Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

НАШИ ДАТЫ

Воскресенье, 25. Март, 2018 - 14:28

IMG_1265.JPG

9 нисана 5699 года (28 февраля 1939 года) — Арестован рабби Леви-Ицхок Шнеерсон, отец Ребе.

в З часа утра, в квартиру рабби Леви-Ицхака на Бригадной улице, 13, в Днепропетровске ворвались представители НКВД. После многочасового обыска они забрали книги, бумаги, рукописи и увели самого рабби. Все попытки жены узнать, где он находится, долго оставались безуспешными.

Власти видели в нем человека, побуждающего все еврейские начинания в СССР и занимающего место тогдашнего Ребе — рабби Йосефа-Ицхака (ребе Раяц), в 1927 году был вынужденного эмигрировать из СССР и изо всех сил пытались доказать, что его действия направлены против них. Рбби Леви-Ицхака обвиняли в том, что при постройке миквы (бассейна для ритуальных омовений) он, якобы, присвоил часть общественных денег, а один из свидетелей показал, что в день праздника Симхат-Тора в доме раввина собирали пожертвования для семей маршала Тухачевского и Бухарина (!). Правда, на очной ставке с рабби этот свидетель от своих слов отказался, заявив, что дал ложные показания под давлением.

Рабби Леви-Ицхака переводили из тюрьмы в тюрьму и содержали в тяжелейших условиях — однажды его продержали в карцере в течение 32 дней, но он и так и не признал за собой ни одного из обвинений, которые ему пытались навязать. 

После нескольких месяцев расследования власти решили выслать его подальше от прочих евреев, в Казахстан (см. 15 и 19 швата).


10 нисана 2448 года (1313 год до н.э.) — Война египетских первенцев.

В субботу перед Исходом из Египта первенцы египтян, занимавшие высокие посты в правительстве и среди жрецов, сошлись в кровавой битве с отрядами фараона. Они пытались заставить фараона отпустить евреев ан свободу и тем самым предотвратить грядущую казнь — смерть первенцев.

 

10 нисана 2847 года (1274 год до н.э.) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) пророчицы Мирьям, сестры Моше и Аѓарона.

Моше, Аѓарона и Мирьям называют тремя вождями Исхода. Все они были детьми главы колена Леви Амрама и Йохевед, причем Мирьям была старшим ребенком и, именно она привела дочери фараона кормилицу для мальчика найденного в реке. В Торе она упоминается под именем акушерки Пуа отказавшейся выполнять приказ фараона об убийстве еврейских мальчиков (вторая упомянутая там же акушерка Шифра — ее мама Йохевед).

Мирьям — величайшая из пророчиц, — была женой главы колена Йеѓуды Калева и прабабушкой Бецалеля, предка царя Давида. В заслугу Мирьям ставится появление чудодейственного колодца, который сопровождал евреев во время их скитаний в пустыне и исчез после ее смерти.

Великая пророчица Мирьям ушла из этого мира во время странствий евреев по пустыне и была похоронена в Кадеше.


10 нисана 2488 года (1273 год до н.э.) — Переход евреев через реку Ярден (Иордан).

Спустя три дня после того как двое разведчиков отправились в Йерихон евреи приготовились к вступлению в Эрец-Исраэль, которая была обещана им Всевышним. Во главе процессии двигался Ковчег Завета, который несли священники-коѓены и только они вошли в воды Ярдена, как река остановилась, разделившись на части, как 40 лет назад, во время перехода через Чермное море.


11 нисана 5030 года (4 апреля 1270 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Моше бен Нахмана (Рамбан, Нахманид).

Рабби Моше бен Нахман, известный также как Рамбан (раббейну Моше бен Нахман), рабби Моше Геронди и Бонаструг да Порта — выдающийся комментатор Торы, каббалист, философ, ученый и еврейский лидер — родился в испанском городе Герона (Жерона) и прожил здесь большую часть жизни. Он происходил из знатного еврейского рода Ицхака бен Реувена Албарджелони (из Барселоны), был двоюродным братом главного раввина Каталонии рабби Ионы бен Авраѓама Геронди и после его смерти вплоть до отъезда в Эрец-Исраэль (1267) был главным раввином Каталонии. На жизнь рабби Моше зарабатывал, как и многие великие раввины, врачеванием.

В 1263 году арагонский король Хайме I навязал в Барселоне публичный диспут рабби Моше с выкрестом Пабло Кристиани (см. 12 менахем-ава). Рамбан согласился участвовать в диспуте при условии, что ему будет позволено высказываться совершенно свободно, не опасаясь кары за это. Король принял его условие, а после диспута, продолжавшегося четыре дня, с похвалой отозвавшись об аргументации Нахманида: «Я никогда не слышал столь прекрасной защиты столь несправедливого дела», подарил ему 300 динаров. Впрочем, через некоторое время рабби Моше был вынужден бежать из Испании в Эрец-Исраэль (см. 9 элула). 

