Printed from chabad.odessa.ua

НАШИ ДАТЫ

Пятница, 18. Октябрь, 2019 - 9:05

20320_n.jpg22 тишрея 5589 года (30 сентября 1828 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Аѓарона ѓа-Леви Горовица из Староселья (Старосельский ребе)

Рабби Аѓарон бен Моше ѓа-Леви Горовиц был любимым учеником Алтер ребе. Он происходил из почтенной и уважаемой семьи и был восьмым поколением потомков автора книги «Шней лухот ѓа-брит» («Две скрижали завета»).

С юных лет рабби Аѓарон отличался необыкновенными способностями. Став хасидом рабби Шнеура-залмана (Алтер ребе) будучи еще совсем молодым, он очень сильно сдружился с его сыном Дов-Бером (будущий Мителер ребе). Рабби Аѓарон стал лучшим и любимым учеником рабби Шнеура-Залмана и когда учитель переселился в Ляды то ученик последовал за ним. Незадолго до ухода Алтер ребе из этого мира, у рабби Аѓарона возникли расхождения во взглядах с рабби Дов-Бером и оставив Алтер ребе он поселился в белорусском местечке Староселье. После того как Алтер ребе ушел из этого мира, многие хасиды признала приемником его сына Мителер ребе, но часть хасидов ушла к Старосельскому ребе. Лишь во время правления третьего Любавического ребе Цемах Цедека удалось объединить любавичскую и старосельскую ветвей Хабада.

Кстати, рабби Аѓарон пользовался любовью и уважением даже среди хасидов Мителер ребе, которые говорили, что Старосельский цадик «гений, хасид, праведник, великий мудрец, чистый душой», добавляя при этом «но не ребе».

 

23 тишрея 5702 года (14 октября 1941 года) — Шестой Любавический ребе рабби Йосеф-Ицхак объявляет о написании свитка Торы к встрече Мошиаха. 

Начало написания свитка было назначено на 20 хешвана, день рождения предыдущего ребе, рабби Шолома Дов-Бера, однако действительное начало написания свитка было отложено до 2 ияра.

 

24 тишрея 5559 года (4 октября 1798 года) — Алтер ребе арестован и отправлен в свое первое заключение в Петербурге. 

Хасиды Алтер ребе по его указанию занимались поддержкой еврейских семей живших в Эрец-Исраэль, для чего в 1787 году была основана организация «Колель Хабад». Однако, противники хасидизма составили донос на Алтер ребе, основной мыслью которого было то, что Залман Борухович (Алтер ребе) бунтует против царя, отсылая в Турцию (тогдашний враг России) крупные суммы денег. 

Донос подействовал и в холь ѓа-моэд Суккот в Лиозно прибыл отряд полиции, чтобы арестовать Алтер ребе и доставить его в Петербург. 

Алтер ребе не стали арестовывать сразу же, не желая мешать празднику, но поздно вечером 24 тишрея за Алтер ребе все-таки пришли. Его посадили в черную карету («черный воронок» тех времен) и в сопровождении вооруженной охраны отправили через Витебск в Петербург. 

 

24 тишрея 5561 года (13 октября 1800 года) — Второе заключение Алтер ребе в Петербурге. 

После освобождения Алтер ребе из его первого заключения противники хасидизма продолжили войну. На сей раз донос был направлен не лично на Алтер ребе, как в первый раз, а на учение хасидизма в целом. Утверждалось, что учение хасидизма как таковое противоречит идее материального царства. 

Донос был принят властями, но в отличие от первого раза, когда в Петербург «бунтовщик» был доставлен в сопровождении солдат, во второе заключение Алтер ребе отправился в свободной карете. Само заключение было также более легким — в первый раз он содержался в Петропавловской крепости, а сейчас — в здании Тайного совета. 

На протяжении двух месяцев, с 28 тишрея по 27 кислева, состоялось свыше 20 заседаний, в которых принимали участие специалисты занимавшиеся исследованием религии, идей Каббалы и летописей Израиля. Алтер ребе доступно отвечал на все вопросы, иногда на русском, иногда на иврите (в этом случае его сын, рабби Моше переводил сказанное). 

Спустя два месяца расследований и допросов чиновники убедились, что Тора хасидизма не противоречит материальному царству и 27 кислева Алтер ребе был освобожден из заключения. 

