Printed from chabad.odessa.ua

НАШИ ДАТЫ

Воскресенье, 08. Декабрь, 2019 - 13:34

aIKu10625256.jpg10 кислева 5587 года (10 декабря 1826 года) — Освобождение рабби Дов-Бера (Мителер ребе).

Мителер ребе был заключен в тюрьму на основании доноса. Его авторы даже подделали письмо Мителер ребе о направлении средств в Святую Землю, принадлежавшую тогда Турции — злейшему врагу России, однако, Мителер ребе доказал следователям, что письмо поддельное и все средства, отправляемые им в Эрец-Исраэль, предназначаются для бедных. После того, как следователи сообщили губернатору ответы ребе, тот попросил, чтобы его и доносчиков, привели к нему на очную ставку.

Мителлер ребе оделся в белые субботние одежды и на роскошной карете отправился к губернатору. Хасиды опасались, что это возбудит гнев губернатора, однако получилось иначе: красота и великолепие Мителер ребе снискали ему милость в глазах губернатора. Милость настолько большую, что он даже предложил ему сесть (сидеть в присутствии столь важного сановника — это в царской России было немало). 

Прибывший доносчик стал излагать свои доводы, называя при этом рабби Дов-Бера «ребе». «Смотрите», — обратил внимание губернатора Мителер ребе, - «он говорит, что я лгун и бунтовщик, и в то же время называет меня «ребе». 

Доносчик смутился и смешался. 10 кислева Мителер ребе отправил губернатору просьбу об освобождении, которая и была удовлетворена.


12 кислева 5334 года (7 ноября 1573) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Шломо бен Йехиэля Лурии (Маѓаршал или Рошаль)

Рабби Шломо родился в начале XVI века в Познани. Рано осиротев он воспитывался у дедушки со стороны мамы, эрудированного талмудиста Ицхака Клойбера, а потом учился у раввина Острога и главы местной йешивы рабби Калонимуса Хаберкастна, на дочери которого и женился. Уже в молодости Маѓаршал прославился ученостью (самым известным из его трудов стал сборник комментариев к Талмуду «Ям шель Шломо» («Соломоново море»)), и многие раввины, в том числе зарубежные, стали обращаться к нему по вопросам еврейского законодательства. Его решения признавались большинством авторитетов, с которыми он переписывался, хотя необычайной твердостью в отстаивании своего мнения и резкими суждениями, как о современниках, так и о предшественниках, Маѓаршал нажил много врагов. 

Рабби Шломо Бен Йехиэль Лурия ушел из этого мира в 1573 году в польском городе Люблин. Его потомки известны нам под фамилией Рошаль.


12 кислева 5759 года (1 декабря 1998 года) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Йосефа-Ицхака Кацена, «отца еврейского Интернета».

Рабби Кацен родился в 1954 году в семье рабби Залмана и ребецн Шифры-Шулы, бежавших в Америку от ужасов сталинских лагерей и нацистских концлагерей. Юношей он оставил родной Кливленд и отправился в Нью-Йорк, где начал работать в штаБ квартире Хабада.

Рабби Йосеф-Ицхак всячески старался поставить современные технологии на службу идишкайт. В 1988 году он привлек тысячи людей в сеть Фидонет — предка нынешнего Интернета. Он перевел в цифровой вид тысячи еврейских книг, создав тем самым первую в мире виртуальную еврейскую библиотеку. А со временем, по мере развития Интернета, рабби Казен создал сайт www.сhabad.org, став «отцом еврейского Интернета».

Рабби Йосеф-Ицхак ушел из этого мира в возрасте 44 лет и был похоронен на кладбище «Old Montefiore» в Квинсе, поблизости от места упокоения Ребе.


13 кислева 4235 года (475 год до н.э.) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) рабби Равины бар рав Хуна (Равина II)

Материал для Талмуда накапливался в течение 200 лет, с момента составления рабби Йеѓудой ѓа-Наси и группой мудрецов-таннаев основного свода законов — Мишны. В начале V века мудрецы Аши и Равина I возглавили группу амораев (талмудических мудрецов), которые должны были закончить составление Вавилонского Талмуда. Редактирование Талмуда продолжалось в течение нескольких поколений. Раввина II — глава йешивы в вавилонском городе Сура — возглавил последнюю группу редакторов-амораев. После эпохи Раввины II Талмуд был «закрыт» и последующее поколение мудрецов-савораев занималось лишь минимальным редактированием имеющихся текстов.


14 кислева 2193 года (1568 год до н.э.) — День рождения Реувена бен Яакова.

14 кислева 2318 года (1443 года до н.э.) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) Реувена бен Яакова.

Реувен был первенцем нашего праотца Яакова иего жены Леи, а также вообще первым ребенком Яакова. По праву первородства он должен был возглавить еврейский народ, получив для своего колена двойной удел в Эрец-Исраэль, атрибуты царственности, однако после того как он, по выражению Торы «расстроил отцовское ложе». Великий мудрец и комментатор Раши так объясняет слова Торы «и пошел Реувен и лег с Билѓой, наложницей отца своего» (глава Ваишлах 353:22) — «За то, что расстроил (отцовское) ложе, Писание вменяет ему, как если бы он с ней лег. А почему он расстроил и нарушил его постель? Потому что, когда умерла Рахель, Йааков взял свое ложе, неизменно стоявшее в шатре Рахели и ни в каком другом шатре, и перенес его в шатер Билѓи. Тогда Реувен пришел вступиться за свою мать и расстроил отцовское ложе». Согласно другим комментариям он лег на пороге шатра Бильѓи, намереваясь не дать Яакову войти и отец понял его намек. Однако после этого события вышеупомянутые привилегии были отняты у Реувена и отданы Йеѓуде и Йосефу.

В возрасте 45 лет вместе с отцом и братьями Реувен переехал в Египет где и покинул этот мир ровно в 125-й день своего рождения. Потомки колена Реувена получили совй удел к востоку от Иордана и их соседями были также колено Гада и половина колена Менаше.


14 кислева 5689 года (27 декабря 1828 года) — Свадьба Ребе Менахема-Мендела Шнеерсона и ребецн Хаи-Мушки, дочери рабби Йосефа-Ицхака (шестой Любавический ребе, ребе Раяц). 

Известие о свадьбе вызвало ажиотаж в еврейском мире и в Варшаву, где должна была проходить церемония прибыли тысячи евреев, среди которых были приехавший из Риги отец невесты ребе Раяц, и его тесть рабби Авраѓам Шнеерсон из Кишинева. К сожаленью выехать из Страны Советов было невозможно, поэтому родители жениха, рабби Леви-Ицхак и ребецн Хана, приехать не смогли. В этот день они устроили у себя дома трапезу, в которой приняли участие многие днепропетровские евреи.

Церемония каболас поним (встречи невесты и жениха) проходила в здании варшавской йешивы «Томхей тмимим». В зал входили по пригласительным билетам и там оказалась «всего» тысяча человек, зато церемонию самой хупы во дворе синагоги могли наблюдать все желающие, а таковых было больше пяти тысяч! 

Свадебный пир, песни и пляски продолжались до семи утра. Такой свадьбы Польша еще не видела.

Комментарии: НАШИ ДАТЫ
Нет добавленных комментариев