Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

НАШИ ДАТЫ

Понедельник, 26. Август, 2019 - 9:14

20320_n.jpg
 24 менахем-ава примерно 3660 года (примерно 100 год до н.э.) — праздник учрежденный Хашмонеями.

Потомки братьев Маккаби, цари Хашмонейской династии вновь ввели в действие еврейское законодательство, основанное на законах Торы и заменили им действовавшее на тот момент римское секулярное право. Тогда же этот день был провозглашен праздничным днем.

 

26 менахем-ава 5603 года (22 августа 1843 года) — Третий Любавический ребе, рабби Менахем-Мендл (ребе Цемах-Цедек) оставил Петербург после раввинского съезда, за время которого его несколько раз арестовывали. 

Движение «Просвещения» (Ѓаскала), направленное на подрыв основ еврейства и ассимиляцию, начало действовать среди евреев России в 1828 году. Их сторонники завели знакомство с властями и министр внутренних дел организовал съезд раввинов с целью осуществить в еврейской религии несколько изменений, в соответствии с требованиями маскилим, то есть приверженцев ѓаскалы. Первым из запретов был запрет на изучение хасидизма. 

На съезде ребе Цемах-Цедек приводил доводы подтверждающие запрет на внесение исправлений в законы Торы и разъяснял обязательность изучения Торы хасидизма. Но министр внутренних дел, который в дополнение к своему обычному антисемитизму был подкуплен маскилим, твердо держал их сторону, требуя, чтобы все раввины подписали подготовленный правительством протокол.

Ребе Цемах-Цедек противостоял этому изо всех сил, в результате чего на протяжении съезда 22 раза (!) оказывался в заключении. Он оказался в большой опасности и когда о происходящем стало известно евреям, то во всех центрах их проживания начали организовываться общественные посты и даже прекращалась работа. Массовые волнения, твердость позиции и самопожертвование ребе Цемах-Цедека произвели свое действие, и министр внутренних дел отказался от осуществления своих предложений по «исправлению» религии. Изучение хасидизма вновь, как прежде, было разрешено.

 

26 менахем-ава 5739 года (19 августа 1979 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Йоэля бен Хананьи-Йом-Това-Липы Тейтельбаума из Сатмара (Сатмарский ребе).

Рабби Йоэль Тейтельбаум называемый также рабби Йойлиш родился в семье хасидских лидеров — сатмарских цадиков. Эта династия, была основана рабби Моше Тейтельбаумом из местечка Шатораульхей (см. 28 тамуза) и вела свою родословную от известных раввинов рабби Шмуэля-Элиэзера Эйдельса (рабби Маѓаршо, см. 5 кислева) и рабби Моше бен Исраэля Иссерлеса (Рама, см. 18 ияра). Отец Йоэля был раввином местечка Сигет, сам же рабби Йоэль в 23 года стал раввином закарпатского местечка Оршива, а через 5 лет был избран раввином городка Сатмар (сейчас Сату-Маре в Румынии). Он получил широкую известность во всей Трансильвании, так что местные общины соглашались утвердить нового раввина только после проверки его рабби Йоэлем. Он выступал против сионизма, в котором видел серьезнейшее нарушение Торы, хотя его взгляды не были такими крайними как у Мункачского (Мукачево) ребе.

Многие хасиды рабби Йойлиша погибли в Освенциме, а сам он попал в гетто Клойзенбурга (Клуж). Ему грозила отправка в лагерь смерти Берген-Бельзен, но он, вместе с группой хасидов, смог выбраться на «поезде Кастнера» в Швейцарию (см. 21 кислева). В 1945 сатмарский ребе переехал в Эрец-Исраэль, где стал лидером ультраортодоксальной, антисионистской общины. Правда, с его взглядами ему было там нелегко и он предпочел воссоздать свою общину в США в нью-йорском районе Вильямсбург, где поселилось множество венгерских евреев. 

Жители Вильямсбурга представляли разные направления хасидизма, но были согласны, чтобы их возглавил рабби Йоэль и через несколько лет Вильямсбург оказался слишком тесным для всех хасидов, так что сатмарский ребе создал новую общину Кирьяс-Йоэль близ города Монро (штат Нью-Йорк). Также кварталы сатмарских хасидов имеются в Лондоне и Антверпене.

Рабби Йоэль считал, что создание еврейского государства в Эрец-Исраэль нарушает принципы Ѓалахи и отдаляет приход Мошиаха. В 1953 году он стал раввином ультраортодоксальной иерусалимской антисионистской общины «Нетурей карта». однако остался жить в Нью-Йорке, регулярно посещая Израиль каждые несколько лет. Рабби Йоэль выступал против того, чтобы иврит — святой язык — использовался в повседневном общении, так что сатмарские хасиды в быту используют идиш.

Несмотря на разницу во взглядах рабби Йоэль поддерживал хорошие отношения с Ребе (хотя хасиды, от избытка чувств, часто вступали в перепалки). Рабби Йоэль дружил с выдающимися представителями литовского еврейства рабби Авраѓамом-Йешаей Карелицем (Хазон Иш) и Брискер равом (брестский раввин) Ицхаком-Зеевом Соловейчиком, и даже непримиримый противник хасидизма раввин Элиэзер Шах тоже высоко отзывался о сатмарском ребе.

 

29 менахем-ава 5572 года (7 августа 1812 года) — Из-за войны с Наполеоном Алтер ребе оставляет город Ляды. 