 

24 тишрея 5688 года (20 октября 1927 года) — Шестой Любавический ребе, рабби Иосеф-Ицхок (ребе Раяц), покидает СССР и поселяется в Риге (Латвия). 

После того, как 12 тамуза ребе Раяц был освобожден из заключения и вернулся домой, стало очевидно, что Евсекция не успокоится. Опасность нового заключения оставалась вполне реальной и выход был только один — уехать. Благодаря усилиями группы, возглавляемой депутатом латвийского сейма Мордехаем Дубиным, советские власти разрешили ребе Раяцу выехать в Ригу. Однако разрешения на выезд членов его семьи получено не было — их хотели оставить в качестве заложников для того, чтобы не давать ребе возможность вести антисоветскую деятельность. 

И хотя разрешение на выезд ребе Раяца, было большой победой, он не пожелал выезжать из страны без семьи. Дубин продолжил свои старания, и разрешение на выезд всех членов семьи ребе было получено, однако библиотеку ребе власти вывезти не позволили. Ребе Раяц заявил, что не оставит страну без библиотеки и в конце концов, усилия Дубина позволили ребе выехать из СССР вместе с семьей и библиотекой. 

Когда в Риге, ребе Раяца спросили о самочувствии после всего, что он перенес, ребе ответил: «Если кто-нибудь предложит мне продать за миллиард одно мгновенье будущих мучений, я не куплю, а если кто-нибудь захочет купить у меня за миллиард секунду мучений прошлых, я не продам».

 

24 тишрея 5542 года (13 октября 1781 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) Яакова-Йосефа бен Цви ѓа-Коѓена Каца из Полонного.

Рабби Яаков-Йосеф был потомком известных раввинов и каббалистов —рабби Шимшона бен Песаха из Острополя (см. 20 сивана), рабби Йом-Това Липмана Геллера и, рабби !осефа ѓа-Коѓена и получил хорошее образование (в том числе и изрядные познания по каббале). 

Первоначально он возглавлял общину Шаргорода и был ярым противником нарождавшегося движения хасидизма. Однако, встретившись с рабби Исраэлем Баал Шем-Товом, он буквально в течение нескольких часов превратился в его преданного сторонника и ближайшего ученика. Это привело к конфликту с общиной и ему пришлось покинуть город. Он возглавлял общины Рашкова и Немирова и даже пытался уехать в Эрец-Исраэль, но безрезультатно и в конце концов стал сначала проповедником (магидом), а затем и раввином общины в волынском местечке Полонное.

Рабби Яаков-Йосеф был старшим и наиболее образованным (с талмудической точки зрения) учеником Баал Шем-Това, но после смерти учителя хасидское движение возглавил Межеричский магид рабби Дов-Бер из Межирича (см. 19 кислева). Рабби Яаков не стал главой какой-либо хасидской общины, но его сочинение «Толдойс Яаков-Йосеф» («Повествование Яакова Иосефа») было первой книгой хасидизма и оказало большое влияние на становление хасидского движения. 

Противник хасидизма — миснагдим — скупали книгу и уничтожали ее. Дошло даже до публичного сожжения книги (это случилось в Бродах перед домом рабби Йехиэля-Михаэля из Злочева). Миснагдим называли книгу «сосудом нечестия, источником мрака, вместилищем всевозможных ядов», а хасиды в свою очередь заявляли, что «не было на свете книги, равной этой». 

Рабби Йосеф был старейшим учеником Баал Шем-Това (он был даже старше учителя) и хотя год его рождения в точности неизвестен, согласно преданиям он прожил 110 лет. 

 

24 тишрея 5756 года (18 октября 1995 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Хаима-Занвела Абрамовича (Рыбницер ребе).

 Основатель рыбницкой хасидской династии рабби Хаим-Занвел родился в 1902 году в молдавском местечке Ботошаны. Его отец умер, когда мальчику было три года и он вырос при дворе Штефанештского ребе — рабби Матитьягу (реб Матесл), последователем которого он себя считал всю жизнь. Реб Матесл заменил ему отца и самолично учил ребенка читать и писать. Здесь же Хаим-Занвел сдружился со своим ровесником и будущим Скулянским ребе, а пока — штефанештским хасидом —Лейзером-Зисей Португалом (см. 29 ава). Когда мальчик подрос реб Матесл отправил его в знаменитую кишиневскую йешиву Цирельсона, где тот получил смиху (аналог раввинского диплома) из рук самого рош-йешива рабби Иегуды-Лейба Цирельсона. 

