18 кислева 4998 года (7 декабря 1237 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Авраѓама Маймуни.
Родившийся в 1185 году рабби Авраѓам Маймуни ѓа-Нагид, также известный как «Авраѓам бен ѓа-Рамбам» был сыном великого мудреца Рамбама (рабби Моше бен Маймон) и уже в 19-летнем возрасте вслед за отцом возглавил еврейскую общину города Фостат (старая часть Каира). Его перу принадлежит множество комментариев и респонсов (ответов на вопросы по еврейскому законодательству) в которых он защищает и развивает взгляды отца.
18 кислева 5572 года (4 декабря 1811 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Боруха бен Йехиэля из Меджибожа.
Рабби Борух родился в 1753 году. Его отцом был рабби Йехиэль Ашкенази, а матерью — ребецн Адель дочь основателя хасидизма рабби Исраэля Баал Шем-Това.
Рабби Борух был раввином в Тульчине, а затем вернулся в родной Меджибож, где и возглавил хасидское движение, со множеством сторонников и последователей. При «дворе» рабби Боруха жил знаменитый остряк, «еврейский Ходжа Насреддин», Гершеле Острополер.
18 кислева 5637 года (4 декабря 1876 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Йосефа-Ицхака из Овруча.
Рабби Йосеф-Ицхак (ребе Раяц) родился в Любавичах и был пятым сыном третьего Любавического ребе Цемах-Цедека. Женой его стала ребецн Хана — дочь рабби Якова-Исраэля из Черкасс и ребецн Дворы-Леи (дочь Мителер ребе) и после свадьбы, по настоянию тестя, они поселились у него. В возрасте 36 лет, еще при жизни отца, рабби Йосеф-Ицхак поселился в городке Овруч, где стал руководителем хасидского движения.
Дочерью рабби Йосефа-Ицхака была ребецн Стерна-Сара, ставшая затем женой пятого Любавического ребе рабби Шолома-Дов-Бера. Ее сын рабби Йосеф-Ицхак (шестой Любавичский ребе, также известный под акронимом «ребе Раяц») получил свое имя в честь дедушки.
19 кислева 5533 года (15 декабря 1772 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Дов-Бера из Межерича (Межеричского магида).
Когда юному Дов-Беру было пять лет в доме родителей случился пожар. Малыш попытался утешить плачущую маму, что мол не стоит так горевать над утерянным имуществом, на что мать ответила, что она горюет не из-за утерянного имущества, а из-за того, что пропали документы, подтверждающие что их семья ведет свое происхождение от знаменитого мудреца Талмуда рабби Йоханана ѓа-Сандлара (Йоханана-сапожника) — прямого потомка царя Давида. И тогда маленький Дов-Бер сказал: «Не плачь мама, я постараюсь сделать так, чтобы наш род вновь прославился».
Мальчик сдержал слово. Знаток Торы и Каббалы рабби Дов-Бер был известен под именем «Магид» (проповедник, оратор), т.к. долгое время занимал должность Магида в Кореце, Ровно и Межериче. Он был преемником основателя хасидизма рабби Исраэля Баал Шем-Това и возглавил движения после его ухода из этого мира в 1760 году. За время его руководства движением (с 1761 года и по 1772 год) «широкая река» хасидизма превратилась в «дельту реки со множеством рукавов»
Среди его учеников были рабби Шмельке из Никольсбурга (см. 2 ияра) и его брат рабби Пинхас из Франкфурта (см. 4 тамуза), рабби Леви-Ицхак из Бердичева (см. 25 тишрея), рабби Менахем-Нахум из Чернобыля (см. 11 хешвана), рабби Шнеур-Залман из Ляд (Алтер ребе, см. 24 тевета), рабби Ноам-Элимелех из Лиженска (см. 21 адара) и его брат рабби Мешуллам-Зуся из Аниполя (см. 2 швата), рабби Зеев-Вольф из Житомира, рабби Шломо из Карлина, рабби Менахем-Мендл из Витебска (см. 2 ияра) и многие-многие другие. Ученики Магида создали свыше 150 направлений хасидизма — гурский, коцкий, любавический, чернобыльский, вижницкий, слонимский….
Рабби Дов-Бер ушел из этого мира в украинском местечке Аниполь, где и был похоронен. Его единственный сын рабби Авраѓам ѓа-Малах (Ангел) стал дедушкой рабби Исраэля Фридмана из Ружина (Ружинский ребе, см. 5 хешвана).
