаков был сыном рабби Ашера, сына Йехиэля (известного как рабби Рош). Он родился в Германии, но затем вместе с отцом переехал в Испанию, в Толедо, где, отказавшись от поста раввина, жил в большой бедности, посвящая все свое время изучению Торы. Наибольшую известность рабби Яакову бен Ашеру принесла книга «Арба ѓа-турим» («Четыре ряда»), давшая ему, как это часто бывает, второе имя. Считая, что в настоящее время «аргументы стали ошибочны, разногласия усилились, мнения умножились, так что не осталось ни одного ѓалахического правила, относительно которого существует согласие», рабби Яаков решил написать книгу, который охватывал бы все законы и обычаи, касающиеся как человека, так и общины. 

В «Арба ѓа-турим» по каждому вопросу в лаконичной форме приведены мнения всех крупных авторитетов всех предыдущих поколений, для того чтобы любой раввин, пользующийся этой книгой, мог сам сделать окончательный вывод, оценив и сравнив различные мнения. 

В соответствии с названием книга состоит из четырех частей. «Орах хаим» («Образ жизни») объединяет правила ежедневного поведения, а также законы субботы, праздников и будней; «Йоре деа» («Учитель мудрости») посвящена кашруту, законам обрезания, траура и пр.; «Эвен ѓа-эзер» («Скала помощи») включает положения о браке и разводе; «Хошен мишпат» («Знак суда») посвящена судопроизводству и заповедям, регулирующим имущественные отношения.

Согласно преданиям, рабби Яаков умер по пути в Эрец-Исраэль.

 

12 тамуза 5640 года (21 июня 1880 года) — День рождения рабби Йосефа-Ицхака (ребе Раяц), шестого Любавического Ребе. 

Его мать, ребецн Штерна-Сара рассказывала: «После нашей свадьбы прошло несколько лет. Я была очень молода и находилась далеко от дома своих родителей. У нас все еще не было детей, и это очень травмировало меня. 

Однажды, в праздник Симхат-Тора, во время кидуша, который происходил дома у моего свекра, рабби Шмуэля (четвертый Любавический Ребе, ребе Маѓараш), произнесли «Мишеберах» (молитву за здоровье) на всех женщин и девушек «Дома ребе», но, про меня почему-то забыли. Я очень расстроилась, и, хотя позже благословили и меня, осадок остался. Я ушла к себе в комнату и стала думать о том, что у меня до сих пор нет детей, о своем одиночестве, об этой истории с «Мишеберах». Я заплакала и так в слезах задремала. И тогда мне приснился сон. 

Я увидела во сне человека внушительной наружности, который вошел в мою комнату и спросил меня: «Дочь моя, почему ты плачешь?» Я рассказала обо всем, что было в моем сердце и он сказал: «Не плачь дочь моя! Обещаю тебе, что в этом году родится у тебя сын, но сразу после праздника ты должна раздать 18 рублей из своих личных денег на цдаку». 

Закончив говорить, человек вышел из комнаты и исчез. Через несколько минут он вернулся в сопровождении еще двоих и повторил перед ними поставленное мне условие. Пришедшие с ним согласились и все трое, благословив меня, вышли из комнаты. 

Через несколько часов вернулся мой муж. Я рассказала ему о сне и он, поспешив к своему отцу, пересказал ему его. Свекор вызвал меня и попросил рассказать ему сон во всех подробностях. Когда я закончила рассказ, свекор сказал: «Первый, посетивший тебя, был ребе Цемах-Цедек, а двое других – Мителер ребе и Алтер ребе». 

После праздника я должна была выполнить поставленное мне во сне условие, но откуда я могла взять «18 рублей моих личных денег»? У меня было платье, сшитое по последней моде тех дней, но свекор не хотел, чтобы я его надевала. Тогда я позвала женщину, занимавшуюся нуждами общины, и попросила ее продать это платье. А из вырученных за платье денег я отделила 18 рублей на цдаку. 