Хаим-Занвел женился на ребецн Сурке и служил раввином в различных городках Бессарабии, где его и застала Великая Отечественная война. В июле 1941 года он был депортирован румынскими оккупационными властями в Рыбницкое гетто (Транснистрия), пережил оккупацию и после войны остался в Рыбнице, где приобрел среди еврейского и нееврейского населения известность как чудотворец. Его образ жизни, разительно отличался от общепринятого в послевоенное советское время, прежде всего своим аскетизмом. Рабби Хаим-Занвел проводил в молитве ежедневно по 6-8 часов, посыпая себе голову пеплом приблизительно с трех часов ночи, уделял большое внимание частым омовениям и другим очищающим ритуалам, включая голодание и депривацию сна (попросут говоря, не давал себе заснуть). Также он ежедневно, вне зависимости от погоды, окунался в Днестр. В местной еврейской общине рабби Хаим-Занвел выполнял роли моѓеля, резника и кантора в одном лице. Он принимал тысячи посетителей ежегодно, в основном молдавских и украинских евреев. Это был настоящий хасидский цадик, чудом сохранившийся в Советском Союзе. Многие семьи старались посетить его хотя бы раз в году, и такая практика продолжалась и по переезде его в США.  

В 1972 году Рыбницкий ребе получил разрешение на выезд в Израиль и поселился в Иерусалиме, а ещё через год перебрался в Бруклин, где к тому времени уже жил друг его детства Скулянский Ребе и некоторые другие последователи Ружинской династии. После смерти супруги рабби Хаим-Занвел вел полукочевой образ жизни, переезжая из общины в общину, от Флориды до Калифорнии до тех пор, пока состояние его здоровья не ухудшилось и он не осел в еврейском поселении Монси в штате Нью-Йорк, где оказался на попечении общины. Здесь у него быстро появились последователи и он даже основал две Рыбницкие синагоги: в Монси и в бруклинском районе Боро-Парк (там же, где находится и штаб-квартира Хабада — «Севен севенти»).

 

25 тишрея 5571 года (23 октября 1810 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Леви-Ицхака бен Меира Дербаремдикера из Бердичева.

Рабби Леви-Ицхак бен Меир родился в местечке Гусаков и был выходцем из старинного раввинского рода. Будучи достаточно молодым человеком, по предложению своего наставника, рабби Шмуэля (Шмельке) из Никольсбурга (см. 2 ияра) он отправился в Межерич и стал одним из учеников рабби Дов-Бера из Межерича (Межеричского маггида). Позже он работал в Литве и Украине, и был основателем хасидизма в центральной Польше. 

Рабби Леви-Ицхак был одним из самых любимых народом цадиков, заслужив прозвище «защитник Израиля» потому что в любом самом неприглядном поступке еврея он старался увидеть нечто хорошее. Во время молитвы он часто обращался к Творцу именуя его на идиш «дер Баремдикер» («милосердный») и это обращение стало фамилией его потомков (некоторые из них до недавнего времени жили в Одессе). 

Рабби Леви-Ицхак был раввином в нескольких городах, но последние 25 лет своей жизни он занимал пост раввина города Бердичева. Он не стал основателем династии, однако, у него было много учеников, наиболее известный из которых Яаков-Ицхак ѓа-Леви Горовиц «Провидец из Люблина». Согласно хасидскому преданию, после смерти рабби Леви-Ицхака в Бердичеве больше не было городского раввина — все занимавшие этот пост именовались море ѓораа («учитель»). 

Похоронен рабби Леви-Ицхак в Бердичеве и его могила до сих пор является местом паломничества хасидов.

 

25 тишрея 5600 года (3 октября 1839) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Моше Софера (Хатам Софер) из Прессбурга.

Рабби Моше был известным ѓалахическим авторитетом и лидером ортодоксального еврейства, известным в еврейском мире как Хатам Софер, по имени одной из своих книг.

