Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

НАШИ ДАТЫ

Воскресенье, 04. Август, 2019 - 5:51

20320_n.jpg
 3 ава 5408 года (22 июля 1648 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) в результате кидуш ѓа-Шем (мученической смерти во имя Всевышнего) рабби Шимшона бен Песаха из Острополя.

Еврейский хронист Натан из Ганновера рассказывает: «И был между ними (жителями Полонного) муж разумный и проницательный, Б жественный кабалист по имени Шимшон из Острополя, к которому ежедневно являлся ангел-вещатель и обучал его тайной мудрости… И сказал ангел-вещатель Шимшону еще задолго до катастрофы, чтобы евреи взяли на себя великое покаяние, дабы смягчить роковой приговор неба. И проповедовал он много раз в синагоге, призывая народ к покаянию, — и действительно было великое покаяние во всех городах, но было уже поздно, ибо приговор был уже подписан». Когда казаки ворвались в город, рабби Шимшон, зная, что спасения нет, собрал евреев в синагоге, где все они погибли в освящение Его Имени.

Потомками рабби Шимшона были знаменитый остряк, «еврейский Ходжа Насреддин», Гершеле из Острополя и рабби Яаков-Йосеф бен Цви ѓа-Коѓен Кац из Полонного — старейший из учеников основателя хасидизма рабби Исраэля Баал Шем-Това (см. 18 элула).

 

5 ава 5332 года (15 июля 1572 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Ицхака Лурия бен Шломо Ашкенази (известен под акронимом «Ари» — ѓа-рабби Ицхак)

Рабби Ицхак Лурия Ашкенази, известный также как Ари ѓа-Койдеш («Святой лев») родился в 1534 году в Иерусалиме. Его отец происходил из ашкеназской семьи (т.е. семьи европейских евреев), мать — из сефардского (испанские и магрибские евреи) рода Франсес. После смерти отца ребенок был увезен матерью в Египет, где вырос в доме дяди (а впоследствии тестя), богатого откупщика Мордехая Франсеса. 

Большую часть своей короткой жизни он прожил в Египте, в доме своего дяди (несколько лет он прожил отшельником на принадлежавшем ему нильском острове Рауда), где много и напряженно учился, постигая разнообразные разделы Торы и ее скрытую часть (каббалу). В 1570 году рабби Ицхак поселился в Цфате, где занимался у великого каббалиста рабби Моше Кордоверо (см. 23 тамуза). В Цфате он провел последние два года своей жизни, но в течение этого короткого периода он успел полностью изменить подход к изучению каббалы и заслужить всеобщее признание, как один из величайших еврейских мистиков. Ари провозглашал, что «Сейчас мы должны и обязаны раскрывать мудрость каббалы» имея в виду распространение изучения Каббалы среди как можно большего числа евреев (ранее это было уделом небольшого числа людей каждого поколения).

Рабби Ицзак Лурия не записывал своего учения и оно известно нам по трудам его учеников (мы знаем имена 30 из них). Известно, что Ари поселился в Цфате после того как пророк Элияѓу рекомендовал ему переехать в этот город, чтобы встретиться там с рабби Хаимом Виталем (см. 29 нисана) и сделать его своим учеником). 

Умер Ари ѓа-Койдеш в возрасте 38 лет и с тех пор в еврейском мире принято говоря о нем называть его Аризаль (АриЗаЛь — Ари зихроно ливрохо («Ари, благословенна его память»). Его именем названы две ашкеназские синагоги города.

 

5 ава 5716 года (13 июля 1956 года) — 12 посланников Ребе прибыли в Эрец-Исраэль, в только что основанное поселение Кфар-Хабад.

После случившегося там 1 ияра убийства, когда от рук террористов пали пять учеников и воспитателей профессионально-технической школы, Ребе выступил в Нью-Йорке со словами поддержки жителей Кфар-Хабада. После этого несколько молодых хасидов изъявили желание переехать на Святую Землю, в хабадские общины Кфар-Хабада и Лода, для укрепления духа и поддержки всех хасидов Хабада вообще и жителей Кфар-Хабада в частности.

