Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

НАШИ ДАТЫ

Четверг, 06. Февраль, 2020 - 13:24

aIKu10625256.jpg 7 швата 5574 года (28 января 1814 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Давида Биедермана из Лелова.

Сын рабби Давида, рабби Моше, говорил, что tuj отец обладал искоркой души царя Давида. Рабби Давид был учеником рабби Яакова-Ицхака «Провидца из Люблина» (см. 9 ава) и тоже обладал провидческим даром. Говорят, что, во время своего похода в Россию Наполеон, заглянул к нему и поинтересовался судьбой похода. Прежде чем ответить, рабби Давид взял с императора обещание не наказывать его в том случае, если ответ ему не понравиться. Наполеон пообещал и услышав предсказание неудачи заявил, что если раввин окажется прав, то его не тронут, но если он, Наполеон, одержит победу, то провидца ожидает горькая участь. Слово свое владыка французов сдержал: убегая из России, он вновь навестил Лелов и щедро наградил рабби Давида. Интересно, что во время нашествия Наполеона рабби Давид был отрезан от своего учителя, но во время третьей субботней трапезы, когда он произносил перед присутствующими слова Торы, оказалось (это выяснилось уже позже, после окончания войны), что текст полностью совпадал с тем, что в это время говорил в Люблине его учитель!

Также рабби Давид прославился своей необыкновенной аѓават исраэль (любовью к евреям) и был выдающимся знатоком Торы и каббалы, хотя долгое время ему удавалось это искусно скрывать от окружающих. Именно благодаря рабби Давиду, доктор Бернард из Петрикува сделал тшуву (раскаялся), став в дальнейшем известным как рабби Хаим-Давид «Доктор из Петрикува».

 

9 швата 5730 года (16 января 1970 года) — Завершение написания свитка Торы для встречи Мошиаха. 

В 5702 (1942) году шестой Любавический ребе рабби Йосеф-Ицхак объявил о написании свитка Торы к встрече Мошиаха. Написание свитка Торы было начато в 1942 году, но по разным причинам затянулось на 28 лет. 

 

10 швата 5537 года (18 января 1777) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Шалома Шараби.

Рабби Шалом родился в йеменском городе Шараб и его выдающиеся интеллектуальные способности стали заметны еще в юном возрасте, но к сожаленью его, отец умер и малышу пришлось начать работать, чтобы помочь семье. Он стал странствующим торговцем и лишь поздний вечер мог посвятить учебе. Однажды Шалом оказался в очень опасной ситуации (его пыталась соблазнить богатая мусульманка) и поклялся переехать в Эрец-Исраэль, если Всевышний спасет его и сдержал слово. 

Проделав долгий путь, через Индию, Ирак и Сирию рабби Шалом прибыл в Иерусалим и поступил в недавно созданную известным каббалистом рабби Гедальей Хаюном йешиву «Бейт-Эль». Хотя по уровню знаний он заметно превосходил остальных учеников, Шалом скрыл это и начал работать шамесом (служителем) в учебном зале. 

Никто не обращал внимание на молодого «йеменца» жадно ловившего каждое слово учителей, но однажды у учеников возник вопрос, на который даже сам глава йешивы не смог найти ответ. И тогда рабби Шалом, не желал выдавать себя, пустился на хитрость — ночью подложил в книгу рабби Гедальи листок с ответом. 

Но остаться незамеченным ему не удалось: дочь рабби Гедальи Хана, видела как молодой служка листал отцовскую книгу, так что рабби Шалом был принят в йешиву и занял самое почетное место, по правую руку от учителя (а ведь ему было всего 27 лет — просто младенческий возраст для изучения каббалы). Хана стала его супругой и после ухода из этого мира тестя, рабби Шалом тридцать лет возглавлял йешиву «Бет-Эль».

Йешива «Бейт-Эль» существует до сих пор, а иерусалимцы уверяют, что и после ухода из этого мира, заслуги рабби Шалома еще 30 лет защищали их от происков соседей-мусульман.

