12 кислева 5334 года (7 ноября 1573) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Шломо бен Йехиэля Лурии (Маѓаршал или Рошаль)
Рабби Шломо родился в начале XVI века в Познани. Рано осиротев он воспитывался у дедушки со стороны мамы, эрудированного талмудиста Ицхака Клойбера, а потом учился у раввина Острога и главы местной йешивы рабби Калонимуса Хаберкастна, на дочери которого и женился. Уже в молодости Маѓаршал прославился ученостью (самым известным из его трудов стал сборник комментариев к Талмуду «Ям шель Шломо» («Соломоново море»)), и многие раввины, в том числе зарубежные, стали обращаться к нему по вопросам еврейского законодательства. Его решения признавались большинством авторитетов, с которыми он переписывался, хотя необычайной твердостью в отстаивании своего мнения и резкими суждениями, как о современниках, так и о предшественниках, Маѓаршал нажил много врагов.
Рабби Шломо Бен Йехиэль Лурия ушел из этого мира в 1573 году в польском городе Люблин. Его потомки известны нам под фамилией Рошаль.
12 кислева 5759 года (1 декабря 1998 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Йосефа-Ицхака Кацена, «отца еврейского Интернета».
Рабби Кацен родился в 1954 году в семье рабби Залмана и ребецн Шифры-Шулы, бежавших в Америку от ужасов сталинских лагерей и нацистских концлагерей. Юношей он оставил родной Кливленд и отправился в Нью-Йорк, где начал работать в штаБ квартире Хабада.
Рабби Йосеф-Ицхак всячески старался поставить современные технологии на службу идишкайт. В 1988 году он привлек тысячи людей в сеть Фидонет — предка нынешнего Интернета. Он перевел в цифровой вид тысячи еврейских книг, создав тем самым первую в мире виртуальную еврейскую библиотеку. А со временем, по мере развития Интернета, рабби Казен создал сайт www.сhabad.org, став «отцом еврейского Интернета».
Рабби Йосеф-Ицхак ушел из этого мира в возрасте 44 лет и был похоронен на кладбище «Old Montefiore» в Квинсе, поблизости от места упокоения Ребе.
13 кислева 4235 года (475 год до н.э.) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Равины бар рав Хуна (Равина II)
Материал для Талмуда накапливался в течение 200 лет, с момента составления рабби Йеѓудой ѓа-Наси и группой мудрецов-таннаев основного свода законов — Мишны. В начале V века мудрецы Аши и Равина I возглавили группу амораев (талмудических мудрецов), которые должны были закончить составление Вавилонского Талмуда. Редактирование Талмуда продолжалось в течение нескольких поколений. Раввина II — глава йешивы в вавилонском городе Сура — возглавил последнюю группу редакторов-амораев. После эпохи Раввины II Талмуд был «закрыт» и последующее поколение мудрецов-савораев занималось лишь минимальным редактированием имеющихся текстов.
14 кислева 2193 года (1568 год до н.э.) — День рождения Реувена бен Яакова.
14 кислева 2318 года (1443 года до н.э.) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) Реувена бен Яакова.
Реувен был первенцем нашего праотца Яакова иего жены Леи, а также вообще первым ребенком Яакова. По праву первородства он должен был возглавить еврейский народ, получив для своего колена двойной удел в Эрец-Исраэль, атрибуты царственности, однако после того как он, по выражению Торы «расстроил отцовское ложе». Великий мудрец и комментатор Раши так объясняет слова Торы «и пошел Реувен и лег с Билѓой, наложницей отца своего» (глава Ваишлах 353:22) — «За то, что расстроил (отцовское) ложе, Писание вменяет ему, как если бы он с ней лег. А почему он расстроил и нарушил его постель? Потому что, когда умерла Рахель, Йааков взял свое ложе, неизменно стоявшее в шатре Рахели и ни в каком другом шатре, и перенес его в шатер Билѓи. Тогда Реувен пришел вступиться за свою мать и расстроил отцовское ложе». Согласно другим комментариям он лег на пороге шатра Бильѓи, намереваясь не дать Яакову войти и отец понял его намек. Однако после этого события вышеупомянутые привилегии были отняты у Реувена и отданы Йеѓуде и Йосефу.
В возрасте 45 лет вместе с отцом и братьями Реувен переехал в Египет где и покинул этот мир ровно в 125-й день своего рождения. Потомки колена Реувена получили свой удел к востоку от Иордана и их соседями были также колено Гада и половина колена Менаше.
14 кислева 5689 года (27 декабря 1828 года) — Свадьба Ребе Менахема-Мендела Шнеерсона и ребецн Хаи-Мушки, дочери рабби Йосефа-Ицхака (шестой Любавический ребе, ребе Раяц).
Известие о свадьбе вызвало ажиотаж в еврейском мире и в Варшаву, где должна была проходить церемония прибыли тысячи евреев, среди которых были приехавший из Риги отец невесты ребе Раяц, и его тесть рабби Авраѓам Шнеерсон из Кишинева. К сожаленью выехать из Страны Советов было невозможно, поэтому родители жениха, рабби Леви-Ицхак и ребецн Хана, приехать не смогли. В этот день они устроили у себя дома трапезу, в которой приняли участие многие днепропетровские евреи.
Церемония каболас поним (встречи невесты и жениха) проходила в здании варшавской йешивы «Томхей тмимим». В зал входили по пригласительным билетам и там оказалась «всего» тысяча человек, зато церемонию самой хупы во дворе синагоги могли наблюдать все желающие, а таковых было больше пяти тысяч!
Свадебный пир, песни и пляски продолжались до семи утра. Такой свадьбы Польша еще не видела.
15 кислева 5520 года (25 ноября 1759 года) — Алтер ребе стал членом «Хевра кадиша» города Лиозно.
Погребальное братство «Хевра кадиша» — неотъемлемая часть любой еврейской общины. По традиции, члены «Хевра кадиша» работают исключительно на добровольных началах (если кто-то будет заниматься этим для пропитания, то моля Всевышнего о ниспослании ему заработка, он будет просить смерти евреев!). Так что в «Хевра кадиша» принимали только лиц, имеющих иные источники пропитания. Кроме того, согласно еврейской традиции, помощь в похоронах является актом истинного милосердия, ведь покойник уже ничем не может отблагодарить, так что членами братства избирали людей мудрых и ученых — в общем, членство в «Хевра кадиша» было одним из высших степеней почета в еврейской общине, доступное лишь обладателям ясных мозгов и крепких кошельков.
В том, что будущий Алтер ребе Шнеур-Залман состоял в лиозненской «Хевра кадиша» конечно же, нет ничего удивительного. Поражает другое — из уважения к его познаниям он был принят туда в возрасте 5 (!) лет.
Для всех «Хевра кадиша» хабадских общин этот день является своеобразным «профессиональным» праздником (в дополнение к общееврейскому 7 адара).
15 кислева год, к сожаленью неизвестен — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Хаима-Хейкеля, шурина ребе Цемах-Цедека.
Рабби Хаима-Хейкель, получил свое имя в честь дедушки, известного хасида, одного из учеников рабби Дов-Бера (Межеричского магида).
После ухода из этого мира дочери Алтер ребе ребецн Дворы-Леи — матери будущего третьего Любавического ребе Цемах Цедека (см. 3 тишрея), тесть предложил овдовевшему зятю — рабби Шолому Шахно жениться на ребецн Ривке, дочери рабби Аѓарона Великого из Карлина.
В этом браке родились две девочки, единокровные сестры ребе Цемах-Цедеку. Одна из них — ребецн Двора — и вышла замуж за рабби Хаима-Хейкеля.