22 элула 5177 года (3 сентября 1417 года) – Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Яакова Молино (сокращенно Маариль), прозванного «отцом ашкеназских обычаев».
Рабби Яаков, родившийся в 1365 году был лучшим учеником рабби Меира из Вены и считается крупнейшим законодательным (ѓалахическим) авторитетом всего европейского (ашкеназского) еврейства той поры.
К этому времени у раввинов появились две «научные школы» — ашкеназская и сефардская (немецкая и испанская) — использовавшие разные методики для принятия законодательных решений. Обе методики основывались на традициях полученных по цепочке поколений, и рабби Маариль прославился как ревностный защитник и хранитель ашкеназских традиций, включая даже самые незначительные обычаи, например, такие как мелодии праздничных молитв.
23 элула 1656 года (2105 год до н.э.) — Голубь приносит в клюве оливковую ветвь.
На 301-й день Вселенского Потопа Ноах во второй раз отправляет голубя на разведку. На этот раз голубь летал целый день и лишь под вечер вернулся с оливковой веточкой в клюве. Из этого Ноах понял, что вода пошла на убыль, кое-какая растительность уже возвышается над водой, так что скоро можно будет завершать плавание.
23 элула 5697 года (30 августа 1937 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Меира-Шломо Яновского.
Рабби Меир-Шломо Яновский — отец ребецн Ханы и дедушка нашего Ребе, известный мудрец, знаток Торы и хасидизма. Его дедушка мудрец и праведник рабби Авраам-Давид Лавут, автор книги «Шаар ѓа-колель» был раввином города Николаева и после его ухода из этого мире рабби Меир-Шломо получил предложение занять этот пост.
24 элула 5693 года (15 сентября 1933 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Исраэля-Меира ѓа-Коѓена Пупко (Хафец Хаим).
Рабби Исраэль-Меир из польского местечка Радин был одним из лидеров предвоенного еврейства Европы. О его скромности и порядочности рассказывали легенды, которые впрочем, были чистой правдой. Его перу принадлежит множество трудов (например «Махане Исраэль» («Стан Израиля») — руководство по соблюдению предписаний Галахи для солдат-евреев в царской армии), но самые известные из них — «Мишня брура» — кодекс еврейских законов, который часто публикуют вместе с «Шулхан арухом» и «Хафец хаим» («Жаждущий жизни») — книга о вреде злословия. Иллюстрируя вред сплетен и злословия, рабби Исраэль-Меир приводит пример — человек, поедающий свинину, нарушает одну заповедь, а распускающий сплетни — 31. Разница налицо, впрочем, от поедания свинины тоже стоит воздержаться (чтобы не нарушить 32 заповеди). А название книги, как часто случалось в еврейских кругах, стало именем собственным ее автора.
25 элула до сотворения мира (3761 год до н.э.) — Первый день Творения.
Вообще-то это абстрактное 25 число. На тот момент никакого элула не было (то есть был, но чисто теоретически, в замыслах Всевышнего) Однако, поскольку летоисчисление начинается с 1 числа месяца тишрей, и этот день был шестым днем Творения, то можно рискнуть присвоить первому дню соответствующий день месяца.
В этот день была сотворена реальность, время, материя, свет и тьма. Не так уж мало для первого дня…
25 элула 3426 года (335 год до н.э.) — Отстроены стены Иерусалима.
Крепостные стены, окружавшие город лежали в руинах 88 лет, с момента разрушения Иерусалима и Первого Храма вавилонянами. Их восстановление было дело рук Нехемьи — одного из лидеров вернувшихся из вавилонского изгнания евреев. Нехемья занимал важную и почетную должность при дворе персидского царя Артахшасты, однако добровольно вернулся в Эрец-Исраэль возрождать страну. Под его руководством стена, окружающая Иерусалим была отстроена менее чем за два месяца, всего за 52 дня (при том, что иерусалимцы работали через день, попеременно исполняя роли строителей и охранников, отбивавших набеги соседних народов)
25 элула 3862 года (27 августа 102 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Элазара бен Шимона.
Рабби Элазар бен Шимон был сыном величайшего каббалиста, рабби Шимона бар Йохая. Вместе с отцом рабби Элазар 13 лет скрывался от римлян в пещере, вместе с ним учил Тору и постигал тайны Каббалы. Рабби Шимон однажды сказал. что если положить на одну чашу весов всех мудрецов мира, а на вторую — его сына Элазара, то Элазар перевесит всех. Агада рассказывает, что Моисей (Моше) обладал пророческим даром, и ему было известно, что в далеком будущем, через тысячу лет, у великого мудреца по имени Шимон будет сын Элазар. И вот, одного из своих сыновей Моше назвал Элазаром, в честь еще не рожденного мудреца.
