26 тамуза 5519 года (23 июля 1759 года) — победа Баал Шем-Това над франкистами во время диспуте во Львове.
В херсонской генизе (хранилище еврейских текстов, имеющееся при каждой синагоге, куда помещаются пришедшие в негодность тексты святых книг. Поскольку в письмах евреи постоянно цитировали святые тексты, то в генизы попадало и большое количество бытовых бумаг. Наиболее известны каирская гениза, где прекрасно сохранились документы за почти 1000 лет жизни египетской еврейской общины и исследованная в начале XX века херсонская гениза, где было найдено много хасидских документов), так вот, в херсонской генизе было обнаружено письмо в котором рассказывалось об учреждении рабби Исраэлем Баал Шем-Товом обычая празднования дня победы над франкистами.
Франкисты были последователям Якова Франка, одного из учеников лжемессии Шабтая Цви. После того как Шабтай Цви принял ислам Франк начал проповедовать нечто подобное и за время своей жизни успел перейти из иудаизма сначала в ислам, оттуда в католическую веру, а после собирался перейти и в православие. Среди прочего Франк проповедовал погружение в пучину греха, чтобы как можно скорее переполнилась чаша терпения и Мошиах уже пришел и т.д.
17 июля 1759 года во Львове, по инициативе франкистов и католического архиепископа Львова, состоялся диспут между ними и нормальными евреями. С нашей стороны участвовало сорок раввинов и в их числе рабби Баал-Шем Тов. Поскольку победа в диспуте означала поражение католической церкви и могло вызвать ухудшение положения польских евреев, большинство раввинов не желали принимать участия в диспуте желая лишь одного — чтобы франкисты как можно скорее оставили иудаизм. С этим не соглашался лишь Баал Шем Тов, говоривший, что «пока пораженный член еще связан с телом, остается хоть некоторая надежда когда-либо его излечить; когда же его отрезали, он уже пропал навсегда».
По окончании диспута священники потребовали, чтобы франкисты крестились, что и было сделано, причем новые «поляки» поменяли не только веру, но и имена, а во многих случаях и фамилии. Ну а потом, эти фамилии, как и положено, стали гордостью Польши и России — Бжезинские, Крысинские, Ясинские, Маевские, Пиотровские, Зелинские. В частности мать великого польского поэта Адама Мицкевича происходила из семьи Маевских и он сам никогда этого не забывал.
28 тамуза 5653 года (10 июля 1893 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Йеѓуды-Лейба Слонима, сына ребецн Менухи-Рохл, дочери второго Любавического Ребе — Мителер ребе.
Рабби Йеѓуда-Лейб родился в 5592 году (1832) в Любавичах и был первенцем ребецн Менухи-Рохл. В 13 лет он вместе с родителями совершил алию (переехал, говоря современным языком, «на ПМЖ» в Эрец-Исраэль), причем день рождения и обряд бар-мицвы отмечали непосредственно на корабле, шедшем к берегам Святой земли.
В 18 лет Йеѓуда-Лейб вернулся в Любавичи к третьему Любавическому ребе — рабби Менахему-Мендлу (ребе Цемах Цедеку) и провел там некоторое время, но большую часть своей жизни он прожил в Хевроне вместе со своей матерью. Ребецн Менуха-Рохл (она была известна в Хевроне как «бабушка») пользовалась большим уважением и в ее честь была построена синагога и открыта миква, а их дом стал хасидским центром Хеврона. По указанию ребе Цемах Цедека рабби Йеѓуда-Лейб был назначен одним из попечителей учебного центра 2Колель Хабад» и оставался на этом посту до конца своих дней.
Незадолго до своего ухода из мира рабби Йеѓуда-Лейб переехал в Тверию. Там, в этом городе, на кладбище, расположенном на берегу озера Кинерет он и похоронен.
28 тамуза 5601 года (17 июля 1841 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Мойше Тейтельбаума из местечка Шаторальяуйхей (Венгрия).
Рабби Мойше — один из учеников знаменитого хасидского цадика Яакова-Ицхака га-Леви Горовица «ѓа-Хозе ми-Люблин» («Провидец из Люблина») и автор книги «Йисмах Моше», стал основоположников венгерской хасидской династии, ныне известной как сатмарские хасиды.
29 тамуза 4865 года (13 июля 1105 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) величайшего комментатора Торы — рабби Шломо-Ицхаки (Раши).
Раши («Раббейну Шломо-Ицхаки» — «Наш учитель Шломо-Ицхаки») родился в городке Труа в 1040 году в почтенной и уважаемой еврейской семье, выводившей свою родословную через мудрецов Талмуда рабби Йоханана Сандлара и Гиллеля-Старшего к царю Давиду. Первым его учителем был отец, рабби Ицхак, а затем юноша переехал в Вормс и Майнц, где учился под руководством знаменитых мудрецов рабби Яакова бен Якара и Ицхака бен Йеѓуды. В 25 лет, уже будучи известным еврейским ученым, Раши вернулся в родной Труа, где и провел всю жизнь. Здесь он основал йешиву, ставшую главной в Северной Франции и Германии.