 

7 ава 3328 года (432 год до н.э.) — Захват Первого Храма. 

После почти месяца жестоких уличных боев внутри Иерусалима, армия вавилонского владыки Навухаднеццара (Навуходоносор) прорвалась внутрь храмового комплекса. Здесь вавилоняне принялись буйствовать, круша все, что попадалось под руку. Это продолжалось до утра 9 ава, когда Храм был предан огню.

 

8 ава 2449 года (1311 года до н.э.) — Возвращение разведчиков, отправленных Моше (Моисеем) на обследование Кнаана (земли Ханаанской).

 Разведчики, за 40 дней до этого отправленные Моше на обследование Земли Обетованной вернулись с задания, неся с собой зримые свидетельства плодородия и обильности той земли, Плоды, поражали своими превосходным вкусом и гигантскими размерами, например для переноски огромной грозди винограда, требовалось как минимум двое взрослых мужчин. Но одновременно с демонстрацией замечательных свойств земли, обещанной еврейскому народу, разведчики принялись пугать народ рассказами о могучих великанах, живущих на земле Кнаан и о том, что они, разведчики, выглядели в их, великанских глазах, словно муравьи. После этого разведчики заявили, что мол, несмотря на обещание Всевышнего, эту землю завоевать невозможно. К чему это привело стало ясно на следующий день, 9 ава.

 

8 ава 3827 года (67 год н.э.) — Начало гражданской войны в Иерусалиме.

После того как римская армия осадила Иерусалим среди осажденных начались распри. Часть горожан считала, что следует сражаться с осаждающими до конца, часть считала, что следует сдаться и сохранить город и Храм целыми. В результате конфликта одна из сторон подожгла продовольственные склады. Тем самым они отрезали путь к отступлению, но и обрекли на голод иерусалимцев. После этого в течение трех лет еврейская столица противостояла римским легионам, но голод и братоубийственная война взяли свое.

 

9 ава 2449 года (1311 год до н.э.)— Поколение Исхода осуждено Всевышним на смерть в пустыне. 

В этот день поколение евреев, 16 месяцами ранее вышедших из Египта под руководством Моше-рабейну (Моисея), было осуждено Всевышним на гибель в пустыне. Тогда же им было предсказано, что они достигнут Эрец-Исраэль лишь после 40 лет странствий в пустыне

После того, как 8 ава вернувшиеся с задания разведчики запугали слушателей рассказами о страшных жителях-великанах и предсказали неминуемую гибель народа при попытке завоевания этой земли, евреи всю ночь оплакивали свою печальную судьбу, заявляя, что лучше б они вернулись в Египет, чем пытаться завоевывать эту землю и жить на ней. И тогда Б г постановил, что это поколение будет в течение 40 лет странствовать по пустыне, пока не умрут все люди, старше 20 лет, и лишь их дети, под руководством Йеѓошуа бин-Нуна смогут войти в страну, обещанную дому Израиля в вечное владение.

 

9 ава 3337 года (423 год до н.э.) — разрушение вавилонянами Первого Храма.

Разрушение привело к тому, что месторасположение Храма покинула Шхина (Б жественное присутствие), были утеряны большинство свидетельств событий описанных в Торе — Ковчег Завета, скрижали Завета, посохи Аѓарона и Моше, менора и т.д. Правда, большинство мудрецов считает, что, в преддверии грядущей трагедии, эти вещи были заранее спрятаны в недрах Храмовой горы, так что с приходом Мошиаха и восстановлением Храма все это будет вновь извлечено из потайных мест. 

 

9 ава 3829 года (69 год н.э.) — разрушение римлянами Второго Храма. 