В том же году у меня родился сын, ребе Раяц» — закончила свой рассказ ребецн Штерна-Сара.

 

12 тамуза 5625 года (6 июля 1865 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Элияѓу-Йосефа Ривлина из Дрибина, автора книги «Оѓель Йосеф»

Рабби Элияѓу-Йосеф из Дрибина был великим мудрецом, одним из виднейших хасидов второго и третьего Любавических Ребе — Мителер ребе и ребе Цемах-Цедека, и одним из столпов хасидизма тех дней. Ребе Цемах-цедек говорил: «У него есть два с половиной хасида, один из которых рабби Элияѓу-Йосеф». Вначале он был раввином местечка Дрибин, затем переехал в Полоцк, а оттуда в 1847 году перебрался в Эрец-Исраэль, где стал раввином и наставником хасидской общины. Среди прочего он обустроил синагогу «Цемах-Цедек» в Старом городе Иерусалима.

Похоронен рабби Элияѓу-Йосеф в Иерусалиме, на Масличной горе.

 

12 тамуза 5655 года (4 июля 1895 года) — Ребе Рашаб (рабби Шолом-Дов-Бер) назначил сына, рабби Йосефа-Ицхока (будущий ребе Раяц), своим секретарем

В тот момент будущему шестому Любавическому Ребе было всего 15 лет, но ребе Рашаб назначил его своим секретарем по ведению общих вопросов. В том же году рабби Раяц присутствовал на съезде раввинов в качестве представителя ребе Рашаба. 

Поскольку Йосеф-Ицхак был все-таки молод, ребе Рашаб отправил вместе с ним рабби Шмуэля-Бецалеля, предупредив его, что хотя он, Шмуэль-Бецалель весьма умен, а Йосеф-Ицхак очень молод, чем меньше Шмуэль-Бецалель будет вмешиваться его действия, тем будет правильнее. 

 

12 тамуза 5687 года (12 июля 1927 года) — «Праздник Освобождения». В этот день шестой Любавический Ребе рабби Йосеф-Ицхак (ребе Раяц) получил сообщение об его освобождении из костромской ссылки. 

Ребе Раяц вместо расстрела был отправлен в трехгодичную ссылку в Кострому, но совет, созданный для его освобождения, принял решение продолжать работу по его полному освобождению. Члены совета вновь обратились к Г же Пешковой, представительнице «Красного Креста» в СССР, и она попыталась добиться от советского руководства освобождения Ребе. В противовес ей ленинградские чекисты заявили, что если Ребе вернется в Ленинград, то сразу же будет арестован. 

Ребе Раяцу было предписано каждый вторник являться в костромское отделение ГПУ, но, когда 12 тамуза, во вторник, ребе Раяц и сопровождавший его рабби Элияѓу-Хаим Алтгойз пришли туда, чекист приветливо принял их и сказал: «Пришел приказ дать Вам освобождение, и я счастлив сообщить Вам о Вашем выходе на свободу». 

Поскольку в этот день то костромское отделение ГПУ было выходным, там не смогли выдать свидетельство об освобождении и Ребе был вынужден ждать получения свидетельства до 13 тамуза.

 

13 тамуза 5687 года (13 июля 1927 года) — Ребе Раяц получает свидетельство об освобождении. 

13 тамуза, после получения свидетельства об освобождении Ребе, множество людей собралось в доме, где он жил на фарбренген. 

На следующий день, в 11 часов утра, в сопровождении двух посланцев от еврейской общины города, Ребе оставил Кострому свободным гражданином и в пятницу, 15 тамуза, прибыл в Ленинград. В городе он оставался лишь несколько дней, поскольку «евсекция» и ГПУ не успокоились и вновь угрожали арестом. Выхода не было и, оставив Ленинград, Ребе поселился в подмосковной деревне Малаховка.

Комментарии: НАШИ ДАТЫ
Нет добавленных комментариев