Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

НАШИ ДАТЫ

Понедельник, 16. Сентябрь, 2019 - 4:13

20320_n.jpg


 

15 элула 5657 года (12 сентября 1897) — Ребе Шолом-Дов-Бер основал в Любавичах йешиву «Томхей Тмимим». 

Во время трапезы, устроенной по поводу свадьбы своего сына рабби Йосеф-Ицхака рабби Шолом-Дов-Бер (пятый Любавический ребе, ребе Рашаб) объявил об основании йешивы, в которой будут сочетаться изучение Торы и хасидизма. 

Через два года в 5659 году в ночь праздника Симхат Тора, ребе Рашаб сказал: «Йешива, основанная милостью Б га высшего, пока без названия. И ныне нарекаю я ей имя «Томхей-Тмимим» («Поддерживающий чистых»), а студенты, обучающиеся в ней, и ведущие себя в соответствии с ее духом, называются тмимим».

 

15 элула 5760 года (15 сентября 2000 года) — открытие йешивы «Томхей тмимим» в Одессе.

За 100 лет, прошедших с момента создания первой «Томхей тмимим» аналогичные учебные заведения появились во многих странах мира, причем традиционно учебный год в этих йешивах начинается с 15 элула. После распада СССР «томхейтмимиевская» очередь дошла, наконец-то и до стран бывшего Советского Союза. А в 2000 году начала свою работу йешива «Томхей тмимим-Одесса».

 

17 элула 1656 года (2105 год до н.э.) — Ноах отправляет на разведку голубя. 

После неудачного разведывательного полета ворона (см. 10 элула), Ноах выпустил с борта ковчега голубя. Голубь тоже не нашел места, где смог бы приземлиться и вернулся в ковчег ни с чем, а Ноаху пришлось отложить следующую попытку на семь дней. 

 

17 элула 5503 года (5 сентября 1743 года) — Свадьба родителей Алтер ребе. 

 В этот день в городе Лиозно стали под хупу рабби Борух и ребецн Ривка, а ровно через два года и один день у них родился мальчик, названный Шнеуром-Залманом (см. 18 элула 5505 года).

 

17 элула 5747 года (11 сентября 1987 года) — Ребе закладывает «краеугольный камень» для расширения «Дома ребе в Вавилоне (т.е. в диаспоре)». 

На фарбренгене, устроенном 4 элула того года Ребе объявил о необходимость строительства новых зданий - зданий Торы, Служения и благотворительности (это аллегорическое высказывание, так как в трактате «Пиркей авот» сказано, что мир стоит на трех вещах — на Торе, служении и благотворительности»). Тогда же было принято решение о строительстве нового расширенного здания Большой йешивы.

 

18 элула 5369 года (17 сентября 1609 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Йегуды-Ливы бен Бецалеля (Маѓараля) из Праги.

В этот день отмечается йорцайт выдающегося мыслителя и мудреца Торы, каббалиста и многолетнего лидера пражской еврейской общины рабби Йеѓуды-Ливы, также известного как Маѓараль. Рабби Йеѓуда был потомком царя Давида, а среди его потомков — основатель Хабада Алтер ребе. Маѓараль был в хороших отношениях с германским императором Рудольфом, ценившим его знания и мудрость и рабби Йеѓуда неоднократно использовал эту дружбу для защиты общины от притеснений. Кроме того, рабби известен тем что создал голема (фигуру из глины, которую он оживил, используя знание кабалы), предназначенного для защиты пражских евреев от нередких в те времена погромов.

Примечание: В знаменитом романе Стругацких «Понедельник начинается в субботу» есть глава «Суета вокруг дивана», где активно действует диван со знаменитым Белым тезисом, принадлежавший, как написано в книге, придворному алхимику императора Рудольфа Льву бен Бецалелю. Так вот «придворный алхимик Лев» — это и есть наш рабби Йеѓуда-Лива бен Бецалель. А как его еще могли назвать в советской книге на 40-м году советской власти?