После разрушения Второго Храма были прекращены жертвоприношения (они будут возобновлены после прихода Мошиаха и восстановления Храма), а также утеряна или уничтожена храмовая утварь. И если разрушение Первого Храма привело к вавилонскому изгнанию, длившемуся 70 лет, то гибель Второго Храма стала прелюдией к нынешнему, длящемуся уже почти 2000 лет, эдомскому изгнанию (Эдом — прародитель римлян и большинства европейских народов).

 

9 ава 3893 года (133 год н.э.) — Падение крепости Бейтар.

Бейтар был последней цитаделью, которую обороняли воины армии Бар-Кохбы — руководителя Великого восстания и в этот день, после трехлетней осады Бейтар пал. Его падение поставило точку в этом восстании. Всего в ходе его от голода или от рук римлян погибло почти 600 тысяч евреев, включая самого Бар-Кохбу. 

 

9 ава 3895 года (135 год н.э.) — Иерусалим сровняли с землей, а его территория была распахана плугом.

Стремясь уничтожить всякую память о евреях, причинивших своим восстанием столько неприятностей Риму, император Адриан приказал переименовать римскую провинцию Иудея в Палестину, а Иерусалим разрушить и его территорию распахать. На месте нашей столицы был воздвигнуть римский поселок Элия Капитолина. Доступ на его территорию евреям разрешался один день в году — 9 ава, чтобы они могли поплакать возле Храмовой горы и остатков западной стены храмового комплекса (Стены Плача).

 

9 ава 4885 года (14 июля 1095 года н.э.) — Папа римский Урбан II объявил о начале первого крестового похода, в результате которого «воины Иисуса» убили десятки тысяч евреев и уничтожили множество еврейских общин.

 

9 ава 4906 года (20 июля 1146 года н.э.) — Погромы в еврейских общинах Германии и Франции во время второго крестового похода.

 

9 ава 5050 года (18 июля 1290 года н.э.) — Изгнание евреев из Англии.

В этот день королем Эдуардом I был подписан указ об изгнании евреев с Британских островов.

 

9 ава 5252 года (2 августа 1492 года н.э.) — Изгнание евреев из Испании.

Указ об изгнании евреев с территории Испании, подписанный в этот день королем Фердинандом и королевой Изабеллой, закрыл последнюю страницу многовековой истории блестящей испанской общины. 

Потомки испанских евреев, известные под именем сефардов (Сфарад (иврит) — Испания) распространились по всему Средиземноморью.

 

9 ава 5108 года (5 июля 1348 года н.э.) — Европейские евреи обвинены в организации одной из крупнейших в истории эпидемий чумы («Черной смерти»). Это обвинение привело к жестокой волне погромов и убийств.

 

9 ава 5315 года (27 июля 1555 года н.э.) - евреи Рима переселены в первое в истории гетто.

 

9 ава 5315 года (15 июля 1567 года н.э.) — Переселение в гетто остальных евреев Италии.

 

9 ава 5408 года (18 июля 1648 года н.э.) — Резня десятков, а то и сотен тысяч евреев в Польше, Украине и Бессарабии, устроенная Хмельницким и его сподвижниками.

 

9 ава 5642 года (25 июля 1882 года н.э.) ­ Еврейские погромы в пределах черты оседлости Российской империи.

 

9 ава 5575 года (15 августа 1815 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Яакова-Ицхака ѓа-Леви Горовица (ѓа-Хозе ми-Люблин, Провидец из Люблина).

Рассказывают, что при рождении «Провидец» получил дар видеть всю землю от края до края, однако, взглянув на этот мир, упросил Всевышнего ограничить его дар 400 верстами. Рабби Яаков-Ицхак был учеником рабби Шмуэля-Шмельке Гурвица из Никольсбурга (см. 2 ияра), рабби Дова-Бера из Межерича (см. 19 кислева), рабби Леви-Ицхака бен Меира из Бердичева (см. 25 тишрея) и рабби Элимелеха из Лиженска (см. 21 адара).

