Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

НАШИ ДАТЫ

Пятница, 22. Март, 2019 - 7:23

IMG_0990.JPG

18 адара-II 5630 года (21 марта 1870 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Ханоха-Геноха из Александрова.

Рабби Ханох-Генох ѓа-Коѓен был учеником рабби Симхи-бунема из Пшисхи, рабби Менахема-Мендела из Коцка и рабби Ицхака-Меира Алтера (рабби Хидушей ѓа-Рим)

Когда александровский раввин рабби Хидушей ѓа-Рим покинул этот мир, жители города обратились к его внуку, гурскому ребе рабби Йеѓуде-Лейбу с просьбой стать новым главой общины. Тот чувствовал себя недостойным этой чести, поэтому послал туда своего помощника — рабби Ханоха-Геноха. И лишь через четыре года после ухода из этого мира рабби Ханоха он, вняв просьбам хасидов, возглавил гурское движение.

 

18 адара 5650 года (10 марта 1890 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) одного из великих мудрецов своего поколения, рабби Авраама Довида Лавута, прапрадедушки нашего нынешнего Ребе.

Родившийся в колонии Романовка под Херсоном и долгие годы проживший в Николаеве рав Лавут известен как автор книги «Кав наки» — фундаментального труда, посвященного одному из сложнейших разделов еврейского права — вопросу правильного оформления разводов.

 

20 адара приблизительно 3700 года (I век до н.э.) — Молитва рабби Хони ѓа-Меагель (Хони, рисующего круг) о дожде.

В Талмуде (трактат Таанит) рассказывается: «В один из годов месяц адар уже подходил к концу, а дождя все не было. Обратились к рабби Хони. Он помолился, но дождь не пошел. Тогда он начертил на земле круг, стал внутрь его и сказал: «Владыка Мира! Твои дети обратились ко мне и я клянусь Твоим именем, что не сдвинусь с места, пока ты не сжалишься над своими детьми». Капнуло несколько капель. Рабби Хони сказал: «Владыка мира! Я прошу, чтобы дождь был сильнее». Пошел очень сильный ливень, грозивший перерасти в потоп, но рабби Хони сказал: «Владыка Мира, я просил дождь, который будет не гибелью мира, а благословением». И тогда пошел обычный дождь».

 

20 адара 5400 года (14 марта 1640) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Йоэля Бен Шмуэля Яффе (Йоэль Сиркес, рав Бах).

Рабби Йоэль родился в 1561 году в Люблине и был раввином в общинах Польши и Литвы, а затем — главой бейс-дина (суда) и йешивы в Кракове. Многие из ее выпускников стали видными польскими раввинами, а один из лучших учеников — рабби Давид бен Шмуэль ѓа-Леви (см. 26 швата) стал зятем рабби Йоэль.

Живя в Меджибоже он основал там большую йешиву, причем нуждающихся учеников он обеспечивал на средства своей семьи. Значительную помощь ему оказывала его теща, ребецн Сирка, откуда и пошло его фамильное прозвеще Сиркес, т.е «зять Сирки».

Рабби Йоэль известен также как рав Бах — акроним названия его книги «Байт хадаш», в которой он устанавливает талмудический источник каждого закона, приведенного в сборнике «Шулхан арух».

Кабалисты, причастные к тайнам Небесного суда, утверждают, что за всю свою жизнь рав Бах совершил лишь одно (да и то ненамеренное) прегрешение: как-то раз, проходя по улице мимо упряжки, запряженное ослом и быком одновременно, он громко чихнул, так что животные шарахнулись и прошли несколько шагов. Получилось, что рав Бах невольно преступил запрет Торы: «Не паши на осле и быке вместе», который также предусматривает запрет совместного использования этих двух животных для перемещения груза или повозки.

 

21 адара 5546 года (21 марта 1786 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Элимелеха Вайсблюма (Элимелеха из Лиженска).

У рабби Элиэзера-Липы и его супруга Мирл (см. 11 адара) было семеро сыновей, двое из которых стали учениками Межеричского магида рабби Дов-Бера, и прославились в сотнях и тысячах хасидских историй. Рабби Элимелеха иногда именуют рабби Ноам Элимелех, по имени книги, написанной им, однако для большинства из нас он, прежде всего рабби Элимелех из Лиженска, брат рабби Зуси из Аниполя.

