Printed from chabad.odessa.ua

ЕВРЕЙСКИЕ ИНСТРУКЦИИ

Пятница, 09. Август, 2019 - 4:41

 38752_o.jpg
9 АВА 5779 ГОДА — НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Внимание! В связи с тем, что траур начнется сразу же после окончания шабата, то все, присутствующие в синагоге должны будут тут же переодеть обувь (заменив кожаную на резиновую, тряпичную или какую-нибудь другую). Это значит, что сменную обувь нужно будет принести в синагогу до начала шабата (например, в пятницу, 9 августа) и оставить там. 

В саму субботу запрещено поститься и грустить, поэтому в эту субботу можно будет есть мясо и пить вино (чего не делают все дни с 1 по 9 ава) и кушать вплоть до начала поста (не делая разделяющую трапезу — сеуда мафсекет — как во все годы). Непосредственно перед постом, рекомендуется выпить 1-2 литра (5-6 чашек) горячего и сильно сладкого чая — для того, чтобы повысить уровень сахара в крови и тогда пост будет легче переноситься.

В эту субботу (потому что это все-таки 9 ава) не изучают очередную главу «Пиркей авот»

 

ДЕНЬ, КОГДА НЕ ГОВОРЯТ «ШАЛОМ»

Месяц ав вообще трудно отнести к категории «это хорошо для евреев», и знающие люди, например, настоятельно рекомендуют тем, кто втянут в судебный процесс, постараться избежать принятия судебного решения вплоть до конца ава, или, в крайнем случае, отложить его хотя бы до исхода 9 ава, но 9 ава — это апогей национальной трагедии, день, Хуже-Которого-Просто-Не-Придумать,

Причем за последние два с половиной века этот день стал символом не только национальной трагедии, но и национальной идентификации. Дело в том, что во второй половине XVII века, когда возникло движение Шаббтая Цви, его руководитель упразднил пост Девятого ава, объявив его праздничным днем, да и реформистское движение в течение в течение длительного времени также не признавало Девятое ава как день траура, поэтому в настоящий момент соблюдение этого поста стало признаком приверженности настоящему (ортодоксальному) иудаизму. 

Общим правилом траура Девятого ава является приравнивание его к трауру по ближайшему родственнику. Начинается он с заходом солнца в день, предшествующий девятому числу, и продолжается до выхода звезд в день Девятого ава. 

Последняя трапеза до начала поста (называется сеуда-мафсекет, «разделяющая трапеза») должна начинаться с вареного яйца — традиционного символа скорби и еды скорбящих, которое окунают в пепел, как напоминание о сожженном Храме. Эту трапезу желательно есть в одиночку либо с еще одним человеком за столом (если за столом окажется трое взрослых мужчин, то после трапезы придется произносить совместное благословение — зимун, а перед Девятым ава это делать не рекомендуют). 

Однако, если канун Девятого ава (или самое Девятое ава, как в этом году) приходится на субботу, то сеуду-мафсекет не делают и можно есть и пить (в том числе есть мясо и пить вино, т.к. это будет субботний день) практически до самого начала поста.

В течение всего поста предписано соблюдение следующих правил: 

полное воздержание от еды и питья; 

воздержание от купания (можно лишь ополаскивать руки в гигиенических целях); 

воздержание от интимных отношений; 

воздержание от пользования благовониями и притираниями (парфюмерией);

запрещение носить кожаную обувь; 

не принято работать или заниматься делами (либо, если эти дела неотложны, то ими занимаются со второй половины дня); 

первую половину дня (начиная с вечера предыдущего дня) следует сидеть на полу или на низкой скамейке; 

запрещено изучать Тору, ибо она является источником радости. Можно читать и изучать лишь тексты, связанные с выражением скорби и горести: 

Вечером, в канун Девятого ава, в синагогу приходят в матерчатых тапочках или резиновых туфлях (в этом году — тапочки оставляют в синагоге с пятницы).

После вечерней молитвы все садятся на низенькие скамеечки и при скудном освещении читают самую траурную книгу Танаха, книгу «Эйха» (Плач Ирмияѓу) и траурные элегии, которые называются кинос.

Из синагоги расходятся не приветствуя друг друга (слово «шалом» одного корня со словом «шлемут» (совершенство), а как раз в этот день мы от него ой как далеки), То же самое и утром. Вообще, Девятого ава при встречах-прощаниях ограничиваются кивками, но если с вами здоровается человек, незнакомый с этим обычаем, нужно ответить на его приветствие, не выражая однако чрезмерной радости и, давая ему понять, что «не время сейчас».