Вначале рабби Яаков-Ицхак жил в галицийских местечках Ланьцут Розвадов, а затем перебрался в Люблин. Благодаря его деятельности Польша и Галиция стали крупными центрами хасидизма. Сам «Провидец из Люблина» был учителем большинства лидеров хасидских общин Польши, Галиции и Венгрии. Среди его учеников были рабби Яаков-Ицхак бен Ашер (ѓа-Йеѓуди ѓа-Койдеш, «Святой Еврей»), рабби Симха-Бунем из Пшисхи, рабби Меир из Апты, рабби Давид из Лелова (см. 7 швата), рабби Моше Тейтельбаум из Шатораульхей (см. 28 тамуза), рабби Цви-Элимелех Шапиро из Динова (см. 18 тевета), рабби Нафтали-Цви из Ропшиц (см. 11 ияра), рабби Клонимус-Калман ѓа-Леви Эпштейн из Кракова (Маор Ва-Шемеш, см. 1 тамуза), рабби Шалом Рокеах из Белз (Белзер ребе см. 27 элула), рабби Ицхак Калиш из Ворки (см. 22 нисана) рабби Цви-Ѓирш из Жидачева (см. 11 тамуза) и многие–многие другие.

Рабби Яаков-Ицхак, как и другие хасидские лидеры, подвергался яростным нападкам миснагдим и его основным противником был однофамилец — люблинский раввин рабби Азриэль Горовиц (за свой несгибаемый характер получивший прозвище Ди айзерне коп — «железная голова» на идиш). 

Рабби ѓа-Хозе ми-Люблин считал поход Наполеона на Россию началом войны Гога и Магога и, соответственно, предвестником прихода Мошиаха, но тут его оппонентом выступал Алтер ребе, считавший, что наполеоновская политика в отношении евреев приведет исключительно к их ассимиляции.

В день своего ухода из этого мира он предсказал, что ровно через сто лет в этот день Россия потеряет власть над Польшей. Ровно через сто лет, 9 ава 5675 года (20 июля 1915 года), австрийские войска заняли Люблин и польские газеты напечатали сбывшееся предсказание рабби Яакова-Ицхака.

Незадолго до своего ухода из этого мира он почувствовал себя неважно и его многочисленные недоброжелатели, услышав это так обрадовались, что устроили настоящие празднества (будь они не миснаглим, а хасиды, можно было бы сказать, что они устроили настоящий фарбренген), где поднимали полные чаши и стопки за «скорое избавление мира от этого нечествица» и т.д. Узнав об этом, рабби Яаков-Ицхак сказал, что все равно в день его смерти у них не получится радоваться и выпить они не смогут даже воду. Что он имел в виду стало ясно а день йорцайта — 9 ава.

 

9 ава 5674 года (1 августа 1914 года н.э.) — Начало Первой мировой войны.

Первая мировая принесла неисчислимые бедствия всему европейскому континенту. Основной театр военных действий на Восточном фронте пришелся на черту оседлости Российской империи и российские власти, заподозрив евреев в лояльности к наступающим немецким и австро-венгерским войскам, приняли решение выселить всех евреев из прифронтовой полосы. Это повлекло за собой разорение и гибель многих еврейских местечек, а следствием мировой войны стала революция и гражданская война с ее деникинскими, петлюровскими, махновскими погромами и советско-польская война, где погромы устраивали обе стороны.

 

9 ава 5702 года (23 июля 1942 года н.э.) — Начало депортации (а фактически — уничтожения) евреев из Варшавского гетто.

 

9 ава 5702 года (23 июля 1942 года н.э.) — Начало работы лагеря смерти в Треблинке.

 

9 ава 5754 года (17 июля 1994 года н.э.) — Взрыв в еврейском общинном центре (AMIA) Буэнос-Айреса.

Организованный арабскими террористами взрыв в столице Аргентины стал самым кровавым действием против евреев в странах диаспоры со времен Холокоста. При взрыве погибло 86 человек и было ранено свыше 120.

Комментарии: НАШИ ДАТЫ
Нет добавленных комментариев