1 элула 2448 года (1313 год до н.э.) — Третье восхождение Моше на гору Синай.
Ранним утром Моше поднялся на гору Синай, неся с собой каменные плиты, чтобы Всевышний мог заново написать на них Десять заповедей.
На вершине горы Всевышний разрешил Моше увидеть Его спину, но не лицо (что великий мудрец и комментатор рабби Моше бен Маймон (Рамбам) интерпретировал как указание на возможность восприятия вещественности Всевышнего, но не Его сущности) и, поставив тем самым, преграду для человеческих возможностей познания Б га. И там же на вершине Синая Всевышний раскрыл Моше тринадцать атрибутов Б жественного милосердия.
Это было третье по счету, в период дарования Торы, 40-дневное пребывание Моше на горе Синай. Моше оставался на горе 40 дней, до 10 тишрея (Йом Кипур), все это время пытаясь добиться у Всевышнего полного прощения для еврейского народа, который поклоняясь золотому тельцу нарушил условия союза, заключенного у горы Синай.
Прощение было получено, и с этого времени месяц элул получил название месяца «Б жественного милосердия и прощения».
2 элула 5315 года (19 августа 1555 года) — Завершено написание книги «Шулхан арух».
Свод жизненных норм и правил поведения евреев «Шулхан арух» (название переводится как «Накрытый стол») был написан великим мудрецом рабби Йосефом Каро (1488-1575) в 1555 году в Цфате (Эрец-Исраэль). Впервые книга была напечатана в Венеции в 1565 году.
3 элула 5695 года (1 сентября 1935 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Авраѓама-Ицхака ѓа-Коѓена Кука.
Рав Авраѓам-Ицхак Кук родился в Латвии, в городе Даугавпилс (тогда Грива) и учился в знаменитой Воложинской йешиве, после окончания которой был раввином городов Жеймялис (Литва) и Бауска (Латвия). Прибыв в Эрец-Исраэль он возглавил общину Яффы, а во время Первой мировой войны, заставшей его в Англии, рав Кук стал раввином одной из лондонских общин. После возвращения в Эрец-Исраэль во времена британского мандатного управления страной он стал главой религиозных сионистов Святой земли и в 1920 году стал первым главным ашкеназским раввином Эрец-Исраэль.
Перу выдающегося философа и мистика рава Кука принадлежит множество книг и статей, а его самого считают отцом-основателем движения религиозного сионизма.
5 элула 5537 года (7 сентября 1777 года) — Первая хасидская алия. Прибытие хасидов в Эрец-Исраэль
В месяце адар этого года группа хасидов во главе с учениками межерического Магида — рабби Менахемом-Мендлом из Витебска (см. 1 ияра), рабби Авраѓамом из Калиска и рабби Исраэлем из Полоцка двинулись из России в Эрец-Исраэль. Вначале пути к ним присоединился Алтер ребе. Его ученики просили, чтобы он не оставлял их, однако, он ответил им словами мудрецов: «Твоя жизнь – первей».
Алтер ребе вместе с домашними и братьями, вышли в путь и добрались до Могилева, стоящего на берегу Днестра, рядом с тогдашней турецкой границей. Здесь рабби Менахем-Мендл из Витебска на протяжении трех недель уговаривал Алтер ребе не оставлять евреев Белоруссии и Литвы и наконец добился его согласия. Остальные погрузились на несколько кораблей и отправились в путь. Во время путешествия буря потопила один из кораблей. Из 80 хасидов спастись удалось лишь 30. Но, наконец, после долгого путешествия 5 элула путешественники сошли на Святую землю
Первоначально они поселились в Цфате, однако трудности жизни в этом городе вынудили их перебраться в город Тверия на берегу озера Кинерет.
7 элула 2367 года (1394 год до н.э.) — Повторный брак Амрама и Йохевед, родителей Моше.
Они развелись после того, как египетский фараон издал указ об умерщвлении всех родившихся еврейских мальчиков. После этого глава колена Леви Амрам, как один из руководителей еврейского народа, призвал всех мужчин отдалиться от своих жен, чтобы не способствовать исполнению злодейского плана.
Евреи прислушались к его призыву, но через несколько дней Мирьям, шестилетняя дочь Амрама и Йохевед, упрекнула отца, сказав, что если указы фараона направлены против появления на свет еврейских мальчиков, то его призыв направлен против появления, как мальчиков, так и девочек.
Прислушавшись к совету дочери, родители Моше воссоздали семью, а спустя шесть месяцев, 7 адара, родился Моше-рабейну (Моисей)
7 элула 2449 года (1312 год до н.э.) — Смерть разведчиков.
8 ава разведчики, отправленные Моше на обследование Земли Обетованной, вернулись с задания, неся с собой зримые свидетельства плодородия и обильности той земли, Плоды, поражали своими превосходным вкусом и гигантскими размерами, например для переноски огромной грозди винограда, требовалось как минимум двое взрослых мужчин. Но одновременно с демонстрацией замечательных свойств земли, обещанной еврейскому народу, разведчики принялись пугать народ рассказами о том, что эта земля пожирает живущих на ней, о могучих великанах, живущих на земле Кнаан и о том, что они, разведчики, выглядели в их, великанских глазах, словно муравьи. После этого разведчики заявили, что мол, несмотря на обещание Всевышнего, эту землю завоевать невозможно. К чему это привело стало понятно на следующий день, 9 ава.
История с разведчиками показала, что евреи не были готовы завоевать землю Ханаана и сделать ее «Святой землей» и тогда Б г решил, что все люди этого поколения умрут в пустыне, а вместо них на эту землю придут их дети. Евреи поколения Исхода умирали в течение 38 лет, но в числе первых были те 10 разведчиков, что возвели напраслину на Эрец-Исраэль.