Printed from chabad.odessa.ua

НАШИ ДАТЫ

Понедельник, 17. Февраль, 2020 - 12:59

aIKu10625256.jpg
21 швата 5449 года (11 февраля 1689 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Моше бен Йонатана Галанте из Иерусалима (ѓа-Маген).

Рабби Моше Галанте II — автор книг по Ѓалахе (еврейскому законодательству) — «Корбан Хагига» и «Элеф ѓа-Маген» (это название стало его собственным именем) был признан величайшим затоком Торы своего поколения. По решению мудрецов он был избран главой раввинского суда в Иерусалиме. Его внуком был знаменитый рабби Йеѓуда-Арье-Лейб Алтер из Гура (так же известный как рабби Сфат Эмет, см. 5 тевета), посвятивший деду немало хвалебных слов.

 

22 швата 5619 года (27 января 1859 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Менахема-Мендела бен Лейбуша Моргенштерна из Коцка.

Рабби Менахем-Мендл родился в Польше, в местечке Билгорай, неподалеку от Люблина. Родившийся в семье ярого противника хасидизма рабби Лейбуша Моргенштерна, он увлекся новым движением и стал учеником сначала рабби Яакова-Ицхака ѓа-Леви Горовица («ѓа-Хозе ми Люблин», «Провидец из Люблина»), затем Яакова-Ицхака бен Ашера из Пшисхи, а позднее — рабби Симхи-Бунема из Пшисхи.

Рабби Менахем-Мендл был раввином в Томашуве-Любельском, а затем переехал в Коцк, став в дальнейшем известным как Коцкер ребе. Еще в Томашуве вокруг него сплотилась небольшая группа приверженцев, а в Коцке у него появились уже тысячи учеников, самыми известными из которых стали его шурин рабби Ицхак-Меир Ротенберг Алтер («Хидушей ѓа-Рим», основатель гурского хасидизма) и рабби Ханох-Энох из Александрова.

Последние 20 лет жизни ребе из Коцка провел в полном уединении, в добровольной изоляции от близких и учеников. Он не оставил после себя каких-либо книг или рукописей (его высказывания записаны в книге «Амод ѓа-Эмет»), но память о нем осталась в его учениках, ведь ребе из Коцка считается предтечей гурского хасидизма — одного из самых мощных хасидских движений.

 

22 швата 5748 года (10 февраля 1988 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) ребецн Хаи-Мушки Шнеерсон, жены Ребе. 

Ребецн Хая-Мушка была второй дочерью предыдущего Любавичского Ребе рабби Йосефа-Ицхака (ребе Раяц). Она отличалась высокой ученостью в области Торы, острым умом. Окружающие очень ценили ее за тонкое чувство юмора и теплое отношение ко всем. 

Ребецн Хая-Мушка ушла из мира после непродолжительной болезни и в проводах, которые состоялись через несколько часов после ее кончины, участвовало свыше 15 тысяч человек. Она была похоронена рядом с могилой бабушки ребецн Стерны-Сары, напротив могилы отца ребе Раяца.

 

23 швата 2572 года (1188 год до н.э.) — Война против колена Биньямина. 

В этот день объединенные армии 11 колен Израиля вступили в бой с людьми колена Биньямина. Причиной братоубийственной войны послужила позиция, занятой биньяминитами в деле о «Наложнице из Гивы». 

Тогда, после их отказа выдать виновных, на браки между представителями колена Биньямина и остальных колени Израиля был наложен запрет, а между биньяминитами и начались кровопролитные бои, после которых в колене Биньямина уцелело 600 (!) мужчин. Окончательное примирение состоялось 15 ава, в честь чего и был учрежден праздник (см. 15 ава).

 

24 швата 3410 года (351 год до н.э.) — Пророчество Зхарьи.

«В двадцать четвертый день одиннадцатого месяца – это месяц шват, – в год второй царствования Дарьявеша [Дарий II], было слово Г сподне к Зхарье, сыну Берэхьяѓу, сына Иддо, пророку, сказано: …возвратился Я к Иерусалиму с милосердием; дом Мой построен будет в нем» (Зхарья 1:7-16). В этом пророчестве говориться о восстановлении разрушенного Храма, что и произошло двумя года позже в 3412 году.

 

24 швата 5648 года (6 февраля 1888 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) ребецн Менухи-Рохл Слоним.

Ребецн Менуха-Рохл была дочерью Мителер ребе и ребецн Шейны и родилась 19 кислева, в день освобождения из заключения своего деда Алтер ребе (см. 19 кислева, «Новый год хасидизма»). Девочка получила имя Менуха-Рохл («Менуха» — «спокойствие», а Рохл — имя умершей в юности дочери Алтер ребе)

Ребецн Менуха-Рохл очень хотела жить в Эрец-Исраэль и в 1845 году переехала туда вместе с мужем, рабби Яаковом-Кули Слонимом, который был главой хасидов живущих в Хевроне. После того, как он ушел из этого мира, его вдова, прославившаяся своей скромностью, благочестием и знаниями, стала «матерью» хевронской хасидской общины.

 

25 швата 5643 года (2 февраля 1883) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Исраэля бен Зеева-Вольфа Липкина Салантера.

Рабби Исраэль Липкин, известный как рабби Исраэль Салантер (из Салант), родился в литовском местечке Жегоры, в семье известного талмудиста рабби Зеева-Вольфа бен Арье-Лейба Липкина. С 12 лет мальчик учился в местечке Саланты. 

Рабби Салантер создал новое учение, получившее название мусар («этика»). В Вильно и Ковно (Вильнюс и Каунас) появились специальные молельни (мусар штибл), где рабби Салантер произносил проповеди перед ремесленниками и торговцами, призывая их к покаянию и рисуя мрачные картины неотвратимого возмездия за любую провинность. В противовес хасидизму, учившему, что служить Б гу надлежит с радостным чувством, он видел в веселье и радости греховное легкомыслие, но при этом, будучи суровым аскетом, широко трактовал принцип пикуах нефеш («спасение души; здесь — нарушение заповеди, если это необходимо для спасения жизни). Так в Йом-Кипур 5608 года (1848), когда в Вильно свирепствовала эпидемия холеры, он, произнеся благословение, демонстративно тут же в синагоге принялся за трапезу и призвал присутствующих последовать его примеру, потому что хотя в этот день предписан строжайший пост, но сохранение жизни и здоровья важнее любой обрядности.

Рабби Салантер жил в Париже, Франкфурте-на-Майне, Клайпеде, читал лекции по иудаизму студентам Кенигсбергского университета. Среди его учеников был знаменитые раввины Моше-Ицхак Даршан (Кельмский маггид), Симха-Зисл Бройда и Ицхак Блазер.

Похоронен рабби Салантер в Кенигсберге (ныне Калининград).

 

26 швата 5427 года (19 февраля 1667 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Давида бен Шмуэля ѓа-Леви (Таз).

Рабби Давид ѓа-Леви родился во Владимире-Волынском и занимал раввинские должности в разных городах, а затем поселился в Остроге, где был раввином, открыл йешиву и написал свой комментарий к главному сборнику законов «Шулхан арух» — «Турей заѓав» («Золотые столбы»). Эта книга снискала ему славу одного из крупнейших ѓалахистов (законодателей) своего времени, а ее название, как это часто бывает, стало его вторым именем, так что теперь рабби Шмуэль известен нам как рабби Таз (акроним названия его книги).

Похоронен рабби Таз во Львове.

Комментарии: НАШИ ДАТЫ
Нет добавленных комментариев