Printed from chabad.odessa.ua

ПАРА СЛОВ О ТРЕХ НЕДЕЛЯХ

Пятница, 19. Июль, 2019 - 5:42


38752_o.jpg

Начиная с 17 тамуза (в этом году 20 июля) и по 9 ава (в этом году 9 августа) наступает печальный период «драй вохн» (дословно «три недели» на идиш)) — три недели, в течение которых евреи скорбят по разрушенным Первому и Второму Храмам и нашему изгнанию. В эти дни не принято устраивать (точнее принято не устраивать) шумных и веселых собраний. Естественно, если у вас родился ребенок это обязательно нужно отпраздновать, но все остальные события — День защиты насекомых или скажем, 9-я годовщина защиты кандидатской диссертации, вполне могут подождать. Или, в крайнем случае, все это должно быть без демонстрации широкой русской души с битьем посуды и цыганскими хорами.

Период драй вохн также называется «бейн ѓа-мцорим» («меж теснин» на иврите) потому что это время считается самым неблагоприятным для евреев. Мудрецы всячески рекомендуют не предпринимать в эти дни каких-нибудь серьезных дел, особенно если их успех совершенно неочевиден. Это не значит, что любое начинание автоматически завершиться неудачей, нет, все может обернуться вполне благополучно, но не удивляйтесь, если для достижения искомого результата придется приложить гора-а-аздо больше усилий, чем в иные дни. Впрочем, когда евреям бывает легко?

В течение этих трех недель не принято говорить благословение «Шеѓехийону» (его произносят тогда, когда пробуют первый раз в году плод нового урожая или покупают новые вещи), так что желательно совершить покупки заранее. Если что-то необходимо купить именно в это время, то вещь покупают, но не надевают до 10 ава.

Аналогично с едой. Либо нужно успеть до 21 июля (т.к. 20 июля — суббота и все траурные ограничения не действуют, а пост переносится на следующий день) попробовать в первый раз желаемый плод, либо дождаться окончания трех недель.

И напоследок… В драй вохн не стригутся, так что следует сделать это заранее либо запастись терпением — сколько там тех трех недель. Кроме того, написано, что в эти дни «не моются и не стирают вещи». Звучит ужасно, но к счастью, иудаизм гораздо сложнее, чем мы о нем думаем, так что данная фраза означает следующее: «если у вас есть вещь, которую вы будете носить и ее нужно носить — стирайте. Но устраивать постирушку зимне-весенней коллекции байковых рубашек в эти дни не стоит. Рубашки подождут. То же и с мытьем. Если вы испачкались — мойтесь, купайтесь, плещитесь… Но залезть в горячую ванную не для того, чтобы помыться, а чтобы расслабиться и получить удовольствие — нельзя. Не то сейчас время, чтобы получать удовольствие».

 

ЧТО ТАКОЕ «ПОСТ»

Наверняка из пионерско-комсомольского детства у вас в памяти осталось выражение «пост № 1». У евреев тоже есть «пост № 1», — Йом Кипур, по счастью, ничего общего с тем постом не имеющий, но о Йом-Кипуре мы поговорим в свое время, а сейчас об остальных постах.

Перво-наперво следует запомнить — в отличие от большинства остальных религий у евреев посты предполагают абсолютный отказ от всякой еды и питья. Правда, к счастью (и в отличие от всех прочих религий), посты у нас длятся не больше суток (а чаще всего просто светлое время суток) поэтому не так страшен пост как его представляет голодный желудок.

Всего у евреев насчитывается пять обязательных постов, из которых один — Йом Кипур заповедан Торой, а остальные назначены мудрецами в память о печальных событиях еврейской истории.

Все посты, за исключением Йом Кипура и поста 9 ава, продолжаются от утренней зари и до выхода звезд, так что вечером и ночью в эти дни можно есть (если вы еще не ложились спать). Тот, кто лег спать и проснулся до рассвета, есть уже не может — для него начался пост, хотя… тот, кто, ложась спать, заранее решает проснуться до рассвета, чтобы поесть, имеет такую возможность. Более того, если вы привыкли пить воду сразу же после пробуждения, то в день поста, встав до утренней зари, можете пить, даже если не собирался делать этого специально.

В дни постов, продолжающихся только в дневное время (в частности, 17 тамуза), разрешено умываться, умащаться и носить кожаную обувь. Но в эти дни запрещается полоскать рот водой, а также брать в рот любую пищу даже только для того, чтобы попробовать ее на вкус и выплюнуть.

Больные (даже неопасно), беременные и кормящие женщины, которым трудно поститься, а также дети освобождены от обязанности поститься в этот день (здесь речь идет о посте 17 тамуза. Про остальные посты будем говорить в каждом случае отдельно). Но эти люди не должны есть на глазах у всех, и лакомиться деликатесами (вообще не должны в такой день есть ради удовольствия). Им следует ограничиться простой пищей, полезной для их здоровья. Это же относится и к детям. Они должны скорбеть о разрушении Храма вместе с взрослыми, несмотря на то, что не участвуют в посте.

Наши мудрецы говорят: «Слово таанит («пост») – после перестановки двух букв превращается в «тет ани» – «отдай бедняку». Это означает, что на постах не экономят – все, что было «сэкономлено» в этот день, отдают беднякам. Лучше всего непосредственно разделить между ними продукты, но, если это невозможно, их выкупают, и вырученные деньги жертвуют на исполнение какой-либо заповеди.

Когда придет Мошиах (и Храм будет восстановлен), то посты, установленные в память о разрушении Храма, будут отменены

Комментарии: ПАРА СЛОВ О ТРЕХ НЕДЕЛЯХ
Нет добавленных комментариев