ПЕЙСАХ ШЕНИ
14-й день месяца ияр называется «Вторым Песахом» (Пейсах шени), ибо во времена существования Храма в этот день, приносили пасхальную жертву те, кто не могли принести ее в срок, так как 14-го нисана находились в состоянии ритуальной нечистоты или не могли вовремя прибыть в Иерусалим. «Вторым Песахом», эта дата названа потому, что ияр, является вторым месяцем года. В Иерусалимском Талмуде это день назван иначе — «Малым Песахом» (Песах катан).
На второй год после Исхода из Египта, когда евреи справляли свой первый Песах в пустыне, те из них, кто были ритуально нечисты из-за прикосновения к человеческому трупу (в частности Мишаэль и Эльцафан, которые несли тело Йосефа) и не могли принести вовремя пасхальную жертву, пришли к Моше и Аѓарону и сказали: «За что же мы будем лишены того, чтобы принести жертву Г спода в назначенную для нее время среди сынов Израиля?» Хотя мы знаем что не будем наказаны за неисполнение заповеди, поскольку не имели возможности ее исполнить, почему мы лишаемся великой награды за ее исполнение?».
«И Г сподь говорил Моше так: «Говори сынам Израиля так: всякий, кто будет нечист из-за усопшего, или он будет в дальнем пути, из вас или потомков ваших, то и он должен совершить песах Г спода (то есть принести ему пасхальную жертву). Во второй месяц, в четырнадцатый день, в сумерки пусть справляют его, с мацой и марором пусть едят его».
День Пейсах шени не является праздничным или полупраздничным днем, однако поскольку во времена Храма это был радостный день для всех тех, кто исполнял в него заповедь о пасхальной жертве, мы продолжаем выделять его и сегодня, не читая в этот день покаянную молитву «Таханун».
Принято есть в этот день мацу, оставшуюся от праздника Песах, в память о пасхальной жертве, которая съедалась вместе с мацой. Хлеб и прочий хомец при этом уничтожать не нужно и есть его тоже можно.
В этом году Пейсах шени придется на воскресенье, 19 мая (14 нисана).
СГУЛА
Существует очень важная сгула (сгула – это такой нематериальный инструмент, механизм действия которого нам неизвестен, но он точно работает, и с его помощью можно воздействовать на этот материальный мир), связанная с 14 ияра, днем Пейсах-шени (второй Песах) и йорцайта (годовщины ухода из этого мира) рабби Меира Баал ѓа-Нес (Меира-Чудотворца), одного из величайших и святых мудрецов в истории еврейского народа.
Если вы нуждаетесь в чуде, то 14 ияра (в этом году – 19 мая) вечером, ближе к закату, нужно отложить стоимость 18 (или больше) свечей и сказать следующее:
«Полагаясь на молитву и обещание рабби Авраама бен Шолом-Довбер (речь идет о главном раввине Одессы и Юга Украины р. Аврааме Вольфе – прим.) зажигать в заслугу рабби Меира 18 свечей, я прошу следующее:
Э-лока да-Меир анейни, Э-лока да-Меир анейни, , Э-лока да-Меир анейни
Б г рабби Меира, помоги мне, Б г рабби Меира помоги мне, Б г рабби Меира помоги мне.
Да будет воля Твоя, Б г наш и Б г отцов наших, который принял эту молитву раба твоего Меира и совершил для него чудеса, сделать так же для меня и всех в народе Израиля, нуждающихся в чудесах скрытых и явных.
Амен и да будет на то воля Твоя».
После этого вы добавляете свою просьбу и передаете отложенные деньги в синагогу.
Наверх>>
ЛАГ БО-ОЙМЕР
«Лаг» — это две еврейские буквы «ламед» и «гимель», чья гиматрия составляет 33, то есть Лаг бо-Оймер просто-напросто 33-й день счета омера. Праздник отмечают в память об окончании в этот день эпидемии, унесшей жизни 24 000 учеников рабби Акивы.
Но чем так важно для нас это окончание эпидемии, что его отмечают как праздник? Судите сами:
а) рабби Акива был величайшим законодателем, главой поколения, а значит его ученики были людьми, составлявшими интеллектуальную элиту народа;
б) в те годы знания передавались от учителя к ученику в устной форме, более того, Устную Тору было запрещено записывать;
в) помимо эпидемии, в Эрец-Исраэль свирепствовали и римляне, уничтожавшие всех, не желавших отступать от религии отцов и обучавших ей других;
г) пятеро уцелевших учеников рабби Акивы написали первые книги по Каббале и положили начало записи Талмуда (это та самая Устная Тора, которую решено было таки-да записать, поскольку возникла реальная опасность ее уничтожения и забвения);
Учитывая все вышеизложенное становится понятной наша скорбь по погибшим и радость по поводу окончания эпидемии.
Второй повод для радости — уход в этот день из нашего мира величайшего каббалиста рабби Шимона бар Йохая (кстати, одного из пяти уцелевших учеников рабби Акивы). Рабби Шимон написал книгу «Зоѓар» — первый и главный труд по Каббале и вообще пользовался (да и пользуется сейчас) огромным авторитетом в нашем народе.
Со стороны радость в день смерти такого а гройсе праведника выглядит немного неуместной, но таково было его желание. В день своего ухода из этого мира, рабби Шимон собрал учеников и объявил, что сегодня он уходит из жизни. Но поскольку именно сегодня он достиг наивысшей ступени в своей учебе и познании мира (а прожил он 120 лет и постиг ой как много), то он, рабби Шимон, приказывает ученикам ежегодно в этот день устраивать торжества и зажигать костры. Так что, радуясь в этот день, мы всего лишь исполняем просьбу очень хорошего человека и радуемся его успехам в труде и учебе.
В Израиле принято отправляться на гору Мерон (рядом с Цфатом), где похоронен рабби Шимон бар-Йохай и зажигать там огромнейшие костры, а также петь-плясать-и веселиться в меру своего здоровья. Те, кто не едет на гору Мерон зажигают костры в другом месте (лишь бы пожарные не были против) и тоже радуются. Также существует традиция устраивать в эти дни праздничные детские парады (по инициативе Ребе в них участвовали дети из организации «Цивос ѓа-Шем») и проводить среди детей соревнования по стрельбе из лука, в память о бушевавших в те годы войнах с римлянами.
В Одессе многие евреи утром 33-го дня отправляются на природу (в связи с отсутствием гор — обычно поближе к берегу моря), где разжигают костер и веселятся-веселятся-веселятся (печеная картошка, «огненная вода» для тех, кто не за рулем и т.д. и т.п.) и этот год – не исключение – 23 мая ученики школы «Хабад» и воспитанники детских садов будут праздновать Лаг бо-Оймер на берегу моря в районе Дачи Ковалевского.