Праздник Шавуот (украинские евреи говорят Швуэс) — праздник Дарования Торы, который отмечается на пятидесятый день после Песаха. Наши мудрецы поясняют, почему этот день называется днем дарования, а не скажем получения или принятия Торы. «Получение» предполагает, что вы находитесь на одном уровне с дающим и вполне заслужили ту вещь, которую соглашаетесь принять. «Дарование» же значит, что дарящий и получающий находятся на разных уровнях и подарок явно превышает заслуги получателя. Тора, на основе которой выстроен этот мир, — бесценна и нет ничего, что сделало бы нас равными и достойными ее принятия, поэтому ее Дарование можно объяснить только милостью со стороны Всевышнего. Но и к такому получению дара нужно как следует подготовиться, поэтому первые семь недель пребывания в пустыне после ухода из Египта евреи духовно очищались и возвышались, пока к пятидесятому дню они наконец-то не достигли уровня, на котором ТАКОЙ ПОДАРОК можно было бы получить без ущерба для духовного и физического здоровья.
Хотя обычно мы называем этот праздник — Швуэс (в крайнем случае говорим «Праздник Дарования Торы») — он имеет 4 названия.
Первое из них — «Праздник жатвы», так как праздник приходится на время жатвы пшеницы, вызревающей позже всех других злаков. Этот праздник отмечается принесением в Храме нового хлебного приношения Всевышнему.
Второе название — «праздник Шавуот», то есть «праздник недель» или «семерок», дано потому, что перед наступлением праздника мы отсчитываем семь недель.
Третье название — «День бикурим, первых плодов», связано с тем, что в этот день начинается «сезон первых плодов». Каждый еврей берет определенное количество рожденных землей плодов из числа видов, которыми славится Эрец-Исраэль, кладет их в корзину и приносит в Храм, где коѓен принимает корзину из его рук и кладет на храмовый жертвенник.
Четвертое название — Ацерет («Собрание»). Это название не упоминается в Танахе и было введено еврейскими мудрецами, которые часто им пользовались. «Собранием» он назван потому, что является как бы восьмым днем, завершающим семь дней Песаха, и тесно связан с ними. Дни счета омера между Песахом и Швуэсом, не разделяют праздники, а соединяют их и поэтому Швуэс получил название Ацерет Песах.
Швуэс также назван Ацеретом потому, что с этим праздником не связана никакая особенная заповедь, не исполняемая в остальные дни года. Его праздничный характер выражается в том, что в этот день воздерживаются (нээцарим на иврите) от исполнения работы.
В ночь накануне Швуэса принято не спать всю ночь и учить Тору. Делается это для исправления ошибки, допущенной нами 3331 год назад, когда народ стоял у подножия горы Синай. Тогда, готовясь к получению Торы евреи настолько утомились, что проспали начало. Ну не совсем проспали, но вместо того, чтобы с восходом уже быть на ногах они спокойно спали еще несколько часов, как будто бы их это совсем не волновало.
Мудрецы объясняют, что этот сон вовсе не был проявлением равнодушия, а осмысленной линией поведения. Спящий человек не связан тревогами и заботами окружающего мира, не погружен в быт, не занят удовлетворением реальных и мнимых потребностей. Его душа воспаряет над бренным телом и евреи решили, что именно это состояние, состояние спящего, будет наиболее пригодным для принятия Торы. Они не отказывались от служения Творцу, но считали, что идеалы Торы будут так лучше приняты. Но наутро, пробудившись от громких звуков шофара, евреи с ужасом поняли, что ошиблись.
Для того, чтобы исправить это досадное недоразумение с тех пор повелось, что из года в год, в ночь перед Швуэсом евреи бодрствуют, изучая специальную книгу Тикун лейл Швуэс («Исправление ночи Швуэса), где собраны отрывки из всех книг и глав Танаха и других еврейских книг, так что в течение ночи человек как бы прочитывает всю Тору.
В этом году в синагоге на ул. Осипова, 21 также пройдет ночная учеба, на которую приглашаются все евреи.
В день праздника, во время утренней молитвы, прочитывают вслух 10 заповедей, причем принято, чтобы их чтение слушали все, даже новорожденные младенцы (при этом следует понимать, что Тора не ограничивается 10 заповедями и на горе Синай мы получили именно ВСЮ Тору, а не какое-то количество заповедей).
В праздник Швуэс принято читать одну из книг Танаха — книгу Рут, где рассказывается о великой прабабке царя Давида (о том, как Давид связан с праздником читайте о втором из приложенных файлов (см. 6 сивана).
В дни праздника категорически запрещено поститься, и принято есть молочную пищу. Почему именно молочную? Сразу после Дарования Торы и введения законов кошрута у евреев не было кошерного мяса, и первое время им приходилось есть только молочные продукты.