10 элула 1656 года (2105 год до н.э.) — Ноах отправляет ворона на разведку.
10 элула 1656 года, когда Всемирный Потоп уже подходил к концу Ноах в первый раз открыл иллюминатор Ковчега. Сделал это он для того, чтобы отправить на разведку ворона, который должен был осмотреться и выяснить, не начал ли снижаться уровень воды. Первый полет оказался неудачным — птица не нашла участка суши, на который смогла бы приземлиться.
10 элула 5550 года (20 августа 1790 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Пинхаса бен Аврѓама-Абы Шапиро (рабби Пинхас из Кореца).
Рабби Пинхас родился в Белоруссии. Его отец, рабби Авраѓам-Аба Шапиро (потомок рабби Натана Нета Шапиро и рабби Яакова Эйбеншюца (см. 21 элула)), был ярым противником хасидизма, однако из-за обвинений в кровавом навете ему пришлось покинуть родной Шклов. Вместе с семьей он заехал В Мирполь, где повстречал рабби Баал Шем-Това и стал его хасидом. Сын рабби Авраѓама, Пинхас, также стал хасидом, войдя в круг ближайших учеников рабби Баал Шем-Това и рабби Дов-Бера (Межеричский магид).
По распоряжению Баал Шем-Това рабби Пинхас вместе с учениками поселился в Кореце (Корце), где провел больше 20 лет. Впрочем, рассказывают по-иному, мол, бродя из города в город, рабби Пинхас и его ученики везде встречали непонимание и равнодушие. Но в Кореце противники хасидизма встретили их градом камней и рабби Пинхас сказал ученикам: «Останемся здесь, по крайней мере, люди тут неравнодушны».
Из Кореца рабби Пинхас переехал в Острог, а оттуда в 1790 году собрался переехать в Эрец-Исраэль, в город Цфат, однако в Шепетовке, он заболел и покинул этот мир.
Рабби Пинхас не писал книг (кроме небольшого сочинения «Мидраш Пинхас»), но зато его потомки стали известными еврейскими книгоиздателями Шапиро из Славуты (см. 9 кислева).
Типография была основана основанной еще рабби Пинхасом и написанная Алтер ребе книга «Тания», впервые была напечатана именно в Славуте — в знак признания заслуг рабби Пинхаса.
10 элула 5652 года (2 сентября 1892 года) — свадьба ребецн Хаи-Мушки, дочери рабби Шмуэля, четвертого Любавичского ребе и рава Моше Ѓоренштейна.
Хая-Мушка была младшей дочерью рабби Шмуэля (ребе Маѓараш) и после его ухода из этого мира заботу о сестре взяли на себя ее братья — Шолом Дов-Бер (пятый Любавический ребе, ребе Рашаб) и Залман-Аѓарон (известный так же как Раза), которые и устроили шидух (сватовство) сестры.
11 элула 5635 года (11 сентября 1875 года) — Свадьба рабби Шолом Дов-Бера (ребе Рашаб) с ребецн Стерной-Сарой, дочерью рабби Йосеф-Ицхака из Овруча и внучкой ребе Цемах-Цедека.
Тогдашний Любавический ребе рабби Шмуэль (ребе Маѓараш) хотел, чтобы свадьба состоялась в Любавичах, но отец невесты настоял на Овруче. Туда жениха сопровождала только мать, ребецн Ривка, так как ребе Маѓараш по ряду причин не смог уехать из Любавичей. Впрочем, ребе вместе со свитой, проводил сына до села Ахромеево.
На тамошней станции имелась лишь одна маленькая скамейка на одного человека и ребе Маѓараш присел на нее, но так как жених тоже должен сидеть, то один из молодых хасидов встал на четвереньки и жених сел на него.
Когда после свадьбы юная ребецн приехала в Любавичи, то она слегка расстроилась, потому что вся члены семьи ребе Маѓараша были людьми рослыми, а она очень маленькой. Однако свекор сказал ей: «Не падай духом. Известно, что маленькие деревья дают лучшие плоды…».
12 элула 5537 года (13 сентября 1194 год) — День рождения рабби Моше бен Нахмана (Рамбан, Нахманид).
Рабби Моше бен Нахман, известный также как Рамбан (раббейну Моше бен Нахман), рабби Моше Геронди и Бонаструг да Порта — выдающийся комментатор Торы, каббалист, философ, ученый и еврейский лидер — родился в испанском городе Герона (Жерона) и прожил здесь большую часть жизни. Он происходил из знатного еврейского рода Ицхака бен Реувена Албарджелони (из Барселоны), был двоюродным братом главного раввина Каталонии рабби Ионы бен Авраѓама Геронди и после его смерти вплоть до отъезда в Эрец-Исраэль (1267) был главным раввином Каталонии. На жизнь рабби Моше зарабатывал, как и многие великие раввины, врачеванием.
