Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

НАШИ ДАТЫ

Воскресенье, 04. Февраль, 2018 - 12:22

IMG_1265.JPG

19 швата 5700 года (29 января 1940 года) — Отец Ребе рабби Леви-Ицхак прибывает к месту ссылки в Чили.

Будучи «особо опасным заключенным» рабби Леви-Ицхак был отослан в наиболее удаленное место — Чили, представлявший из себя одну большую тюрьму не нуждающуюся в охране, так как убежать оттуда было невозможно (140 километров пустынь и болот). 

Зимы в Чили были холодные, а рабби Леви-Ицхак прибыл туда поздно ночью. Оставаться на улице было опасно и рабби Леви-Ицхак с еще одним заключенным-евреем пошли к портному, еврею, сосланному сюда много лет назад и женившегося на нееврейке. Рабби Леви-Ицхак со своим спутником направились к его дому в надежде, что тот впустит их хотя бы до утра, но увидев, кто стоит перед ним, тот захлопнул. Не имея другого выхода вновь прибывшие продолжали идти, до тех пор, пока не заметили слабый свет в окне. Хозяин-нееврей сжалился над ними и разрешил зайти. 

Положение рабби Леви-Ицхака было очень тяжелым, хотя, когда его жена ребецн Хана, сумела пробиться к нему, ему стало легче. Рабби Леви-Ицхак провел в Чили 4 года, вплоть до ухода из этого мира.

Похоронен рабби Леви-Ицхак в Алма-Ате.

 

20 швата 2199 года (1562 год до н.э.) — День рождения Ашера бен Яакова.

Ашер («счастливый» или «удачливый») был вторым сыном нашего праотца Яакова и его жены Зилпы и восьмым сыном в общем порядке рождения детей Яакова. При разделе территории Эрец-Исраэль его потомкам досталась территория на севере страны — в Галилее и на побережье Средиземного моря. Земля колена Ашера давала все необходимое для служения в Храме, включая масло и голубую краску для одежд первосвященника. Продукты питания для царского стола также доставлялись из его земель. Колено Ашера также известно тем, что не дало стране ни одного судьи, царя или полководца.

По мнению некоторых мудрецов этот день также является днем его йорцайта (ухода из этого мира).

 

21 швата 5449 года (11 февраля 1689 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Моше бен Йонатана Галанте из Иерусалима (ѓа-Маген).

Рабби Моше Галанте II — автор книг по Ѓалахе (еврейскому законодательству) — «Корбан Хагига» и «Элеф ѓа-Маген» (это название стало его собственным именем) был признан величайшим затоком Торы своего поколения. По решению мудрецов он был избран главой раввинского суда в Иерусалиме. Его внуком был знаменитый рабби Йеѓуда-Арье-Лейб Алтер из Гура (так же известный как рабби Сфат Эмет, см. 5 тевета), посвятивший деду немало хвалебных слов.

 

22 швата 5619 года (27 января 1859 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Менахема-Мендела бен Лейбуша Моргенштерна из Коцка.

Рабби Менахем-Мендл родился в Польше, в местечке Билгорай, неподалеку от Люблина. Родившийся в семье ярого противника хасидизма рабби Лейбуша Моргенштерна, он увлекся новым движением и стал учеником сначала рабби Яакова-Ицхака ѓа-Леви Горовица («ѓа-Хозе ми Люблин», «Провидец из Люблина»), затем Яакова-Ицхака бен Ашера из Пшисхи, а позднее — рабби Симхи-Бунема из Пшисхи.

Рабби Менахем-Мендл был раввином в Томашуве-Любельском, а затем переехал в Коцк, став в дальнейшем известным как Коцкер ребе. Еще в Томашуве вокруг него сплотилась небольшая группа приверженцев, а в Коцке у него появились уже тысячи учеников, самыми известными из которых стали его шурин рабби Ицхак-Меир Ротенберг Алтер («Хидушей ѓа-Рим», основатель гурского хасидизма) и рабби Ханох-Энох из Александрова.

Последние 20 лет жизни ребе из Коцка провел в полном уединении, в добровольной изоляции от близких и учеников. Он не оставил после себя каких-либо книг или рукописей (его высказывания записаны в книге «Амод ѓа-Эмет»), но память о нем осталась в его учениках, ведь ребе из Коцка считается предтечей гурского хасидизма — одного из самых мощных хасидских движений.

 

22 швата 5748 года (10 февраля 1988 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) ребецн Хаи-Мушки Шнеерсон, жены Ребе. 

