Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

НАШИ ДАТЫ

Воскресенье, 21. Январь, 2018 - 12:26

IMG_20171020_110200.jpg

 

 

4 швата 5570 года (9 января 1810 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Авраѓама Калискера.

Рабби Авраѓам был одной из самых противоречивых фигур среди хасидских лидеров третьего поколения (т.е. учеников Межеричского магида рабби Дов Бера, ученика основателя хасидизма рабби Баал Шем-Това).

В юности он учился вместе с Виленским гаоном рабби Элияѓу бен Шломо-Залманом. Виленский гаон возглавил противников хасидизма, а рабби Авраѓам примкнул к хасидам и вошел в число учеников Межеричского магида. После его ухода из этого мира в 1772 году многие из преследователей хасидизма переключились непосредственно на рабби Авраѓам, больше других высмеивавшего интеллектуальную элиту и общинных лидеров (кстати, не жалел он и некоторых хасидских лидеров). В 1777 году рабби Авраѓам в числе 300 хасидов (во главе с рабби Менахемом-Менделом из Витебска) переехал в Эрец-Исраэль.

Рабби Нахман из Брацлава во время визита в Эрец-Исраэль встречался ним и даже подружился, называя рабби Авраѓама «самым совершенным праведником которого я встречал», а рабби Нахман редко о ком так говорил.

Похоронен рабби Авраѓам в Тверии.

5 швата 5665 года (12 января 1905 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Йеѓуды-Арье-Лейба Алтера из Гура.

Рабби Йеѓуда, второй ребе гурских хасидов, родился в Варшаве. Его отец, рабби Авраѓам-Мордехай ушел из этого мира, когда ребенку было всего 8 лет, поэтому он воспитывался в доме дедушки, рабби Ицхака-Меира Ротенберга Алтера, шурина и лучшего ученика рабби Менахема-Мендла из Коцка. У дедушки, посвящавшего учебе 18 часов в день, внук перенял прилежание, а также титул: рабби Ицхак-Меир, живший в польском местечке Гура-Кальварья (также известном как Новы Ерузалем), был первым Гурским ребе.

В 1870 году, хотя и без особого желания, он стал главой гурских хасидов. Рабби Йеѓуда играл активную роль в общественной жизни польского еврейства и под его влиянием польский хасидизм отмежевался от сионизма. Название его главного труда, книги «Сфат эмет» («Язык истины») стало, как это часто бывало, его вторым именем, хотя само название появилось уже после его ухода из этого мира (сын рабби, готовя книгу к изданию, выбрал для нее такое название).

Под руководством его сына, рабби Авраѓама-Мордехая Алтера движение очень сильно выросло — в его рядах насчитывалось свыше 100 тысяч хасидов. Большинство из которых было уничтожено нацистами, а самому рабби Авраѓаму удалось спастись буквально чудом. В память о погибших он восстановил и оживил движение и в настоящее время это одно из самых мощных хасидских движений в мире с центром в Иерусалиме.

6 швата 5571 года (31 января 1811 года) — Свадьба ребецн Дворы-Леи, дочери Мителер ребе и рабби Яакова-Исраэля из Черкасс.

Рассказывают, что однажды Алтер ребе навестил рабби Нахума из Чернобыля и напомнил ему слова их учителя Межеричского магида: «Мошиах придет от старшего и младшего ученика». Старшим учеником магида был рабби Нахум, младшим — Алтер ребе и поэтому было решено породниться домами. После этого Алтер ребе подошел к колыбелям внуков рабби Нахума и принялся ощупывать их головы. Дойдя до Яакова-Исраэля, он объявил, что этот внук рабби Нахума и станет мужем его внучки Дворы-Леи.

После свадьбы рабби Яаков-Исраэль переехал в Ляды, где учился вместе со своим шурином рабби Менахемом-Менделом (будущим третьим Любавическим ребе Цемах-Цедеком).

7 швата 5574 года (января 1814 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Давида Биедермана из Лелова.