В 1263 году арагонский король Хайме I навязал в Барселоне публичный диспут рабби Моше с выкрестом Пабло Кристиани (см. 12 менахем-ава). Рамбан согласился участвовать в диспуте при условии, что ему будет позволено высказываться совершенно свободно, не опасаясь кары за это. Король принял его условие, а после диспута, продолжавшегося четыре дня, с похвалой отозвавшись об аргументации Нахманида: «Я никогда не слышал столь прекрасной защиты столь несправедливого дела», подарил ему 300 динаров. Впрочем, через некоторое время рабби Моше был вынужден бежать из Испании в Эрец-Исраэль (см. 9 элула).
Прибыв в Иерусалим, он обнаружил там всего лишь двух (!) евреев — красильщика кож и его сына, однако усилиями рабби Моше в скором времени в городе уже был миньян (десять взрослых мужчин, необходимых для публичной молитвы) и полноценная община.
Предполагается, что именно Рамбан послал в Испанию экземпляр основополагающего труда по каббале — книгу «Зоѓар». Книга была обнародована рабби Моше де Леоном (см. 20 менахем-ава) и произвела огромное впечатление на ученых и мудрецов, став одним из самых изучаемых и обсуждаемых трудов по иудаизму.
12 элула 5587 года (5 августа 1827 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Симха-Бунема из Пшисхи.
В юности рабби Сихма учился в йешивах Маттерсдорфа и Никольсбурга у рабби Мордехая Банета. Затем он вернулся в Польшу и под влиянием тестя стал последователем Кожницкого магида рабби Исраэля. При этом служил в лесоторговой фирме, ездил в Лейпциг и Данциг, знал польский и немецкий языки, носил европейскую одежду и посещал театр. Изучив в Данциге фармакологию, он открыл в Пшисхе аптеку и разбогател. Потом рабби Симха стал близким учеником рабби Яакова-Ицхака ѓа-Леви Горовица (ѓа-Хозе ми-Люблин, Слепой провидец из Люблина, см. 9 ава). Здесь он стал другом и учеником рабби Яакова-Ицхака бен Ашера из Пшисхи («Святой Еврей из Пшисхи»), а после его ухода из этого мира стал его преемником.
В старости Симха Бунем потерял зрение, но не прекратил изучение и преподавание Торы. Среди его учеников были Менахем-Мендл бен Лейбуш Моргенштерн из Коцка (Коцкер ребе, см. 22 швата), рабби Мордехай-Йосеф Лейнер из Избицы, рабби Ханох-Генох га-Коген из Александрова (см. 18 адара), рабби Ицхак-Калиш из Ворки (Воркер ребе, см. 22 нисана) и Ицхак-Меир Ротенберг Алтер (известен как рабби Хидушей га-Рим, см. 23 адара).
12 элула 5689 года (16 сентября 1929 года) — Рабби Йосеф-Ицхак (ребе Раяц) прибыл в США
В 1927 году шестой Любавический ребе рабби Йосеф-Ицхак Шнеерсон (ребе Раяц) был арестован ЧК-ГПУ и приговорен к смертной казни, которая, под давлением мировой общественности, была заменена ссылкой, а затем и высылкой из СССР. Спустя два года, осенью 1929 года, он прибыл в США. Здесь ребе Раяц пробыл 10 месяцев, посетив за это время еврейские общины Нью-Йорка, Филадельфии, Балтимора, Чикаго, Детройта, Миллуоки, Сент-Луиса, Бостона и множества других городов, а также побывав в Белом доме на приеме у президента США Гувера.
Ребе, посещая Соединенные Штаты, преследовал две цели: во-первых, привлечь внимание американского еврейства к положению советских евреев и организовать финансовую помощь для них, а, во-вторых, укрепить идишкайт (еврейскую жизнь) в самих США и поддержать американскую хабадскую общину.
Ребе также хотел выяснить: есть ли возможность поселиться в США и создать здесь штаб-квартиру Хабада. И хотя знаменитый дом Севен-севенти (дом под номером 770 на Ист-парквей в Бруклине — центр движения Хабад) появился лишь в 1940 году, фундамент для его появления заложили результаты поездки по стране в 1929 году.
13 элула 5636 года (2 сентября 1876 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) зятя Мителер ребе, рабби Якова-Исраэля из Черкасс, покинувшего мир спустя два месяца после ухода супруги ребецн Двойры-Леи.
13 элула 5657 года (10 сентября 1897 года) — Свадьба ребе Йосефа-Ицхака с ребецн Нехамой-Диной, дочерью рабби Авраѓама Шнеерсона из Кишинева.