После вторжения Наполеона в Россию, Алтер ребе высказал мнение, что хотя в случае победы Наполеона материальное положение евреев станет более легким, их духовное состояние ухудшится — умножатся искажения веры и отказ от нее. Исходя из этого Алтер ребе предпринял все, что было в его силах, для того, чтобы оказать помощь российской армии и например, 12 Таммуза 5572 года (28 июня 1812 года), когда армия Наполеона вторглась в Россию, Алтер ребе послал нескольких своих хасидов в качестве шпионов в войско Наполеона, дав указание занять различные должностные посты во французской армии. 

Алтер ребе написал письмо-обращение ко всем евреям России и просил их о том, чтобы они встали на поддержку российского государства своим имуществом, работой и всем, что у них было. Письмо заканчивалось словами: «Не падайте духом и не придавайте значения временным победам ненавистника, ибо полная победа будет на стороне царя России». 

Алтер ребе не хотел оставлять Ляды, однако когда наполеоновское войско подступило к границам города, Алтер ребе, его домашние и еще около трехсот хасидских семей поспешно бежали из города. Перед отъездом ребе приказал забрать с собой все домашние вещи, включая кровати и столы, старые и обветшалые вещи — сжечь. Когда обоз уже отъехал на некоторое расстояние от города, Алтер ребе приказал вернуться и проверить, не осталось ли там каких-либо предметов или одежды (действительно, там нашли пару старых домашних тапочек). После этого Алтер ребе приказал сжечь дом. 

Заняв Ляды, Наполеон лично отправился к дому Алтер ребе. Увидев, что дом горит, он приказал тушить пожар, но пламя было таким сильным, что подойти к дому не удавалось. Поняв, что ни одной вещи из дома спасти не удастся, Наполеон обратился к жителям Ляд и попросил их доставить ему какую-либо вещь Алтер ребе: монету, посуду или что-либо подобное, пообещав тому, кто принесет ее, огромное вознаграждение. Все взялись за поиски, но ничего не нашли. 

Сто сорок дней Алтер ребе, а с ним триста семей, скитались в сопровождении российских солдат, пока не достигли деревни Пена, где смогли спокойно остановиться. Там же они узнали, что слова Алтер ребе осуществились, и войска Наполеона начали терпеть поражения. 

Когда Алтер ребе оставил Ляды, Хабад перенес свою столицу в Любавичи, где поселился Мителер ребе.

 

29 менахем-ава 5742 года (18 августа 1982) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Элиэзера-Зисе Португала (Скуленэр Ребе).

Рабби Элиэзер-Зисе (Лейзер-Зише) Португала родился в 1898 году в приграничном бессарабском местечке Скуляны (теперь — Скулены Унгенского района Молдовы) в семье скулянского раввина реб Исраэля-Авраама (Исрул-Аврум) Португала, автора трактата «Шем в'шеарис Исроэл». Отец был хасида Бухушского ребе — рабби Исраэля-Шулема-Йосефа Фридмана и Садагурского ребе — рабби Мордехая-Йосефа Фридмана.

Некоторое время Элиезер-Зисе жил при дворе Штефанештского Ребе — рабби Матесла из Ружинской (Садагурской) династии, учеником которого (а также и Бухушского Ребе) он себя считал всю жизнь. Здесь же подружился с другим хасидом Штефанештского Ребе, будущим Рыбницким Ребе (см. 24 тишрея) Хаимом-Занвлом Абрамовичем. Благодаря незаурядным способностям после смерти отца, в возрасте 17 лет был назначен раввином Скулян. В 1930-е годы раввин Португал переехал в Черновцы ко двору Садагурского Ребе — рабби Авраама-Янкова Фридмана. Во время Великой Отечественной войны был депортирован румынскими оккупационными властями в черновицкое гетто, затем в Транснистрию.

После освобождения вместе с единственным сыном вернулся в Черновцы и в 1945 году выехал в Бухарест, где открыл приют для осиротевших в войну еврейских детей. В 1959 году рабби Португал был арестован вместе с сыном по обвинению в шпионаже в пользу Израиля и США, но через год, после международного вмешательства, освобожден и весной 1960 годa уехал в США. Здесь он поселился в Бруклине, где основал международную сеть религиозных школ и благотворительности «Хесед ле-Аврум».

Рабби Португал стал хасидским ребе (Первым Скулянским ребе) в середине 1960-х гг., когда ему было уже за 60. При этом он продолжал свою благотворительную деятельность до самой смерти, и написал множество хасидских мелодий для собственной династии. В 1973 году он помог обосноваться в Бруклине своему давнему другу Рыбницкому Ребе рабби Хаиму-Занвлу, незадолго до того покинувшему Рыбницу. 

Рабби Элиэзер-Зисе Португал умер в 1982 году и был похоронен в еврейском поселении Монси, штат Нью-Йорк. Новым Скулянским Ребе стал его единственный сын реб Исраэль-Авраам. Теперь представители новой скулянской хасидской династии проживают в Бруклине, Монси и Монреале.

 

30 менахем-ава 2448 года (1313 год до н.э.) — Моше вырубил вторые скрижали. 

В последний день месяца ав Моше, по указанию Всевышнего, вырезал две скрижали, которые представляли собой каменные кубы размером 6 x 6 x 6 тфахим (то есть почти полметра в длину ширину и высоту). Они должны были выступить в качестве замены двум предыдущим, изготовленным самим Всевышним, на которых Он написал 10 заповедей и которые Моше разбил за 42 дня до этого, увидев евреев, поклонявшихся золотому тельцу.

Комментарии: НАШИ ДАТЫ
Нет добавленных комментариев