Во всем еврейском мире как ученики, так и учителя воспринимают его комментарии к Торе, книгам пророков и Талмуду как важнейшее подспорье в понимании этих текстов. Более того, на комментариях Раши основаны многочисленные труды более поздних комментаторов. Ребе в своем цикле «Сихот Раши» («Беседы о комментариях Раши») неоднократно демонстрировал, как простое, на первый взгляд, понимание текста великим комментатором, на самом деле включает множество уровней понимания и зачастую помогает разрешить трудности, встречающиеся в тексте, а также при помощи простых слов, взятых из мидрашей предлагает новые интерпретации прочитанному. Интересно, что хотя Раши и занимал должность раввина Труа, но на жизнь он зарабатывал виноделием, и следовательно все эти потрясающие тексты писал в свободное время.
Сыновей у Раши не было, но дочери обладали необычным для женщин знанием Талмуда и одна из них даже помогала отцу в составлении комментариев. Мужья трех дочерей Раши были видными талмудистами, а из внуков наиболее известны рабби Шмуэль бен Меир (Рашбам)и рабби Яаков бен Меир Там (см. 4 тамуза).
Последние годы жизни рабейну Шломо-Ицхаки пришлись на период Первого крестового похода, когда погибли многие из его родственников и друзей.
1 ава 1657 года (2104 год до н.э.) – Воды всемирного Потопы пошли на убыль.
В этот день в прежде бескрайнем океане показались первая островки суши. Вершины гор, прежде скрытые слоем воды в 15 амот (11 метров) показались над водой и это стало окончательным подтверждением завершения Потопа.
1 ава 2487 года (1273 год до н.э.) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) первосвященника Аѓарона, брата Моше-рабейну и пророчицы Мирьям.
Аѓарон — первый коѓен ѓа-годоль (первосвященник) Храма и великий миротворец, ушел из этого мира в возрасте 123 лет. Его йорцайт описан в Торе и это единственное в этой книге упоминание такого рода.
Великий каббалист Аризаль (рабби Ицхак Лурия Ашкенази) говорил, что в предыдущей жизни Аѓарон был Араном, братом Авраѓаа. В более поздние времена его душа возвращалась в теле пророка Яавеца (он же — судья Отниэль бен Кеназ), судьи и пророка Толы бен Пуа, пророка Шмуэля, Авии сына царя Йеровама, первосвященника Урии, убитого царем Йеѓоякимом (как расплата за то, что Аѓарону удалось избежать смерти в ходе изготовления Золотого тельца — см. 16 тамуза) и в пророка Захарью. Душа же жены Аѓарона, Элишевы, после воплотилась в душе Бат-Шевы, жены царя Давида и матери царя Шломом
Потомки Аѓарона — коѓены (носители фамилий Кац, Коган, Каганов, Коэн, Раппопорт и т.д.) — единственные, кто имел право совершать жертвоприношения в Храме.
1 ава 2516 года (1244 год до н.э.) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) первосвященника Элазара бен Аѓарона, племянника Моше-рабейну и пророчицы Мирьям.
Элазар был третьим из четырех сыновей первосвященника Аѓрона. Двое старших сыновей Аѓарона — Надав и Авиѓу умерли (см. 1 нисана) и после ухода из этого мира отца Элазар сам стал первосвященником. Женой Элазара была дочь Путиэля, одного из руководителей колена Йосефа. Ну а сын Элазара — тот самый Пинхас, о котором идет речь в одноименной главе недельной Торы.
Наши мудрецы говорят, что первая из книг Пророков — книга Йегошуа была начата самим Йегошуа бин-Нуном, но закончена и отредактирована она была Элазаром и Пинхасом.
2 ава 5689 года (2 августа 1929 года) — визит шестого Любавического ребе, рабби Йосефа-Ицхака (ребе Раяц) на Святую Землю.
Во время поездки ребе Раяц вместе с рабби Шмуэлем Гурарье, мужем своей старшей дочери, провел две недели в Эрец-Исраэль, посетив Иерусалим, Афулу, Тверию, Цфат, Мерон, Хеврон, Тель-Авив, Бней-Брак и Петах-Тикву.
Во время посещения Хеврона ребе Раяц естественно захотел побывать в пещере Махпела — месте погребения наших праотцев и праматерей. В те годы евреям и христианам, как «неверным», был запрещен вход в мечеть, расположенную как раз над внутренней пещерой с могилами патриархов (Махпела сама является пещерой, но внутри нее есть еще одна пещера, откуда и название — махпела, «двойная»). Однако хевронским евреям удалось добиться для Ребе и сопровождающих его людей права посетить мечеть и ребе Раяцу даже разрешили пройти через вход, который назывался «Ворота Яакова» (в те годы евреям проход через него был категорически воспрещен).
Все это стало возможным благодаря организатору визита — рабби Элиэзеру-Дану Слониму, бывшему тогда руководителю банка в Хевроне.