Когда будущий шестой Любавический ребе, рабби Йосеф-Ицхак достиг поры женитьбы, ему начали предлагать самые разнообразные варианты, включая предложения с большим приданым. Родители склонялись к сватовству с дочерью рава Авраѓама Шнеерсона, но бабушке нравились другие варианты. И тогда решили спросить самого жениха. Ему рассказали о возникшей ситуации и добавили, что в соответствии со сказанным в Торе о сватовстве Ицхака и Ривки: «Спросим уст ее…», они обращаются к нему с вопросом о его мнении. Жених ответил «Но ведь там же сказано: «И возьмешь жену сыну моему из семьи моей и из дома отца моего…» (у жениха и невесты был общий прадед — третий Любавический ребе Цемах цедек). Выбор был сделан
13 элула 5669 года (30 августа 1909 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Йосефа-Хаима бен Элияѓу-Хаим из Багдада («Бен Иш Хай»)
Багдадский раввин рабби Элияѓу-Хаим, отличавшийся мудростью и благочестием, долгие годы был бездетным, но в один из дней он получил письмо от одного из лидеров еврейской общины Марокко рабби Яакова Абу-Хацеры. В письме рабби Яаков давал благословение на скорое рождение у рабби Элияѓу сына, который станет украшением настоящим еврейского народа. И действительно, вскорости на свет появился рабби Йосеф-Хаим бен Элияѓу аль-Хахам (также известный под акронимом Риах).
Рабби Йосеф-Хаим был признан одним из величайших раввинов багдадской общины (а значит и всех еврейских общин Ирака) а также одним из крупнейших сефардских авторитетов в области еврейского закона за последние столетия. Кроме того он был известным каббалистом, и вошел в еврейскую историю как «Бен Иш Хай» по названию одной из своих книг.
14 элула 5612 года (29 августа 1852 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) мудреца и праведника рабби Боруха-Мордехая Этингера из Бобруйска.
Рабби Борух-Мордехай был одним из лучших учеников Алтер ребе, и в дальнейшем стал одним из самых больших хасидов Мителер ребе и одним из старейших хасидов третьего Любавического ребе, ребе Цемах-Цедека.
В течение 50 лет рабби Борух-Мордехай был городским раввином Бобруйска, причем его авторитет признавали все жители города — и хасиды и миснагдим (противники хасидизма), окружая раввина соответствующим почетом и уважением.
В 1851 году рабби Этингер совершил алию в Эрец-Исраэль и поселился в Иерусалиме. Спустя год он покинул этот мир и был погребен на Масличной горе рядом с известным раввином, автором книги «Орах хаим».
14 элула 5693 года (5 сентября 1933 года) — Рабби Йосеф-Ицхак переселяется в Варшаву.
После высылки из Советского Союза рабби Йосеф-Ицхак (шестой Любавический ребе, ребе Раяц) поселился в столице Латвии Риге, где жил до 1933 года, когда принял решение переехать в Польшу.
14 элула 5702 года (27 августа 1942 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) ребецн Хаи-Мушки Ѓоренштейн.
Младшая дочь четвертого Любавического ребе (о ее замужестве см. 10 элула) во время Второй мировой войны попала в нацистский концлагерь Треблинка. По свидетельствам очевидцев в этот день ребецн Хая-Мушка вместе с другими евреями, приговоренными к уничтожению, была сожжена в печах Треблинки.
15 элула 5657 года (12 сентября 1897) — Ребе Шолом-Дов-Бер основал в Любавичах йешиву «Томхей Тмимим».
Во время трапезы, устроенной по поводу свадьбы своего сына рабби Йосеф-Ицхака рабби Шолом-Дов-Бер (пятый Любавический ребе, ребе Рашаб) объявил об основании йешивы, в которой будут сочетаться изучение Торы и хасидизма.
Через два года в 5659 году в ночь праздника Симхат Тора, ребе Рашаб сказал: «Йешива, основанная милостью Б га высшего, пока без названия. И ныне нарекаю я ей имя «Томхей-Тмимим» («Поддерживающий чистых»), а студенты, обучающиеся в ней, и ведущие себя в соответствии с ее духом, называются тмимим».
15 элула 5760 года (15 сентября 2000 года) — открытие йешивы «Томхей тмимим» в Одессе.
За 100 лет, прошедших с момента создания первой «Томхей тмимим» аналогичные учебные заведения появились во многих странах мира, причем традиционно учебный год в этих йешивах начинается с 15 элула. После распада СССР «томхейтмимиевская» очередь дошла, наконец-то и до стран бывшего Советского Союза. А в 2000 году начала свою работу йешива «Томхей тмимим-Одесса».