Прибыв в Иерусалим, он обнаружил там всего лишь двух (!) евреев — красильщика кож и его сына, однако усилиями рабби Моше в скором времени в городе уже был миньян (десять взрослых мужчин, необходимых для публичной молитвы) и полноценная община.

Предполагается, что именно Рамбан послал в Испанию экземпляр основополагающего труда по каббале — книгу «Зоѓар». Книга была обнародована рабби Моше де Леоном (см. 20 менахем-ава) и произвела огромное впечатление на ученых и мудрецов, став одним из самых изучаемых и обсуждаемых трудов по иудаизму.

Место погребения рабби Моше бен Нахмана неизвестно, по разным мнениям оно находится в Хайфе (рядом с могилой рабби Йехиэля из Парижа), Акко, Иерусалиме и Хевроне (неподалеку от пещеры Махпела — места погребения патриархов).


11 нисана 5390 года (24 марта 1630 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Йешаяѓу бен Авраѓама ѓа-Леви Горовица (Шла).

Рабби Йешаяѓу, также известный под акронимом Шла (по названию главного его труда — «Шней лухот ѓа-брит» — «Две скрижали завета») был представителем известной семьи Шефтель и учился в йешивах родной Праги, Люблина и Кракова. Он был главой бейс-дин (суда) в Дубно, Остроге, Франкфурте-на-Майне и Праге. Затем он переселился в Эрец-Исраэль, где стал раввином ашкеназской общины Иерусалима. Через некоторое время рабби Шла был арестован турецкими властями, выкуплен общиной за большие деньги и переселился в Цфат, а затем в Тверию, где жил до последнего дня. Его могила находится неподалеку от могилы Рамбама, почитается до сих пор.


11 нисана 5662 года (18 апреля 1902 года) — День рождения Ребе (рабби Менахема-Мендела Шнеерсона). 

Ребе родился в Николаеве и назван в честь своего деда, третьего ребе — ребе Цемах Цедека. В его день рождения тогдашний Ребе — рабби Шолом-Дов-Бер (ребе Рашаб) отправил его отцу, рабби Лейви-Ицхоку, шесть телеграмм, содержавших благословения, поздравления и указания, связанные с рождением ребенка и его воспитанием. В частности ребе Рашаб рекомендовал, чтобы для младенца уже приготовили кипу и талит-катан, и посоветовал внимательно следить за тем, чтобы малышу с самого рождения делали нетилат ядаим (омовение рук) перед кормлением.


12 нисана 2449 года (1311 год до н.э.) — Завершение освящения Переносного Храма и начало его работы в полноценном режиме. 


13 нисана 2048 года (1713 год до н.э.) — Брит-мила Авраѓама.

О всех последующих потомках брака Авраѓама и Сары будут говорить «вступил в союз Авраѓама-авину», но в тот день как раз и был образован тот самый союз. 13 нисана выходец из Ур-Касдима 99-летний Аврам по указанию Всевышнего обрезал крайнюю плоть себе и всем членам своей семьи. Войдя таким в союз с всевышним (слово «брит» и означает «союз») он получил новое имя — Авраѓам («отец множества народов). 

Одновременно с отцом обрезание сделал и его 13-летний сын от служанки Ѓагари (Агари) — Ишамаэль (Измаил). Наши мудрецы говорят, что потомки Ишмаэля (арабы) в награду за выполнение заповеди обрезания получили во временное владение святые места (Эрец-Исраль). Ну а родившийся через год у Сары и Араѓама сын Ицхак (Исаак) вошел в союз имени своего отца на 8-й день, став первым, обрезанным в восьмидневном возрасте.

А через три дня к Авраѓаму пришли три гостя (см. 15 нисана).


13 нисана 3404 года (357 год до н.э.) — Указ Амана об истреблении евреев.

На 12-м году правления царя Ахашвероша его премьер-министр Аман сумел добиться одобрения плана «окончательного решения еврейского вопроса». Резня была назначена на 13 адара, т.е. через 11 месяцев и указ об этом был разослан по всем 127 провинциям Персидской империи. По счастью усилиями одного из руководителей еврейской общины Мордехая и жены Ахашвероша Эстер замысел Амана был сорван и в память о победе был учрежден праздник Пурим (см. 14 и 15 адара).

 

13 нисана 5335 года (24 марта 1575 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) создателя «Шулхан аруха» рабби Йосефа бен Эфраима Каро.

