Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

НАШИ ДАТЫ

Пятница, 11. Август, 2017 - 6:38

 895a710b6f1121c74d40b885d3b18be7.jpg

21 менахем-ава 5678 года (30 июля 1918 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Хаима Соловейчика (Брискер рав).

В этот день ушел из жизни известный раввин и мудрец последних поколений, один из лидеров европейского еврейства, рав Хаим Соловейчик из Бреста (по-еврейски — «Бриск»), известный как Брискер рав.

Рав Хаим, о котором все говорили не иначе, как о великом гении логики и анализа, в не меньшей степени был гением доброты и любви к людям. Рассказывают, что «деньги жгли его карман». Все те деньги, что он получал на своем раввинском посту, и что приносили состоятельные люди он раздавал нуждающимся, не думая ни минуты о собственной семье. Его всегда можно было застать дома сидящим с группой близких учеников за круглым столом: Брискер рав предпочитал именно круглый стол, чтобы не сидеть во главе стола и не создавать дистанции между собой и посетителями.

 

24 менахем-ава примерно 3660 года (примерно 100 год до н.э.) — праздник учрежденный Хашмонеями.

Потомки братьев Маккаби, цари Хашмонейской династии вновь ввели в действие еврейское законодательство, основанное на законах Торы и заменили им действовавшее на тот момент римское секулярное право. Тогда же этот день был провозглашен праздничным днем.

 

26 менахем-ава 5603 года (22 августа 1843 года) — Третий Любавический ребе, рабби Менахем-Мендл (ребе Цемах-Цедек) оставил Петербург после раввинского съезда, за время которого его несколько раз арестовывали. 

Движение «Просвещения» (Ѓаскала), направленное на подрыв основ еврейства и ассимиляцию, начало действовать среди евреев России в 1828 году. Их сторонники завели знакомство с властями и министр внутренних дел организовал съезд раввинов с целью осуществить в еврейской религии несколько изменений, в соответствии с требованиями маскилим, то есть приверженцев ѓаскалы. Первым из запретов был запрет на изучение хасидизма. 

На съезде ребе Цемах-Цедек приводил доводы подтверждающие запрет на внесение исправлений в законы Торы и разъяснял обязательность изучения Торы хасидизма. Но министр внутренних дел, который в дополнение к своему обычному антисемитизму был подкуплен маскилим, твердо держал их сторону, требуя, чтобы все раввины подписали подготовленный правительством протокол.

Ребе Цемах-Цедек противостоял этому изо всех сил, в результате чего на протяжении съезда 22 раза (!) оказывался в заключении. Он оказался в большой опасности и когда о происходящем стало известно евреям, то во всех центрах их проживания начали организовываться общественные посты и даже прекращалась работа. Массовые волнения, твердость позиции и самопожертвование ребе Цемах-Цедека произвели свое действие, и министр внутренних дел отказался от осуществления своих предложений по «исправлению» религии. Изучение хасидизма вновь, как прежде, было разрешено.

 

26 менахем-ава 5739 года (19 августа 1979 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Йоэля бен Хананьи-Йом-Това-Липы Тейтельбаума из Сатмара (Сатмарский ребе).

Рабби Йоэль Тейтельбаум называемый также рабби Йойлиш родился в семье хасидских лидеров — сатмарских цадиков. Эта династия, была основана рабби Моше Тейтельбаумом из местечка Шатораульхей (см. 28 тамуза) и вела свою родословную от известных раввинов рабби Шмуэля-Элиэзера Эйдельса (рабби Маѓаршо, см. 5 кислева) и рабби Моше бен Исраэля Иссерлеса (Рама, см. 18 ияра). Отец Йоэля был раввином местечка Сигет, сам же рабби Йоэль в 23 года стал раввином закарпатского местечка Оршива, а через 5 лет был избран раввином городка Сатмар (сейчас Сату-Маре в Румынии). Он получил широкую известность во всей Трансильвании, так что местные общины соглашались утвердить нового раввина только после проверки его рабби Йоэлем. Он выступал против сионизма, в котором видел серьезнейшее нарушение Торы, хотя его взгляды не были такими крайними как у Мункачского (Мукачево) ребе.

Многие хасиды рабби Йойлиша погибли в Освенциме, а сам он попал в гетто Клойзенбурга (Клуж). Ему грозила отправка в лагерь смерти Берген-Бельзен, но он, вместе с группой хасидов, смог выбраться на «поезде Кастнера» в Швейцарию (см. 21 кислева). В 1945 сатмарский ребе переехал в Эрец-Исраэль, где стал лидером ультраортодоксальной, антисионистской общины. Правда, с его взглядами ему было там нелегко и он предпочел воссоздать свою общину в США в нью-йорском районе Вильямсбург, где поселилось множество венгерских евреев. 

Жители Вильямсбурга представляли разные направления хасидизма, но были согласны, чтобы их возглавил рабби Йоэль и через несколько лет Вильямсбург оказался слишком тесным для всех хасидов, так что сатмарский ребе создал новую общину Кирьяс-Йоэль близ города Монро (штат Нью-Йорк). Также кварталы сатмарских хасидов имеются в Лондоне и Антверпене.

Рабби Йоэль считал, что создание еврейского государства в Эрец-Исраэль нарушает принципы Ѓалахи и отдаляет приход Мошиаха. В 1953 году он стал раввином ультраортодоксальной иерусалимской антисионистской общины «Нетурей карта». однако остался жить в Нью-Йорке, регулярно посещая Израиль каждые несколько лет. Рабби Йоэль выступал против того, чтобы иврит — святой язык — использовался в повседневном общении, так что сатмарские хасиды в быту используют идиш.

Несмотря на разницу во взглядах рабби Йоэль поддерживал хорошие отношения с Ребе (хотя хасиды, от избытка чувств, часто вступали в перепалки). Рабби Йоэль дружил с выдающимися представителями литовского еврейства рабби Авраѓамом-Йешаей Карелицем (Хазон Иш) и Брискер равом (брестский раввин) Ицхаком-Зеевом Соловейчиком, и даже непримиримый противник хасидизма раввин Элиэзер Шах тоже высоко отзывался о сатмарском ребе.

Комментарии: НАШИ ДАТЫ
Нет добавленных комментариев