25 элулуа 5546 года (18 сентября 1786 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Ихиэля-Михла из Злочева.
Как часто случалось, отец Ихиэла-Михл, рабби Ицхак из Дрогобыча был ярым противником хасидизма (был, пока не встретился с рабби Баал Шем-Товом). Рабби Ихиэль-Михл был одним из преданных учеников основателя хасидизма рабби Исраэля Баал Шем-Това, а затем и Межеричского магида, и героем многих чудесных историй про него и его учителей. Ему принадлежит авторство известного нигуна, который так и называется «Реб Михл из Злочева». Сам реб Михл однажды сказал, что если человек, попавший в беду, будет петь эту песню, то он приложит все усилия, чтобы спасти его. Хотя, добавлял, реб Михл, это не отменяет обязанности просить о спасении Б га.
Среди учеников рабби Михла наибольшую известность получили рабби Авраѓам-Йеѓошуа Ѓешель из Апты (Аптер ребе, см. 5 нисана) и рабби Мордехай из Несвижа (см. 8 нисана).
25 элула 5505 года (22 сентября 1745 года) — Введение в союз Авраама-авину Шнеура-Залмана Шнеерсона.
Будущий основатель движения Хабад вошел в союз Авраама-авину (то есть был подвергнут обрезанию) на восьмой день, как и полагается по законам Торы. Тогда собственно он и получил свое имя — Шнеур-Залман.
26 элула до сотворения мира (3761 год до н.э.) — Второй день Творения.
Во второй день Творения Всевышний отделил воды небесные от вод земных создав между ними воздушное пространство, где мы с вами и находимся. И еще в этот день был создан свод, который Всевышний назвал «небо».
27 элула до сотворения мира (3761 год до н.э.) — Третий день Творения.
В этот день нижние воды были собраны в моря-океаны и отделены от суши. В этот же день на поверхности земли появились трава и плодовые деревья. В этот день Всевышний, глядя на свои деяния дважды сказал «Это хорошо», чего не говорил ни в первый ни во второй день (тогда все еще было что называется «в процессе», а сейчас стали видны вполне зримые и осязаемые плоды, причем плоды в буквальном смысле этого слова).
Третий день Творения был вторником и поскольку в этот день Б г дважды сказал «Это хорошо» вторник у евреев считается удачным днем. А вот у англичан хорошим днем почему-то считается среда. Видимо до них поздно дошло…
27 элула 5615 года (10 сентября 1855 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Шалома Рокеаха (Белзер ребе).
Рабби Шалом Рокеах был потомком великого гаона (гения, мудреца высочайшего уровня) рабби Элиэзера из Амстердама, автора книги «Маасе Рокеах» (см. 27 тишрея). Рано осиротев, он учился в доме своего дяди, скулянского раввина рабби Иссахара-Бера. Его учителями хасидизма были рабби Авраѓам-Йеѓошуа Ѓешель из Апты (Аптер ребе, см. 5 нисана), рабби Исраэль из Кожниц (Кожницкий магид), рабби Ури из Стрелиска, но главным учителем юноши был знаменитый слепой мудрец Яаков-Ицхак ѓа-Хозе ми-Люблин («Провидец из Люблина», см. 9 ава). Рассказывают, что при рождении «Провидец» получил дар видеть всю землю от края до края, однако, взглянув на этот мир, упросил Всевышнего ограничить его дар 400 верстами. По рекомендации Хозе, рабби Шалом был назначен раввином в Белз (город в Львовской области. Не путайте с городом Бэлц (Бельцы), который в Молдавии). Здесь рабби Рокеах прожил всю свою жизнь, основав свою ветвь хасидизма — белзский хасидизм и положив начало династии Белзских ребе.
28 элула до сотворения мира (3761 год до н.э.) - Четвертый день Творения.
В этот день Всевышний создал небесные светила и звезды. Первоначально были созданы два равновеликих светила - ночное и дневное, однако, как рассказывают предания луна возмутилась и заявила, что двум равным светилам быть невозможно - одно непременно должно быть больше. Ее желание было выполнено и ее размеры были уменьшены.