Рабби Йосеф родился в 1488 году в Толедо, однако Испанию он покинул в 4-летнем возрасте: после изгнания евреев из Испании семья переехала в Португалию, а в 1497 году, после нового изгнания — в Турцию, где рабби Йосеф прожил почти 40 лет.

В 1536 году рабби Каро отправился в Цфат. Здесь он учился у рабби Яакова Бейрава и получил от него смиху (аттестация на звание раввина). После отъезда рабби Бейрава из Цфата рабби Каро стал главой местных ученых и одним из самых уважаемых членов местного суда (бейс-дина) — на всех постановлениях его имя приводилось первым. Рабби Йосеф возглавил большую йешиву, в которой училось 200 учеников. 

Наибольшую известность среди трудов рабби Йосефа приобрел «Шулхан арух», ставший общепринятым сводом законов ортодоксального еврейства, но он является упрощенной переработкой наиболее значительного, с точки зрения еврейской учености труда рабби Йосефа — «Бейт Йосеф» («Дом Йосефа»). В своих постановлениях сам рабби Йосеф всегда ссылался именно на «Бейт Йосеф» и никогда на «Шулхан арух».

Могила рабби Йосефа Каро сохранилась по сей день на старом кладбище Цфата.


13 нисана 5626 года (29 марта 1866 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) третьего Любавического ребе Цемах Цедека.

В 1860 году ребе Цемах-Цедек сильно заболел. Последние полгода ему было тяжело говорить и он отказывался принимать посетителей на личную беседу по материальным вопросам, говоря, что не видит тело, но видит лишь свет души и поэтому не может отвечать на вопросы, связанные с материальным.


14 нисана 4895 года (30 марта 1135 года) — День рождения рабби Моше бен Маймона (Рамбам, Маймонид).

Рабби Моше бен Маймон, также известный под акронимом Рамбам (на Западе его чаще называют «Маймонид» — «сын Маймона») родился испанской Кордове в знатной и известной семье потомков царя Давида и составителя Талмуда рабби Йеѓуды ѓа-Наси.

Первым его учителем был отец, рабби Маймон, глава раввинского суда Кордовы и один из величайших законодателей своего времени. Когда Моше было 13 лет его семье пришлось бежать из Кордовы — город захватили исламские-фанатики Альмохады и всем немусульманам грозила смерть. Семь лет семья скиталась по Испании и наконец осела в городе Фес (Марокко). За это время рабби Моше успел написать несколько трудов — комментарии к Талмуду, трактат о еврейском календаре и т.д, но в 1165 году они покинули Фес, также принадлежавший Альмохадам, отправившись в Эрец-Исраэль, День отъезда из Феса, а также день, когда судно, на котором они плыли, спаслось от бури, отмечались потомками Маймона семейным постом, а день прибытия семьи в порт Акко стал праздником. Семья Маймонида совершила поездку по Эрец-Исраэль, а затем отбыла в Египет, где поселилась в Фостате (Старый Каир).

Младший брат — Давид бен Маймон — занимался торговлей драгоценными камнями и благодаря этому рабби Моше мог выполнять обязанности главы общины и заниматься литературной деятельностью. Однако во время одной из поездок его корабль потерпел крушение и Давид утонул (евреи, живущие в Индии, уверяют, что не утонул, а спасся и возглавил общину в Кочине), оставив жену и двоих детей. Семья была разорена и Рамбаму пришлось искать пропитание сразу для двух семей. Он стал врачом и в конце концов был назначен одним из личных врачей самого султана Салладина (Салах-ад-Дина). Именно в эти годы, несмотря на свою загруженность, он написал книги «Мишне Тора» («Повторение Закона») и «Море невухим» («Наставник колеблющихся»). Также его перу принадлежит множество других книг, в частности «Сефер ѓа-мицвот» («Книга заповедей»), где он систематизировал все 613 заповедей — 248 предписывающих и 365 запрещающих заповедей.

До конца жизни рабби Моше продолжал трудиться в качестве придворного врача и главы еврейской общины, ведя обширную переписку с общинами разных стран. Рамбам умер, оплакиваемый во всех частях еврейского мира, а его останки были перевезены в Эрец-Исраэль, в Тверию и по сей день его могила остается объектом паломничества.

К 750-летию Рамбама в Израиле был основан кибуц Яд-Маймонид.


15 нисана 1 года — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) Ѓевеля, убитого своим братом Каином.


15 нисана 2018 года (1743 год до н.э.) — Заключение «Союза меж двух рассеченных частей».

В этот день Всевышний заключил с нашим праотцом Авраѓамом (тогда еще просто Аврамом — см. 13 нисана) союз, обязавшись навечно даровать евреям Эрец-Исраэль, хотя пред этим им предстояло пройти испытания изгнанием и преследованиями. В подтверждение сказанного Всевышний велел Авраѓаму рассечь тушу жертвенного животного на две части и прошелся между ними в виде огня.