Ребецн Хая-Мушка была второй дочерью предыдущего Любавичского Ребе рабби Йосефа-Ицхака (ребе Раяц). Она отличалась высокой ученостью в области Торы, острым умом. Окружающие очень ценили ее за тонкое чувство юмора и теплое отношение ко всем. 

Ребецн Хая-Мушка ушла из мира после непродолжительной болезни и в проводах, которые состоялись через несколько часов после ее кончины, участвовало свыше 15 тысяч человек. Она была похоронена рядом с могилой бабушки ребецн Стерны-Сары, напротив могилы отца ребе Раяца.

 

23 швата 2572 года (1188 год до н.э.) — Война против колена Биньямина. 

В этот день объединенные армии 11 колен Израиля вступили в бой с людьми колена Биньямина. Причиной братоубийственной войны послужила позиция, занятой биньяминитами в деле о «Наложнице из Гивы». 

Тогда, после их отказа выдать виновных, на браки между представителями колена Биньямина и остальных колени Израиля был наложен запрет, а между биньяминитами и начались кровопролитные бои, после которых в колене Биньямина уцелело 600 (!) мужчин. Окончательное примирение состоялось 15 ава, в честь чего и был учрежден праздник (см. 15 ава).

 

24 швата 3410 года (351 год до н.э.) — Пророчество Зхарьи.

 «В двадцать четвертый день одиннадцатого месяца – это месяц шват, – в год второй царствования Дарьявеша [Дарий II], было слово Г-сподне к Зхарье, сыну Берэхьяѓу, сына Иддо, пророку, сказано: …возвратился Я к Иерусалиму с милосердием; дом Мой построен будет в нем» (Зхарья 1:7-16). В этом пророчестве говориться о восстановлении разрушенного Храма, что и произошло двумя года позже в 3412 году.

 

24 швата 5648 года (6 февраля 1888 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) ребецн Менухи-Рохл Слоним.

Ребецн Менуха-Рохл была дочерью Мителер ребе и ребецн Шейны и родилась 19 кислева, в день освобождения из заключения своего деда Алтер ребе (см. 19 кислева, «Новый год хасидизма»). Девочка получила имя Менуха-Рохл («Менуха» — «спокойствие», а Рохл — имя умершей в юности дочери Алтер ребе)

Ребецн Менуха-Рохл очень хотела жить в Эрец-Исраэль и в 1845 году переехала туда вместе с мужем, рабби Яаковом-Кули Слонимом, который был главой хасидов живущих в Хевроне. После того, как он ушел из этого мира, его вдова, прославившаяся своей скромностью, благочестием и знаниями, стала «матерью» хевронской хасидской общины.

 

25 швата 5643 года (2 февраля 1883) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Исраэля бен Зеева-Вольфа Липкина Салантера.

Рабби Исраэль Липкин, известный как рабби Исраэль Салантер (из Салант), родился в литовском местечке Жегоры, в семье известного талмудиста рабби Зеева-Вольфа бен Арье-Лейба Липкина. С 12 лет мальчик учился в местечке Саланты. 

Рабби Салантер создал новое учение, получившее название мусар («этика»). В Вильно и Ковно (Вильнюс и Каунас) появились специальные молельни (мусар штибл), где рабби Салантер произносил проповеди перед ремесленниками и торговцами, призывая их к покаянию и рисуя мрачные картины неотвратимого возмездия за любую провинность. В противовес хасидизму, учившему, что служить Б-гу надлежит с радостным чувством, он видел в веселье и радости греховное легкомыслие, но при этом, будучи суровым аскетом, широко трактовал принцип пикуах нефеш («спасение души; здесь — нарушение заповеди, если это необходимо для спасения жизни). Так в Йом-Кипур 5608 года (1848), когда в Вильно свирепствовала эпидемия холеры, он, произнеся благословение, демонстративно тут же в синагоге принялся за трапезу и призвал присутствующих последовать его примеру, потому что хотя в этот день предписан строжайший пост, но сохранение жизни и здоровья важнее любой обрядности.

Рабби Салантер жил в Париже, Франкфурте-на-Майне, Клайпеде, читал лекции по иудаизму студентам Кенигсбергского университета. Среди его учеников был знаменитые раввины Моше-Ицхак Даршан (Кельмский маггид), Симха-Зисл Бройда и Ицхак Блазер.

Похоронен рабби Салантер в Кенигсберге (ныне Калининград).

Комментарии: НАШИ ДАТЫ
Нет добавленных комментариев