Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

НАШИ ДАТЫ

Пятница, 19. Июль, 2019 - 5:43


20320_n.jpg


 19 тамуза 5625 года (6 июля 1865 года) — День рождения рабби Шнеура-Залмана-Аѓарона (рабби Раза) — старшего сына четвертого Любавического ребе рабби Шмуэля (ребе Маѓараш).

Рабби Шнеур-Залман-Аѓарон родился 19 тамуза и был назван в честь основателя движения Хабад — Алтер ребе (рабби Шнеур-Залман) и дедушки по маминой линии рабби Аѓарона Александрова из Шклова.

В семье третьего Любавического ребе Цемах-Цедека (рабби Менахем-Мендл) бывшего тогда главой Хабада, существовал обычай — давая ребенку имя ему тут же давали сокращенное имя-абреввиатуру (вы уже встречались с такими: Раяц, Рамбам, Рашаб, Раши…). Юный Шнеур-Залман-Аѓарон получил имя Раза, причем ребе Цемах-Цедек процитировал книгу главную каббалистическую «Зоѓар»: «До раза тмира» (в переводе с арамейского — «это великая тайна»).

Когда Разу исполнилось три года, ребе Цемах-Цедек захотел устроить его помолвку (шидух) со своей внучкой, дочерью рабби Исраэля-Ноаха (рабби Райян). Услышав о намерении ребе, будущий тесть выразил опасения — мол, ребенок слишком мал и неизвестно кем вырастет. А вдруг он будет не в состоянии учиться как следует?

Услышав это, ребе Цемах цедек сказал: «Он не будет в состоянии учиться? Ну, уж больше тебя он будет знать точно!» Между прочим, ребе Райян был известным знатоком каббалы и хасидизма и самым образованным сыном Цемах-Цедека.

 

19 тамуза 5640 года (28 июня 1880 года) — День введения в союз Авраѓама-авину (обрезание) Йосефа-Ицхака Шнеерсона, будущего шестого Любавического ребе.

 

21 тамуза 5396 года (24 июля 1636 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Элияѓу Баал Шем-Това из Вормса.

Жизнь рабби Элияѓу, возглавлявшего союз нистарим (скрытых праведников), была окутана тайнами. По одним данным его звали рабби Элияѓу бен Моше Лоанц и он был внуком знаменитого деятеля еврейской общины рабби Йосельмана из Росхейма, по другим — его отцом был еврей из Испании рабби Йосеф Йозпа.

Краковская община пригласила известного испанского каббалиста и мудреца рабби Йосефа поселиться в их городе, когда ему было уже за 50. Он не был женат и вел уединенную жизнь, посвящая все свое время молитвам и учебе. Здесь он прожил еще 30 лет, когда пророк Элияѓу, который обучал рабби Йосефа тайнам Торы, передал ему приказ жениться на молодой вдове недавно убитого купца, для того, чтобы привести в мир новую душу, которая поможет еврейскому народу. 

Спустя полгода рабби Йосеф появился перед бейс-дином (еврейским судом) и объявив о своем намерении жениться на этой женщине. Вдова, услышав, об этом заплакала, потому что, как оказалось, ей уже несколько раз являлся во сне покойный отец, благословлявший ее на брак с рабби Йосефом.

Через год, в 1555 году у молодой пары родился мальчик, которого назвали Элияѓу (в честь пророка). С двух лет и до самой бар-мицвы Элия¬ѓу учился под руководством отца, но за две недели до бар-мицвы рабби Йосеф покинул этот мир. Спустя несколько недель мальчик сообщил маме, что хочет покинуть родной дом.

Следующие 40 лет его жизни покрыты тайной — неизвестно, где он жил и чему учился, но когда он появился в Вормсе то был уже женат, имел детей и был известен как рабби Элияѓу Баал Шем-Тов. Он организовал группу нистарим — скрытых праведников-каббалистов, которые странствовали из города в город помогая евреям. После рабби Элияѓу эту группу возглавил рабби Баал Шем из Замосць, после рабби Адам Баал Шем из Ропшиц, а после рабби Адама руководителем стал основатель хасидизма рабби Исраэль Баал Шем-Тов (см. 18 элула).

Рабби Элияѓу прожил в Вормсе свыше 30 лет. Здесь он организовал йешиву из которой вышло множество блестящих учеников. После переезда рабби Элияѓу в Прагу в 1624 году, йешива также переместилась туда. Одним из его учеников был известный раввин рабби Йом-Тов Липман Геллер.

 

22 тамуза 5552 года (12 июля 1792 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Шломо бен Меира ѓа-Леви Сегаль из Карлина.

Рабби Шломо был другом и сначала соучеником, а затем ближайшим учеником основателя карлинской хасидской династии рабби Аѓарона бен Яакова Перлова (Аѓарон Великий, см. 19 нисана). После ухода из этого мира рабби Аѓарона карлинские хасиды остались без ребе. Рабби Шломо упорно отказывался занять этот пост и рассказывают, что потребовалось вмешательство учителя, рабби Аѓарона, явившемуся рабби Шломо во сне и посоветовавшего ему все-таки согласиться с должностью.

Рабби Шломо перебрался в местечко Людомир (ныне Владимир-Волынский) и 1792 году погиб во время погрома, устроенного польскими повстанцами, боровшимися против Российской империи. Его преемником на посту карлинского ребе стал сын рабби Аѓарона рабби Ашер, переехавший в местечко Столин. А хасиды с тех пор начали называться карлин-столинскими.

 

23 тамуза 5330 года (26 июля 1570 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) одного из величайших средневековых каббалистов рабби Моше бен Якова Кордоверо (Рамак).

Место его рождения неизвестно, а семья, судя по фамилии, происходила из Испании. Учителями Моше были рабби Йосеф Каро — автор книги «Шулхан арух», кодекса жизненных норм еврея, и рабби Шломо Алькабец — известный каббалист, автор субботнего гимна «Леха доди». 

Рабби Моше был одним из 4 мудрецов удостоенных в 1538 году смихи (свидетельства о посвящении в раввины) от знаменитого рабби Яакова Бейрава. Остальные трое —автор «Шульхан аруха» рабби Йосеф Каро (см. 13 нисана), рабби Моше из Трани (см. 23 нисана) и рабби Йосеф Сагис.

Рабби Моше был даяном (судьей общины) и главой йешивы в Цфате, и среди его учеников был великий каббалист рабби Ицхак Лурия Ашкенази (Аризаль). За свою недолгую жизнь рабби Моше создал несколько монументальных трудов, причем его первое и самое знаменитое произведение, «Пардес римоним» («Гранатовый сад»), было написано им в 27 лет. 

Другие известные произведения рабби Моше — «Элима раббати» («Великий Элим»), «Ор якар» («Драгоценный свет») — неизданный до сих пор обширный комментарий к «Зоѓару» (основной книге каббалы), а также введение в каббалу «Ор неэрав» («Вечерний свет») и комментарий к Пятикнижию «Сефер герушин» («Книга изгнаний»).

Комментарии: НАШИ ДАТЫ
Нет добавленных комментариев