Сын рабби Давида, рабби Моше, говорил, что tuj отец обладал искоркой души царя Давида. Рабби Давид был учеником рабби Яакова-Ицхака «Провидца из Люблина» (см. 9 ава) и тоже обладал провидческим даром. Говорят, что, во время своего похода в Россию Наполеон, заглянул к нему и поинтересовался судьбой похода. Прежде чем ответить, рабби Давид взял с императора обещание не наказывать его в том случае, если ответ ему не понравиться. Наполеон пообещал и услышав предсказание неудачи заявил, что если раввин окажется прав, то его не тронут, но если он, Наполеон, одержит победу, то провидца ожидает горькая участь. Слово свое владыка французов сдержал: убегая из России, он вновь навестил Лелов и щедро наградил рабби Давида. Интересно, что во время нашествия Наполеона рабби Давид был отрезан от своего учителя, но во время третьей субботней трапезы, когда он произносил перед присутствующими слова Торы, оказалось (это выяснилось уже позже, после окончания войны), что текст полностью совпадал с тем, что в это время говорил в Люблине его учитель!

Также рабби Давид прославился своей необыкновенной аѓават исраэль (любовью к евреям) и был выдающимся знатоком Торы и каббалы, хотя долгое время ему удавалось это искусно скрывать от окружающих. Именно благодаря рабби Давиду, доктор Бернард из Петрикува сделал тшуву (раскаялся), став в дальнейшем известным как рабби Хаим-Давид «Доктор из Петрикува».

9 швата 5730 года (16 января 1970 года) — Завершение написания свитка Торы для встречи Мошиаха.

В 5702 (1942) году шестой Любавический ребе рабби Йосеф-Ицхак объявил о написании свитка Торы к встрече Мошиаха. Написание свитка Торы было начато в 1942 году, но по разным причинам затянулось на 28 лет.

10 швата 5537 года (18 января 1777) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Шалома Шараби.

Рабби Шалом родился в йеменском городе Шараб и его выдающиеся интеллектуальные способности стали заметны еще в юном возрасте, но к сожаленью его, отец умер и малышу пришлось начать работать, чтобы помочь семье. Он стал странствующим торговцем и лишь поздний вечер мог посвятить учебе. Однажды Шалом оказался в очень опасной ситуации (его пыталась соблазнить богатая мусульманка) и поклялся переехать в Эрец-Исраэль, если Всевышний спасет его и сдержал слово.

Проделав долгий путь, через Индию, Ирак и Сирию рабби Шалом прибыл в Иерусалим и поступил в недавно созданную известным каббалистом рабби Гедальей Хаюном йешиву «Бейт-Эль». Хотя по уровню знаний он заметно превосходил остальных учеников, Шалом скрыл это и начал работать шамесом (служителем) в учебном зале.

Никто не обращал внимание на молодого «йеменца» жадно ловившего каждое слово учителей, но однажды у учеников возник вопрос, на который даже сам глава йешивы не смог найти ответ. И тогда рабби Шалом, не желал выдавать себя, пустился на хитрость — ночью подложил в книгу рабби Гедальи листок с ответом.

Но остаться незамеченным ему не удалось: дочь рабби Гедальи Хана, видела как молодой служка листал отцовскую книгу, так что рабби Шалом был принят в йешиву и занял самое почетное место, по правую руку от учителя (а ведь ему было всего 27 лет — просто младенческий возраст для изучения каббалы). Хана стала его супругой и после ухода из этого мира тестя, рабби Шалом тридцать лет возглавлял йешиву «Бет-Эль».

Йешива «Бейт-Эль» существует до сих пор, а иерусалимцы уверяют, что и после ухода из этого мира, заслуги рабби Шалома еще 30 лет защищали их от происков соседей-мусульман.

10 швата 5674 года (6 февраля 1914 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) ребецн Ривки.

Ребецн Ривка родилась в 1833 году в Любавичах. Ее отцом был рабби Аѓарон бен Моше-Александр из Шклова а мамой — ребецн Хая-Сара, дочь Мителер ребе. К сожаленью родители умерли, когда девочка была маленькой, поэтому она выросла в доме дедушки и бабушки — ребецн Шейны. В 1849 году она вышла замуж за рабби Шмуэля, ставшего впоследствии четвертым Любавическим ребе (ребе Маѓараш).