19 кислева 5559 года (27 ноября 1798 года) — Освобождение Алтер ребе из заключения. «Новый год хасидизма».
Арестованный по ложному доносу рабби Шнеур-Залман был доставлен в Петербург. Его поместили в Петропавловскую крепость, в казематах которой он пробыл 53 дня (первые три недели он находился в камере для «бунтующих против властей», т.к. основным пунктом обвинения был сбор денег для турецкого султана, но позже его перевели в камеру с более мягкими условиями содержания).
Все это время Тайный совет изучал материалы дела «секты Залмана Боруховича», причем допросы Алтер ребе происходили не в крепости, а в канцелярии Тайного совета, на другом берегу Невы (ребе каждый раз перевозили туда на лодке).
В допросах принимали участие министры и один раз даже сам император. Ему понравились ответы ребе и 19 кислева появилось решение об его освобождении. С хасидов были сняты все обвинения, а их противникам запрещалось чинить им какие-либо препятствия в их деятельности. Этот день называют «Новым годом хасидизма».
19 кислева 5559 года (27 ноября 1798 года) — День рождения ребецн Менухи-Рохл.
В день освобождения Алтер ребе у него родилась внучка — дочь его сына рабби Дов-Бера (Мителер ребе) и ребецн Шейны. Девочка получила имя Менуха-Рохл («Менуха» значит «спокойствие», а Рохл — имя умершей в юности дочери Алтер ребе)
Ребецн Менуха-Рохл очень хотела жить в Эрец-Исраэль и в 1845 году она переехала туда вместе с мужем. Рабби Яаков Слоним был главой хасидов живущих в Хевроне, а после того, как он ушел из этого мира, его вдова, прославившаяся своей скромностью, благочестием и знаниями, стала «матерью» хевронской хасидской общины.
20 кислева 3414 года (347 год до н.э.) — Выступление пророка Эзры на собрании в Иерусалиме.
Пророк Эзра был главой Санѓедрина и лидером еврейского народа времен возвращения из вавилонского изгнания и строительства Второго Храма. В этот день Эзра выступил в Иерусалиме на всеобщем собрании с призывом придерживаться законов Торы и не ослаблять усилий по ее изучению. Кроме того, Эзра обязал всех евреев, взявших в жены представительниц других народов, развестись с ними (здесь следует понимать, что речь идет о женщинах, не отказавшихся от поклонения языческим идолам)
20 кислева 5557 года (20 декабря 1796 года) — В первый раз напечатана книга «Тания».
«Тания» — одна из самых распространенных книг мира, а уж по числу мест печати ей вообще трудно найти конкурента, ведь «Танию» печатали на воде, в воздухе и в самых разных местах Земли — даже в Ираке времен правления Саддама Хусейна и в Рамалле, столице Палестинской автономии.
«Тания», также известная под названием «Ликутей амарим» (еще ее называют «Торой хасидизма») является главным трудом Алтер ребе. Рабби Шнеур-Залман писал ее 20 лет, и лишь убедившись в том, что все ошибки исправлены, разрешил ее распространять. Однако, в результате тысяч переписываний в книгу вкрались неточности и Алтер ребе направил специальных посланников к рабби Йеѓуде-Лейбу Клейну и рабби Зусе из Аниполя (см. 2 швата) для того, чтобы обсудить с ними, возможность печати «Тании».
В сентября 1796 года Алтер ребе отдал текст в славутскую типографию рабби Меира Шапиро (см. 9 кислева), договорившись, что тот закончит работу до декабря (начало кислева) и изучение «Тании» можно будет начать 19 кислева, в день ухода из этого мира Межеричского магида.
Однако 19 кислева «Тании» все еще не было, что очень расстроило Алтер ребе. Только 26 кислева, на второй день Хануки, специальный гонец привез из Славуты 200 первых экземпляров «Тании», вышедших из печати 20 кислева.
У советских религиозных евреев-отказников существовал свой жаргон, призванный сбить с толку КГБ стов. На этом слэнге изучение «Тании» называлось «прогулкой с Танечкой». Сейчас ежедневные «прогулки с Танечкой» совершают десятки тысяч евреев, а по традиции, новый годичный цикл «прогулок» начинается 19 кислева, как и хотел Алтер ребе.
20 кислева 5559 года (28 ноября 1797 года) — Завершение освобождения Алтер ребе.
Когда Алтер ребе спросили, куда его препроводить после освобождения, он сказал, что хочет отправиться в дом хасида Мордехая Леплера. Но в том же доме, на первом этаже жил ярый противник хасидизма (миснагед), один из составителей доноса, по которому ребе упрятали в тюрьму. И Алтер ребе по ошибке доставили к нему домой.