 

15 нисана 2048 года (1713 год до н.э.) — Ангелы в гостях у Авраѓама.

На третий день после обрезания (см. 13 нисана) Авраѓама посетили три путника, точнее три ангела в образе путников. Каждый из ангелов имел свою четко определенную задачу-миссию. Ангел Рефоэль должен был помочь Авраѓаму поскорее поправиться после операции, ангел Михаэль должен был сообщить Авраѓаму и Саре, что ровно через год у них родиться сын, а ангел Габриэль должен был пойти в Сдом и уничтожить нечестивый город.

Между прочим, этот эпизод — единственное место в Торе, где на еврейском столе появляются одновременно молочные и мясные блюда (но это было до дарования Торы и появлении законов кашрута. Также это единственное место в Торе и книгах пророков, где сказано, что ангелы едят или, по крайней мере, человеку может показаться, что они едят.


15 нисана 2049 года (1712 год до н.э.) — День рождения нашего праотца Ицхака (Ицхак бен Авраѓам). 

Ицхак родился года его отцу Авраѓаму было 100 лет, а его матери Саре — 90. Именно с этим и связано его имя (от слова «цхак» — «смех»: услышав, что ей предстоит родить Сара засмеялась).

Ицхак стал первым евреем, кто был обрезан в возрасте восьми дней.


15 нисана 2113 года (1738 год до н.э.) — Сражение Авраѓама с четырьмя царями.

После того как племянник Авраѓама Лот был пленен войсками четырех царей, сражавшихся против армий пяти царей (владыки городов-государств Сдома, Аморры, Адмы, Цвоима и Цоара) дядя с небольшой группой учеников (318 человек) отправился на помощь племяннику.


15 нисана 2205 года (1555 год до н.э.) — Яаков сражается с ангелом.

Возвращаясь из Арам-Наѓараима, где он прожил больше 20 лет, Яаков заночевал близ Пнуэля и «боролся Некто с ним до появления зари», не смог одолеть Яакова, но повредил ему бедро. На рассвете Неизвестный благословил его и нарек Исраэлем (Израилем) — буквально `борющимся с Богом` (Брейшит 32:25–33). В память об этом событии мы носим имя Исраэль и не употребляем в пищу сухую жилу «гид ѓа-наше» из бедренного сустава.


15 нисана 2197 года (1565 год до н.э.) — День рождения Йеѓуды бен Яакова-авину.

15 нисана 2315 года (1445 год до н.э.) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) Йеѓуды бен Яакова-авину.

Четвертый сын нашего праотца (на иврите — «авину») Яакова и нашей праматери Леи получил имя Йеѓуда и стал основателем колена ЙеѓУды, давшего имя всему народу (иудеи). В настоящее время почти все евреи (за исключением коѓенов и левитов — потомков колена Леви) являются потомками коленам Йеѓуды 

Потомком Йеѓуды был царь Давид и, соответственно Мошиах, также будет происходить из колена Йеѓуды.

 

15 нисана 2447 года (1314 год до н.э.) — Моше видит неопалимую купину.

Ровно за год до Исхода Моше, пасший стада своего тестя Итро, обнаруживает у подножья горы Синай удивительную вещь — куст который горит и не сгорает. Заинтригованный Моше подходит ближе и тогда Всевышний обращается к нему из горящего куста, повелевая отправиться в Египет, чтобы вызволить его народ из египетского рабства.

 

15 нисана 2448 года (1313 год до н.э.) — Исход евреев из Египта.

Ровно в полночь 15 нисана, через 210 лет с момента поселения Яакова в Египте и 430 лет спустя после заключения «Союза между двух рассеченных частей» Всевышний поразил египтян последней, десятой казнью — смертью первенцев. Смерти сумели избежать лишь те первенцы, в семьях которых в тот вечер прошел первый в истории «седер», когда жертвенный ягненок был зарезан и съеден. А его кровь, нанесенная на косяк входной двери, отметила еврейские дома, жители которых подчинились Всевышнему (по некоторым данным таких было не больше трети от числа всех евреев). 

Эта казнь сломила фараона (единственного нееврейского первенца, оставленного в живых в назидание другим) и он умолил евреев поскорее покинуть его страну.

 

15 нисана 3389 года (371 год до н.э.) — Пророк Даниэль в яме со львами.

В книге пророка Даниэля рассказывается, как Даниэль был оклеветан и по приказу царя Дария брошен на растерзание львам, которые, однако, не тронули его. Увидев это, Дарий приказал бросить львам клеветников с их семьями и провозгласил Б-га Даниэля «живым Б-гом».

Комментарии: НАШИ ДАТЫ
Нет добавленных комментариев