Ребецн Ривка пережила своего мужа на 33 года и пользовалсь огромной любовью и почетом. После создания йешивы «Томхей тмимим» она стала заботиться о студентах йешивы (причем как всякую аидише маму ее в первую очередь волновало, хорошо ли они питаются). Ее называли «Баалат шмуа» — «хранительницей преданий», т.к. она помнила множество историй о прежних временах и хасиды часто приходили к ней в гости, чтобы послушать ее рассказы.

В память о ребецн Ривке ее внук, шестой Любавический ребе рабби Йосеф-Ицхак, создал сеть учебных заведений для девочек «Бейт-Ривка».

10 швата 5710 года (28 января 1950) — Йорцайт (годовщина со дня ухода из этого мира) шестого Любавического ребе рабби Йосефа-Ицхака.

Он родился в 1880 году в Любавичах и его отцом был пятый Любавический ребе рабби Шолом-Дов-Бер (ребе Рашаб). В 15 лет он стал помощником отца, и на его плечи легла немалая часть забот руководителя Хабада и одного из лидеров российского еврейства.

 В 17 лет рабби Йосеф-Ицхак женился на ребецн Нехаме-Дине. На следующей неделе его отец объявил о создании нового учебного заведения — йешивы «Томхей тмимим», руководство которой было поручено молодому мужу. Но этим деятельность сына ребе Рашаба не ограничивалась. Вместе с «текстильными королями» и известными филантропами братьями Поляковыми он пытался улучшить положение евреев, создавая в местечках мануфактуры и рабочие места, а во время русско-японской войны помогал отцу накануне Песаха отправлять мацу для солдат-евреев. Вся эта деятельность, не прошла незамеченным и его несколько раз арестовывали.

В 1920 году, после ухода отца из этого мира он возглавил движение Хабад и стал одним из лидеров еврейского Сопротивения. Сопротивления большевистскому антисемитизму и стремлению загнать евреев в светлое будущее «без Россий и Латвий». В 1927 году ребе Раяц был арестован и приговорен к расстрелу, но под давлением мировой общественности смертная казнь была заменена ссылкой в Кострому, а потом и высылкой из СССР. Ребе Раяц с семьей (включая мужа младшей дочери — будущего Ребе) выехал в Латвию, оттуда в Польшу, а после начала Второй мировой войны, с огромными трудностями сумел ускользнуть от нацистов и перебраться в США.

Он поселился в Нью-Йорке и опять развернул бурную деятельность по восстановлению еврейской жизни, теперь уже в США. Появились новые йешивы «Томхей тмимим» (сейчас «Томхей тмимим» — сеть йешив, разбросанных по всему миру, в т.ч. в Одессе), женские школы «Бейт-ривка» и «Бейт-Сара», Центр воспитания «Мерказ л’иньяней ле-хинух», еврейское издательство «Кеот»… В 1948 году по его рекомендации рядом с Тель-Авивом было основано хабадское поселение, которое так и называется — Кфар-Хабад.

Ребе предпочитал называть этот день не днем ухода (йом исталкут) праведника а днем его возвышения (йом ѓилула).

 10 швата 5711 года (17 января 1951 года) — Ребе соглашается возглавить Хабад и произносит свой первый маймор (хасидскую проповедь).

После ухода из этого мира ребе Раяца никто не решался возглавить движение. Некоторые видели преемником старшего зятя — рабби Гурарье, другие — младшего зятя, рабби Шнеерсона. Накануне первого йорцайта к рабби Менахему-Менделу Шнеерсону во сне пришел покойный тесть и велел возглавить Хабад. Рабби Гурарье заявил, что «Мендл никогда не врет и раз тесть так велел, то именно он и должен быть Ребе».

Вечером Ребе устроил свой первый фарбренген и произнес первый маймор «Боси ле-гани» («Я приду в Мой сад»), объяснив в конце его задачи нынешнего поколения.

 

Комментарии: НАШИ ДАТЫ
Нет добавленных комментариев