 

10 швата 5674 года (6 февраля 1914 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) ребецн Ривки. 

Ребецн Ривка родилась в 1833 году в Любавичах. Ее отцом был рабби Аѓарон бен Моше-Александр из Шклова а мамой — ребецн Хая-Сара, дочь Мителер ребе. К сожаленью родители умерли, когда девочка была маленькой, поэтому она выросла в доме дедушки и бабушки — ребецн Шейны. В 1849 году она вышла замуж за рабби Шмуэля, ставшего впоследствии четвертым Любавическим ребе (ребе Маѓараш).

Ребецн Ривка пережила своего мужа на 33 года и пользовалась огромной любовью и почетом. После создания йешивы «Томхей тмимим» она стала заботиться о студентах йешивы (причем как всякую аидише маму ее в первую очередь волновало, хорошо ли они питаются). Ее называли «Баалат шмуа» — «хранительницей преданий», т.к. она помнила множество историй о прежних временах и хасиды часто приходили к ней в гости, чтобы послушать ее рассказы.

В память о ребецн Ривке ее внук, шестой Любавический ребе рабби Йосеф-Ицхак, создал сеть учебных заведений для девочек «Бейт-Ривка».

 

10 швата 5710 года (28 января 1950) — Йорцайт (годовщина со дня ухода из этого мира) шестого Любавического ребе рабби Йосефа-Ицхака. 

Он родился в 1880 году в Любавичах и его отцом был пятый Любавический ребе рабби Шолом-Дов-Бер (ребе Рашаб). В 15 лет он стал помощником отца, и на его плечи легла немалая часть забот руководителя Хабада и одного из лидеров российского еврейства. 

В 17 лет рабби Йосеф-Ицхак женился на ребецн Нехаме-Дине. На следующей неделе его отец объявил о создании нового учебного заведения — йешивы «Томхей тмимим», руководство которой было поручено молодому мужу. Но этим деятельность сына ребе Рашаба не ограничивалась. Вместе с «текстильными королями» и известными филантропами братьями Поляковыми он пытался улучшить положение евреев, создавая в местечках мануфактуры и рабочие места, а во время русско-японской войны помогал отцу накануне Песаха отправлять мацу для солдат-евреев. Вся эта деятельность, не прошла незамеченным и его несколько раз арестовывали.

В 1920 году, после ухода отца из этого мира он возглавил движение Хабад и стал одним из лидеров еврейского Сопротивения. Сопротивления большевистскому антисемитизму и стремлению загнать евреев в светлое будущее «без Россий и Латвий». В 1927 году ребе Раяц был арестован и приговорен к расстрелу, но под давлением мировой общественности смертная казнь была заменена ссылкой в Кострому, а потом и высылкой из СССР. Ребе Раяц с семьей (включая мужа младшей дочери — будущего Ребе) выехал в Латвию, оттуда в Польшу, а после начала Второй мировой войны, с огромными трудностями сумел ускользнуть от нацистов и перебраться в США.

Он поселился в Нью-Йорке и опять развернул бурную деятельность по восстановлению еврейской жизни, теперь уже в США. Появились новые йешивы «Томхей тмимим» (сейчас «Томхей тмимим» — сеть йешив, разбросанных по всему миру, в т.ч. в Одессе), женские школы «Бейт-ривка» и «Бейт-Сара», Центр воспитания «Мерказ л’иньяней ле-хинух», еврейское издательство «Кеот»… В 1948 году по его рекомендации рядом с Тель-Авивом было основано хабадское поселение, которое так и называется — Кфар-Хабад.

Ребе предпочитал называть этот день не днем ухода (йом исталкут) праведника а днем его возвышения (йом ѓилула).

 

10 швата 5711 года (17 января 1951 года) — Ребе соглашается возглавить Хабад и произносит свой первый маймор (хасидскую проповедь).