Хатам Софер занимал посты раввина в моравском городе Дрежнице и в прусском Маттерсдорфе, а с в 1806 года стал раввином Прессбурга (Братислава, сейчас Словакия, тогда — Венгрия), где на тот момент была самая значительная еврейская община Венгрии. Рабби Моше занимал этот пост до конца жизни, основав в Прессбурге знаменитую йешиву, самую большую со времен вавилонских академий. 

Хотя рабби Моше и был противником новый методов обучения, предложенных лидерами реформистов, он не возражал против изучения светских наук, если это не мешает традиционному образу жизни и служит для добывания средств к существованию. В своей борьбе с лидерами реформистов рабби Моше пользовался достаточно необычными для тех времен методами — едкими остроумными эпиграммами и броскими лозунгами, вроде «Нужно больше смелости, чтобы усиливать строгость, а не облегчать».

Также Хатам Софер положил конец горячим дебатам по вопросу, можно ли считать «Шулхан арух» окончательным авторитетным сводом законов, и теперь полное подчинение установлениям «Шулхан арух» стало одной из основополагающих доктрин ортодоксального иудаизма.

 

26 тишрея 5589 года (4 октября 1828 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Ашера бен Аѓарона Перлова из Столина.

Рабби Ашер был сыном знаменитого рабби Аѓарона «Великого» (Аѓарон ѓа-Годоль) из Карлина — основателя хасидской карлинской династии. После ухода из этого мира отца движение возглавил ученик рабби Аѓарона — рабби Шломо бен Меир ѓа-Леви, который был духовным наставником многих хасидских цадиков, в том числе и рабби Ашера. Рабби Ашер поселился в местечке Столин (близ Карлина), и с тех пор карлинские хасиды стали известны также как столинские (карлин-столинские). Как «глава секты» он был арестован в 1798 году и после освобождения вновь поселился в Карлине.

 

27 тишрея 5502 года (25 октября 1742 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Элазара бен Шмуэля Рокеаха.

Рабби Элазар родился в Кракове, в семье, ведущей свое происхождение от царя Давида. Его отцом был рабби Шмуэль-Шмельке Маргалиот, возглавлявший общины польских местечек Лиска и Маков, а имя малыш получил в честь великого прадеда — знаменитого каббалиста рабби Элазара бен Йеѓуды бен Клонимуса из Вормса. 

Рабби Элазар возглавлял общины Макова и Тарнува, а затем переехал в Броды. Рассказывают, что за 20 лет пребывания здесь рабби Элазара, ни у одной женщины в городе не было выкидыша и ни одна из них не испытывала проблем при родах.

Из Брод рабби Элазар отправился в Амстердам, где (говорят, что по просьбе короля Нидерландов), вместе с раввином из Белза помогал голландцам избавиться от эпидемии, грозившей стране. После молитвы рабби Элазара опасность отступила, и голландское правительство в знак благодарности выпустило памятную монету с профилем рабби Элазара и текстом псалмов.

Рабби Элазар возглавлял амстердамскую общину пять лет, здесь борясь с последователями лжемессии Шабтая Цви. В Амстердаме он издал свою главную книгу — «Маасе Рокеах» с каббалистическими комментариями к Торе и Талмуду. Название он позаимствовали у книги великого каббалиста рабби элазара рокеаха см. 1 хешвана), чтобы подчеркнуть непрерывность традиции пердачи знаний. 

Далее рабби Элазар отправился в Эрец-Исраэль, где возглавляя еврейскую общину Святой земли. Отправляясь в Эрец-Исраэль рабби Элазар рассчитывал встретить здесь одного из величайших учеников Баал Шем-Това рабби Нахмана из Городенки чтобы вместе с ним привести в мир Мошиаха. Однако, прибыв в страну, он узнал, что рабби Нахман срочно отбыл в Европу. В свою очередь рабби Нахман, услышав, что рабби Элазар прибыл в Эрец-Исраэль, срочно вернулся, но, увы, пока он добирался до Святой земли, рабби Элазар, прожив в Эрец-Исраэль один год, покинул этот мир.

Потомком рабби Элазара был рабби Сар-Шалом из Белза, основатель белзского хасидизма.

Комментарии: НАШИ ДАТЫ
Нет добавленных комментариев