Увидев Алтер ребе миснагед испугался, но все же предложил присесть. Он приказал поставить самовар, сам помыл тарелку и завязал с ребе разговор, заявив: «Вы полагаете, что уже победили, но да будет вам известно, что когда попали вы сейчас в мои, то не выйдете вы отсюда, пока не подпишете, что вы отменяете новый порядок молитвы, введенный вами, и другие нововведения, которых не придерживались отцы наши. Чего не хватало вам в том, что говорят «наарицох», а не «кесер»?…»
Тем временем хасиды, весь день ожидавшие прибытия ребе, начали беспокоится — может слухи об освобождении, как и говорили миснагдим, ложны? И они отправились к соседу Леплера.
Добравшись до цели, хасиды услышали из-за двери: «Наарицох» вам не понравилось, только «кесер»?!» и поняли, что ребе по ошибке привели сюда. Увидев хасидов, миснагед испугался. Мордехай Леплер хотел ударить миснагеда, но Алтер ребе велел ему ничего не делать. «Что вы делаете здесь, ребе? — сказал рабби Мордехай. — Уйдите из шатров этих людей!». Но Алтер ребе сказал, что надо оказать честь принявшим его, выпил стакан кипятка и вместе с рабби Мордехаем удалился. «Ты в прямом смысле дал мне жизнь! - сказал он своему хасиду. - И верь мне, что все дни, пока сидел я в тюрьме, мне не было так тяжело, как в течение тех трех часов, что был я в доме этого миснагеда».
21 кислева 2313 года (1448 год до н.э.) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира Шимона бен Яакова.
Шимон был вторым сыном нашего праотца Яакова и праматери Леи и вторым в общем списке сыновей Яакова. В годы пребывания в Египте, после смерти первенца Яакова — Реувена, Шимон возглавлял еврейский народ.
Именно Шимон и его младший брат Леви вступились за поруганную честь своей сестры Дины и отомстили жителям города Шхем (было тогда юным мстителям 14 и 13 лет!). После первого визита сыновей Яакова в Египет Шимон остался в этой стране в качестве заложника, в то время как остальные братья отправились в Кнаан за оставшимся братом (Биньямином). Комментаторы объясняют это тем, что в свое время именно Шимон предложил убить Йосифа, ну и кроме того, памятуя о возможностях братьев, Йосеф постарался разделить Шимона и Леви… Именно по этой же причине представители колен Шимона и Леви были рассеяны по Эрец-Исраэль. Колено Леви вообще не получило своего надела и занималось служением Всевышнему, а колено Шимона хоть и имело надел среди земель колена Йеѓуды (на юго-западе страны, в их владения входила в частности Беер-Шева), но среди его представителей было множество меламедов (учителей) и бедняков — и те и другие в поисках заработка и пропитания странствовали по Эрец-Исраэль
Шимон ушел из этого мира в возрасте 120 лет и был похоронен вместе со своим младшим братом Леви в городе Масада.
В книге «Ялкут Шимони» сказано, что из колена Шимона не вышло ни одного судьи или царя Израиля из-за случившегося в пустыне греха главы колена Зимри бен Салу (его пример подтолкнул народ к вступлению в запретные связи с моавитянками, что вызвало мор среди евреев).
21 кислева 5705 года (6 декабря 1944 года) — Спасение Сатмарского ребе.
Глава сатмарских хасидов рабби Йоэль Тейтельбаум (1887-1979) был спасен в числе 1368 прочих евреев из нацистского концлагеря Берген-Бельзен. Операцией по спасению руководил глава сионистской организации Венгрии Рудольф Кастнер (29 ава ему удалось спасти еще 1686 евреев). Уже после войны в Израиле разгорелся скандал, т.н. «дело Кастнера». Уцелевшие в Холокосте венгерские евреи обвиняли его в том, что он спас три тысячи человек в обмен на жизни сотен тысяч других (Кастнер уговорил евреев Будапешта не сопротивляться при депортации их в «лагеря смерти», а взамен ему разрешили вывезти несколько тысяч видных деятелей еврейской общины и сионистского движения). Судьи не смогли вынести однозначный вердикт, а Кастнер был убит одним из венгерских евреев.
Но, так или иначе, рабби Йоэль был спасен, а сатмарские хасиды отмечают 21 кислева как своеобразный День Благодарения.