 

18 элула 5458 года (25 августа 1698 года) — День рождения рабби Исраэля Баал Шем-Тов (Бешт).

18 элула 5458 года у мудреца и праведника рабби Элиэзера и ребецн Сары из поселка Окуп родился сын.

На момент рождения сына его отцу было сто лет, а матери девяносто. Мальчик родился необычным: в возрасте трех месяцев он уже ходил и разговаривал. Когда ему было полтора года его отец умер, перед уходом наказав сыну, чтобы он не боялся никого, кроме Всевышнего. В годовщину смерти отца, умерла его мать, и горожане взяли сироту под свою опеку. 

 

18 элула 5489 года (12 сентября 1729 года) — пророк Ахия из Шило открывается Баал Шем-Тову и становится его учителем. 

Сам рабби Исраэль рассказывал: «…В день, когда мне исполнилось 26 лет, 18 элула 5489 года, в городе Окуп, в полночь, мне раскрылся мой учитель и наставник Ахия из Шило. Первый урок был посвящен недельной главе «Брейшит». 

Пророк Ахия учился с Бештом в течение 10 лет, раскрывая ему тайны Торы. 

 

18 элула 5494 года (16 сентября 1734 года) — Раскрытие Бешта. 

Спустя 10 лет с начала учебы под руководством пророка Ахии и по настоятельному требованию учителя рабби Исраэль раскрылся миру как Баал Шем-Тов (в переводе с иврита это значит «Обладатель Доброго Имени», то есть знаток кабалы). 

До этого рабби Исраэль в течение шести лет отказывался раскрываться, за что впоследствии от его жизненного срока было отнято 6 лет. 

 

18 элула 5505 года (15 сентября 1745 года) — День рождения Алтер ребе. 

Хотя со дня свадьбы рабби Боруха и ребецн Ривки прошло 10 месяцев, у них не было детей и они решили отправиться к Баал Шем-Тову (Бешту). 

Каждый год, в свой день рождения, 18 элула, Бешт устраивал трапезу и произносил слова Торы. Во время трапезы рабби Баал Шем-Тов сказал рабби Боруху: «Как раз к этому времени через год вы будете обнимать сына». 

В среду, 18 элула 5505 года, у рабби Боруха и ребецн Ривки родился сын, которого назвали Шнеур-Залман, в честь дедушки по отцу. 

 

18 элула 5508 года (11 сентября 1748 года) — Опшерниш (первая стрижка) Шнеура-Залмана (будущий Алтер ребе) Баал Шем-Товом. 

Когда рабби Борух, отец Алтер ребе, приехал к Бешту на дни Рош ѓа-Шана 5508 года, он рассказал учителю о своем намерении привезти к нему сына, когда в третий день рождения малыша нужно будет в первый раз постричь. Рабби Бешт дал свое согласие.

18 элула 5508 года, ребецн Ривка и ее свояченица, ребецн Двора-Лея, вместе с ребенком приехали в Меджибож. Бешт подстриг ребенка и велел женщинам сразу же отправляться обратно домой, не говоря между собой о том месте, где они побывали. Всю дорогу малыш спрашивал, что за еврей подстриг ему волосы, на что мама отвечала ему: «Это дедушка». 

 

18 элула 5573 года (13 сентября 1813 года) — Мителер ребе поселяется в Любавичах. 

После ухода из этого мира Алтер ребе, его сын — Мителер ребе — несколько месяцев провел в Кременчуге. Украинские хасиды просили, чтобы ребе поселился на Украине, но хасиды Белоруссии также отправляли к нему делегации с просьбами обосноваться среди них. В конце концов, «белорусские» взяли верх и, Мителер ребе после праздника Шавуот отправился в Белоруссию. 

102 года Любавичи был резиденцией четырех поколений руководителей Хабада и центром хасидизма для сотен тысяч хасидов России и других государств мира. 