После ухода из этого мира ребе Раяца никто не решался возглавить движение. Некоторые видели преемником старшего зятя — рабби Гурарье, другие — младшего зятя, рабби Шнеерсона. Накануне первого йорцайта к рабби Менахему-Менделу Шнеерсону во сне пришел покойный тесть и велел возглавить Хабад. Рабби Гурарье заявил, что «Мендл никогда не врет и раз тесть так велел, то именно он и должен быть Ребе».

Вечером Ребе устроил свой первый фарбренген и произнес первый маймор «Боси ле-гани» («Я приду в Мой сад»), объяснив в конце его задачи нынешнего поколения.

 

12 швата 5391 года (15 января 1631 года) — Йорцайт (годовщина со дня ухода из этого мира) рабби Хаима Капуси.

Рабби Хаим Баал-Нес (Чудотворец) был одним из известнейших египетских раввинов, посвященных в тайны Торы и Каббалы.

Рабби Хаим был даяном (судьей) еврейской общины и однажды один из клиентов объявил его взяточником. 

— Если он брал взятку, — заявил обиженный человек, —то пусть он ослепнет. И действительно через короткое время рабби Хаим ослеп! Его недруг торжествовал, уверяя всех, что это прямое доказательство нечестности судьи (в Торе сказано, что «взятка ослепляет глаза мудрых»).

Услышав эти обвинения рабби Хаим собрал общину и обратился к Всевышнему с просьбой: «Если я действительно виновен, то оставь меня слепым до конца его дней, но, если я не брал взяток, то пусть ко мне вернется зрение». И случилось чудо — на виду у всех к даяну вернулось зрение, так что собравшимся пришлось просить у него прощения за необоснованные подозрения.

 

13 швата 5702 года (31 января 1942 года) — Йорцайт (годовщина со дня ухода из этого мира) ребецн Стерны-Сары.

Она была супругой пятого Любавического ребе рабби Шолома-Дов-Бера и матерью шестого Любавического ребе рабби Йосефа-Ицхака (ребе Раяц).

На ее долю выпало немало испытаний: во время Первой Мировой войны ее семье пришлось бежать из Любавичей в Ростов, где муж покинул этот мир. В 1927 году она была свидетельницей ареста чекистами сына. После его освобождения она вместе с ним покинула СССР и пережила скитания по Европе, бомбежки Варшавы, преследования нацистов. В 1940 году ребецн прибыла в США и спустя два года покинула этот мир.

 

14 швата 5515 года (9 февраля 1755 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Яакова-Йеѓошуа бен Цви-Ѓирша Фалька Каца.

Рабби Яаков Фальк был раввином Лемберга (Львова), Берлина, Франкфурта-на-майне, где возглавлял франкфуртскую йешиву. В еврейском мире он известен под именем Пней Йеѓошуа по имени своей главной книги.

Похоронен рабби Яаков во Франкфурте-на-майне.

 

14 швата 5743 года (28 января 1983 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Арье Каплана.

Рабби Арье родился в 1935 году в Нью-Йорке и учился в знаменитой йешиве «Мир» (сначала в нью-йоркском отделении, а затем в Иерусалиме, где и получил раввинское звание). Помимо этого у него была магистерская степень по физике и он даже был включен в сборник «КТо есть, кто в физике» 

За свою недолгую, но яркую жизнь рабби Арье Каплан написал свыше 60 книг, причем многие из них стали заметным явлением в современной еврейской философии. Нынешний всплеск интереса к Каббале в значительной степени был вызван его трудами — как обстоятельными переводами малоизвестных каббалистических произведений, так и его собственными прекрасными книгами (при этом следует отметить, что рабби Арье не имеет никакого отношения к модным «популяризаторам» Каббалы, вроде Лайтмана или Берга).

Комментарии: НАШИ ДАТЫ
Нет добавленных комментариев