Во время утренней молитвы не надевают тфилин и талес, но делают это во время дневной молитвы. На исходе Девятого ава совершают кидуш левонэ (благословение луны) и устраивают трапезу, однако пить вино и есть мясо по-прежнему нельзя, до полудня следующего дня (это связано с тем, что хотя Храм и был сожжен девятого числа, но огонь полыхал до полудня следующего дня).

 

ГТО ПО ИУДАИЗМУ: ДЕНЬ ВСЕХ ВЛЮБЛЕННЫХ

В последние десятилетия на просторах бывшего Советского Союза получил признание праздник из западнохристианской традиции, т.н. Валентинов день. Все больше и больше людей назначают решительные признания в любви именно на этот день, надеясь, что «покровитель всех влюбленных» поможет им завоевать сердце своей симпатии. Не обошло это поветрие и евреев, оторванных от своих традиций, которые шлют друг другу «валентинки», заявляя, что не видят в этом ничего дурного и вообще, очень жаль, что у нас ведь такого нет.

Но… если копнуть поглубже, то, как обычно, выясниться, что у евреев давным-давно существует аналогичный праздник. Давным-давно — это примерно на 1500 лет раньше… И называется этот праздник Ту би-ав — 15 ава.

В древности существовал обычай, согласно которому еврейские девушки выходили танцевать в виноградники Иерусалима, а юноши любовались их танцами и присматривали себе подходящую пару. Как сказано в Талмуде «каждый, у кого не было жены, приходил сюда». Самый известный из таких случаев выбора жен описан в Танахе, в книге Судей (та самая амнистия колена Биньямина). 

Чтобы бедные девушки, не имевшие красивой одежды, не стеснялись этого и дабы богатство ее родителей не влияло на выбор юноши, было принято, чтобы девушки менялись платьями. В результате никто не испытывал стыда за небогатый наряд, да и выбирать невесту по красоте платья было рискованно — кто знает, кому это платье принадлежит в действительности.

Вот так оно было. А вы говорите — Валентинов день…

Кстати, и по сей день, очень многие стараются поставить хупу именно 15 ава. Говорят, удачный день для влюбленных.

 

ДЕНЬ, КОГДА ЛОМАЛИ ТОПОРЫ

А вот еще одна традиция этого дня. Пока молодежь присматривалась друг к другу, у евреев постарше было свое занятие. 15 ава завершалась подготовка топлива для службы в Храме. Дело в том, что 15ава было последним днем лета, дальше начиналось повышение влажности воздуха, древесина начинала размягчаться и в ней могли появиться червячки. Использовать для жертвоприношений дрова с некошерным содержимым было нехорошо, поэтому 15 ава было последним днем, когда рубили дрова для будущих храмовых жертв.

Окончание рубки дров завершалось разламыванием топоров. Это не был акт бессмысленного вандализма или проявление широкой еврейской души а-ля битье посуды и ресторанных зеркал. Наоборот, наши мудрецы говорят, что, ломая топоры, люди выражали главнейшую цель Храма

Как? Давайте вспомним, что говорит Всевышний: «А когда ты Мне будешь делать жертвенник из камней, не клади их обтесанными, дабы не занес ты над ними железо и не осквернил их» (Шмот, 20:22) и «Не поднимай на них железо… из цельных камней построй жертвенник Б гу» (Дварим, 27:5,6). Получается, что если какое-либо железное орудие лишь касалось камня, то камень этот считался непригодным для жертвенника. Наши мудрецы толкуют это так: «Железо было создано, чтобы укорачивать человеческую жизнь, а жертвенник был создан, чтобы продлевать человеческую жизнь, поэтому не подобает, чтобы то, что укорачивает, касалось того, что удлиняет». То есть железом, из которого делали орудия смерти и разрушения, нельзя было пользоваться при создании жертвенника, призванного принести человеку вечный мир и согласие. 

Ну и раз использовать те же топоры целям полностью противоположным целям служения жертвенника и Храма неприемлемо, то поэтому и ломали топоры, служившие Храму. Чтобы, не дай Б г, не воспользоваться ими по их прямому предназначению.

Комментарии: ЕВРЕЙСКИЕ ИНСТРУКЦИИ
Нет добавленных комментариев