 

18 элула 5657 года (15 сентября 1897 года) — начало занятий в йешиве «Томхей-Тмимим» в Любавичах. 

Как говорилось выше, йешива «Томхей-Тмимим» была основана 15 элула, однако, действительное начало занятий пришлось на 18 элула. Вот что писал об этом шестой Любавический ребе, рабби Йосеф-Ицхак: «В день Тов месяца элул (тов — «благо» (иврит), гиматрия этого слова соответствует числу 17, т.е. Тов элул — 17 элула) мой отец, пятый Любавический ребе, избрал 18 первых учеников и передал их в руки известного хасида рабби Шмуэл-Грунема Эстермана из города Зембина, для того, чтобы он учил хасидизму. 

А 18 элула, во время моей трапезы «Шева брахот» (свадебной трапезы), папа сказал: «Сегодня 18 элула, знаменательный день, в который родились Алтер ребе и учитель наш, Баал Шем-Тов. И в этот святой день я основываю йешиву <…> йешиву, которая даст учеников, обладающих самопожертвованием во имя Торы и Служения путями хасидизма…». 

 

20 элула 5766 года (13 сентября 2006 года) — В Одессе начато написание нового свитка Торы.

В этот день в синагоге на улице Осипова, 21 в присутствии сотен людей началось написание нового свитка Торы. Честь написания первой буквы была предоставлена предпринимателю и другу общины Г ну Маноаху Голану, который и выделил средства на написание этого свитка.

 

21 элула 5524 года (18 сентября 1764 года) – Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Йонатана Айбешица из Праги.

Рабби Йонатан бен Натан Ната Айбешиц (иногда встречается написание его фамилии как Айбенщюц, Эйбеншюц и Эйбшюц) родился в 1690 в Кракове, в семье потомков известного раввина Натан Нета Шапиро (среди его потомков рабби Пинхас из Кореца (см. 10 элула)) и учился в йешивах Польши, Вены и Моравии. После этого рабби Йонатан руководил йешивой в Праге, был главой пражского суда и раввином французского города Мец, а также раввином «Трех общин» — городов Альтоны, Гамбурга и Вандсбека.

Рабби Йонатан получил известность как каббалист и блестящий оратор-проповедник, а также как один из самых выдающихся талмудических ученых своего времени, многое сделавший для развития пилпула, одного из методов анализа текстов Талмуда. 

Рабби Йонатан ушел из этого мира в 1764 году. Похоронен он на знаменитом кладбище еврейского квартала Праги.

 

21 элула 5699 года (5 сентября 1939 года) — Рабби Йосеф-Ицхак перебирается из Отвоцка в Варшаву. 

1 сентября 1939 года вторжением немецких войск в Польшу началась Вторая мировая. После ее начала шестой Любавический ребе рабби Йосеф-Ицхак (ребе Раяц) решает оставить Польшу и вернуться в Ригу. 

21 элула (5 сентября) в 3 часа пополудни ребе Раяц оставил Отвоцк и направился в Варшаву. Оставляя город, куда он приехал четыре года назад, рабби Йосеф-Ицхак плакал. 

По дороге в Варшаву немцы накрыли их своим огнем. Все пассажиры, оставили машины, спрятавшись у края дороги, но ребе сказал своим домашним, что бояться нечего, «поскольку Отец сейчас работает за нас». 

Когда они прибыли в Варшаву, выяснилось, что из-за войны невозможно выехать в Латвию. Ребе пробыл в Варшаве до 2 тевета (14 декабря), когда буквально чудом ему удалось вырваться в Ригу.

 

21 элула 5700 года (24 сентября 1940 года) – Торжественное открытие рабби Йосефом-Ицхаком центра движения Хабад в США.

По такому поводу, как и полагается у хасидов был устроен фарбренген. ШтаБ квартирой движения стал дом «Севен севенти» — здание под номером 770 на бруклинской улице Истерн-парквэй.

Комментарии: НАШИ ДАТЫ
Нет добавленных комментариев