Еще при жизни Магида рабби Элимелех и рабби Зуся разъезжали по Польше, распространяя хасидизм, но после ухода из этого мира рабби Дов-Бера они оставили странствования. рабби Элимелех вернулся в родной Лиженск, который стал центром польского хасидизма, а рабби Зуся поселился в волынском местечке Аниполь, где был похоронен их учитель.

Учениками рабби Элимелеха были такие хасидские цадики как рабби Авраѓам-Йеѓошуа Ѓешель из Апты (Опатува, Аптер ребе), рабби Яаков-Ицхак ѓа-Леви Горовиц («ѓа-Хозе ми Люблин»), рабби Клонимус-Калман ѓа-Леви Эпштейн из Кракова (рабби Маор Ва-Шемеш), рабби Нафтали-Цви из Ропшиц, рабби Менахем-Мендл из Рыманува, рабби Моше-Лейб из Сасова.

Рассказывают, что однажды, сидя за трапезой со своими учениками, рабби Элимелех неловким движением опрокинул поставленную перед ним супницу. Супницу еще дважды наполняли, но всякий раз ее содержимое оказывалось на столе. После третьего раза юный Менахем-Мендл (будущий рабби Менахем-Мендл из Рыманува), котрый был особенно духовно близок к наставнику, испуганно воскликнул: «Ребе, если они дознаются, нас всех могут казнить!». Кое-кто из учеников рассмеялся, но рабби Элимелех успокоил его, сказав: «Они не дознаются».

Позже выяснилось, что в Вене в этот день и в этот час император должен был подписать указ, направленный против евреев. Император три раза тянулся за пером и трижды чернильница опрокидывалась, заливая бумаги. И тогда император отложил указ, сказав царедворцам: «Я не буду это подписывать. Очевидно, в высших сферах не желают, чтобы это осуществилось».

 

23 адара 2448 года (1312 год до н.э.) — Переносной Храм (Мишкан) собран в первый раз. Начало «Семи подготовительных дней»

Евреи начали строительство Мишкана (Переносного Храма, который был похож на шатер прямоугольной формы) 11 тишрея 2448 года, через 6 месяцев после Исхода из Египта, 3 месяца с момента получения Торы на горе Синай и 80 дней со времени создания Золотого Тельца.

Изготовление храмовой утвари, полотнищ и элементов длилось 74 дня и было завершено 25 кислева, однако лишь тремя месяцами позднее, 23 адара, Моше-рабейну получил от Всевышнего указание приступить к сборке-разборке Мишкана. Начался семидневный «тренировочный» период, когда с 23 по 29 адара шатер возводился утром и разбирался вечером. Все эти дни Моше-рабейну выполнял функции первосвященника и лишь затем помазал на эту должность Аѓарона и 4 его сыновей.

По окончании «тренировок» 1 нисана Мишкан был сооружен окончательно (на самом деле, когда по указанию Всевышнего евреи переходили с места на место, Мишкан разбирали и также перемещали на новое место, отчего он и получил название Переносного).

 

23 адара 5626 года (10 марта 1866 года ) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Ицхака-Меира бен Исраэля Ротенберга (Алтера из Гур-Кальварьи).

Основатель гурской хасидской династии рабби Ицхак-Меир Ротенберг (известен как рабби Хидушей ѓа-Рим, по имени своей книги. Ѓа-Рим — аббревиатура слов «ѓа-рав Ицхак-Меир» — «учитель Ицхак-Меир») был прямым потомком знаменитого духовного лидера евреев средневековой Германии рабби Меира бен Баруха (Маѓарама) из Ротенбурга (см. 19 ияра).

 Рабби Ицхак-Меир был учеником рабби Исраэля Офтшейна (Кожницкий Магид) и рабби Симхи-Бунема из Пшисхи и затем стал одним из духовных лидеров евреев Польши. После того, как Хидушей ѓа-Рим отказался выполнить «просьбу» российских властей и призвать евреев Варшавы к отказу от еврейской одежды, он был арестован, но в связи с массовым недовольством варшавян был освобожден. Чтобы не привлекать внимания властей рабби Ицхак-Меир Ротенберг сменил свою известную фамилию на Алтер и перебрался из Варшавы сначала в местечко Новидвор, а затем в Гур-Кальварью.

13 сыновей рабби Ицхака-Меира умерли в детстве или молодости и его преемником стал внук — рабби Йеѓуда-Арье-Лейб Алтер, известный также как рабби Сфат Эмет (также по названию своей книги).

Комментарии: НАШИ ДАТЫ
Нет добавленных комментариев