23 хешвана 3624 года (137 год до н.э.) — Праздник очищения Храма.
Во времена написания Талмуда день 23 хешвана было принято отмечать как день, когда Хашмонаи (в библейских переводах — Хасмонеи, они же братья Макаби, см. 15 хешвана) начали очищать Храм. В этот день из Храма удалили камни жертвенника, на котором греки приносили жертвы в честь языческих Б жеств.
24 хешвана 5404 года (8 ноября 1643 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Авраѓама Азулая.
Рабби Авраѓам родился в городе Фес (Марокко) в тот год, когда ушел из этого мира великий каббалист рабби Моше Кордоверо и сам стал большим каббалистом.
По пути из Марокко в Эрец-Исраэль корабль, на котором плыл рабби Аврѓаам причалил в Греции и был здесь потоплен жестоким штормом. К счастью самого рабби Авраѓама на борту не было, однако многие из его уникальных рукописей погибли. Рабби Авраѓам был очень благодарен всевышнему за спасение и с этого момента изменил свою подпись, так что она теперь стала напоминать контур корабля.
Одна из примечательных страниц жизни рабби Авраѓама Азулая связана с рукописями ученика Аризаля (см. 5 ава) — рабби Хаима Виталя (см. 29 нисана). По желанию рабби Хаима почти все его рукописи были похоронены вместе с ним в Дамаске (Сирия), однако через год каббалисты рабби Авраѓам Азулай и Яаков Цемах во время каббалистических медитаций получили от него разрешение вскрыть его могилу и забрать рукописи.
Правнуком рабби Авраѓама был известный мудрец рабби Йосеф-Хаим-Давид Азулай, также известный как Хида (см. 11 адара).
25 хешвана 5703 года (7 ноября 1942 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Менахема-Мендела Ѓоренштейна.
Рабби Менахем-Мендл был сыном ребецн Хаи-Мушки, дочери четвертого Любавического ребе рабби Шмуэля, и рабби Моше ѓа-Коѓена Ѓореншейна. Женой его была ребецн Шейна, младшая дочь шестого Любавического ребе рабби Йосефа-Ицхака (ребе Раяц).
После того как ребе Раяцу и его семье удалось вырваться в Ригу из захваченной фашистами Варшавы, он попытался спасти свою дочь и зятя, однако их, польских граждан, из страны не выпустили. Кроме того, рабби Менахем-Мендл не хотел оставить своего отца, рабби Моше, который был прикован к постели, а после его ухода из этого мира в марте 1941, года покинуть Польшу уже было невозможно.
Рабби Менахем-Мендл был схвачен нацистами и отправлен в концлагерь Треблинка и 25 хешвана вместе с другими евреями-заключенными попал в печь крематория.
27 хешвана 1657 года (2104 год до н.э.) — Окончание Всемирного Потопа.
В этот день земля окончательно подсохла и тем самым завершился 365-дневный Всемирный Потоп, уничтоживший все живущее на земле (за исключением укрывшихся в Ноевом ковчеге). В тот же день Всевышний повелел Ноаху выйти из ковчега и начать вновь заселять землю.
28 хешвана 5024 года (2 ноября 1263 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Йоны из Героны.
Рабби Йона родился в испанском городе Герона (Жерона) в 1180 году в почтенной уважаемой семье и был двоюродным братом известного мудреца и комментатора Торы рабби Моше бен Нахмана, известного нам как Рамбан (кстати, его сын, рабби Шломо, женился на дочери рабби Йоны).
Рабби Йона учился у рабби Шломо из Монпелье и во время его с Рамбамом (рабби Моше бен Маймон) активно поддерживал своего учителя. Дискуссия привела сожжению книги Рамбама «Морэ невухим» («Путеводитель заблудших»), и когда через девять лет в Париже французскими священниками были сожжены 24 телеги, наполненные томами Талмуда, рабби Йона усмотрел в этом и свою вину, вызванную предыдущими нападками на Рамбама. Он объявил во всеуслышание, что отправится в Эрец-Исраэль, в город Тверию, к могиле Рамбама, где в присутствии миньяна попросит у покойного прощения.
И рабби Йона отправился в путь. Правда, он задержался на три года в Барселоне, где обучал местных евреев, обязательно цитируя при этом труды Рамбама и его постановления. Когда же продолжая путь, он приехал из Барселоны в Толедо, то местная община умолила его задержаться и здесь, чтобы дать уроки Талмуда. В Толедо рабби Йона скоропостижно скончался и его уход из этого мира был оплакан всеми евреями Испании.
28 хешвана 5672 года (19 ноября 1911 года) - Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Михоэля Блинера (Михоэль дер Алтер, Старик Михоэль) наставника йешивы «Томхей тмимим» в Любавичах.
Много лет рабби Михоэль был наставником йешивы в белорусском местечке Невель, но однажды пятый Любавический ребе рабби Шолом-Дов-Бер (ребе Рашаб) попросил его переехать в Любавичи, чтобы стать наставником йешивы «Томхей тмимим». Жители Невеля не хотели отпускать рабби Михоэля и написали письмо ребе Рашабу, с просьбой не забирать от них рабби Михоэля, однако ребе ответил им, что пребывание рабби Михоэля в Любавичах гораздо важнее, чем в Невеле.
Одной из отличительных черт рабби Михоэля было сильно выраженное качество аѓават Исраэль (любовь к еврейскому народу), а его привязанность и любовь к ученикам йешивы просто не имела границ.