Printed from chabad.odessa.ua
ב"ה

Еврейская история и ее действующие лица

Четверг, 05. Ноябрь, 2020 - 15:02

Снимок экрана 2020-10-29 в 19.04.40.png

В сегодняшней недельной главе «Вайеро» мы читаем о начале противостояния в семье нашего праотца Авраѓама — между его сыновьями Ицхоком и Ишмоэлем. Много лет дом Авраѓама не слышал детских голосов, и вот, наконец, Всевышний благословил его двумя сыновьями: сначала Агарь, служанка Сары, родила Ишмоэля, а потом Сара родила Ицхока. Казалось бы, жизнь в семье налаживается. Но однажды Сара посмотрела в окно и с ужасом увидела, «что сын Агари, которого та родила Авраѓаму, насмехается» (Брейшис, 21: 9) над Ицхоком. Мидраш предлагает несколько толкований слова «насмехается»: идолопоклонство, которому Ишмоэль учил Ицхока, попытку убийства (Ишмоэль якобы в шутку стрелял в Ицхока из лука) и распутство. Сара всерьез задумывается о том, какой пример показывает пасынок ее праведному ребенку, рождения которого она так долго ждала. Не желая рисковать судьбой своего единственного сына, она требует от Авраѓама изгнать его старшего сына из дома. Наш праотец оказывается в очень сложном положении: ведь Ишмоэль — его первенец… Тора говорит: «И худо было такое очень в глазах Авраѓама» (там же, стих 11). Он спорит с Сарой до тех пор, пока Сам Г‑сподь не вмешивается и не наставляет его повиноваться жене: «И сказал Б‑г Авраѓаму: «Да не будет худо в глазах твоих из-за отрока и из-за твоей рабыни. Во всем, что скажет тебе Сара, слушай ее голоса» (там же, стих 12), ибо она великая пророчица и видит дальше тебя!

Продолжение этой истории весьма драматично: пути братьев расходятся. Ишмоэль покидает дом в Беер-Шеве, уходит со своей матерью в пустыню Паран, берет себе жену из Египта. В то же время Ицхок остается в доме отца, чтобы унаследовать завет между Б‑гом и Авраѓамом. Он продолжает путь распространения веры в мире, и его потомки получают в наследство землю патриархов, Землю Израиля… И здесь возникает вопрос: почему Ицхок, а не Ишмоэль? Чем он лучше своего старшего брата? В конце концов, Ишмоэль — первенец, а мы знаем, насколько Тора заботится о правах старшего сына: он свят уже во чреве, он первый наследует царство и другие отцовские права, связанные с властью, и получает двойную долю наследства.
 

Любавичский Ребе объясняет, что Ишмоэль — дитя природы, а Ицхок — дитя чуда. Ишмоэль родился в результате естественной связи между мужчиной и женщиной. Его мать, Агарь, была молодой женщиной, способной рожать, и в тот период Тора не упоминает, что Авраѓам уже стар и не может иметь детей. Напротив, Сара дала Авраѓаму Агарь, чтобы та родила ему ребенка, следовательно, Авраѓам мог иметь детей, и проблема была в самой Саре. С другой стороны, Ицхок — дитя чуда. По самой своей сути — это сверхъестественное творение: Ицхок родился, когда его мать Сара была девяностолетней женщиной. Она сама удивляется: «После того, как увяла, будет мне младость?» (Брейшис, 18: 12). Она давно переступила возраст, в котором женщина могла зачать ребенка. Более того: Сара вообще была бесплодной, так как не могла родить даже в возрасте 20 лет, как сказано в конце главы «Ноях»: «И была Сарай бесплодна, нет у нее детей» (Брейшис, 11: 30). При рождении Ицхока Авраѓам был 99‑летним мужчиной, который не мог зачать ребенка, как свидетельствовала Сара в то время: «И господин мой стар» (Брейшис, 18: 12). Вот что отличало детей: Ицхок родился в Б‑жественной истории. С первой минуты появления на свет, он понял, что является частью чего-то большего. Он не обычный ребенок, которому суждено играть во дворе с друзьями, а ребенок, который родился только благодаря вмешательству Всевышнего. И это то, что позволяет ему быть избранным: потому что для того, чтобы смело решать сложные задачи, встающие перед евреями, нужно быть человеком, принадлежащим Г‑споду. Не как Ишмоэль, который в лучшем случае узнал о Б‑ге и услышал о Нем так, как он слышал об интересных явлениях в большом мире, а как ребенок, который свят уже во чреве матери, который не существует без Б‑жьего выбора и, следовательно, ему уготована великая судьба.

Вот один из примеров глубины связи между евреем и Б‑гом. Эли Визель, знаменитый американский писатель, правозащитник, общественный деятель и лауреат Нобелевской премии мира, был 10‑летним мальчиком, когда началась Вторая мировая война. Его семья жила в городе Сигете в Северной Трансильвании (Румыния), поэтому в первые годы ужасы войны их не коснулись. В мае 1944 года, когда Эли было 14 лет, все евреи города были депортированы в Освенцим. Его мать и младшая сестра погибли, как только прибыли в лагерь, а его самого и отца перевели на принудительные работы. Отец, сильный и крепкий мужчина, таял у него на глазах, и Эли изо всех сил пытался сохранить ему жизнь. За несколько месяцев до освобождения его отец заболел дизентерией, и когда он ночью шепнул Эли, чтобы тот подошел и помог ему, охранник, услышав этот шепот, избил его так, что он умер. В одном из своих рассказов («Суд над Б‑гом») Эли описывает одно драматическое событие, которое он пережил в лагере. Он познакомился с пожилым евреем, в прошлом — преподавателем иешивы, и они вместе повторяли наизусть главы из Талмуда, лежа на нарах. Однажды вечером учитель позвал его в один из лагерных бараков. Там сидели трое пожилых раввинов, которые объявили, что собираются учинить «суд над Б‑гом по законам Торы». Эли был выбран свидетелем от имени обвинения и должен был рассказать об ужасах, которые он видел за свою короткую жизнь. Суд длился несколько ночей, были заслушаны показания, собраны доказательства, и в конце трое судей единогласно постановили: не может быть оправдания зверствам, через которые проходит еврейский народ, и Б‑г не может снять с Себя ответственность за все происходящее. Потом установилось долгое молчание, которое нарушил один из судей. Подняв голову к небу, он сказал: «Я думаю, что уже можно молиться Маарив…» И судьи встали, чтобы помолиться тому же Б‑гу, Который как раз несет ответственность за страдания еврейского народа, чтобы произнести перед Ним с волнением и преданностью: «Б‑г Всевышний, Который воздает благими милостями…»

Как евреи могут жить в таком противоречии? Дело в том, что еврей не просто «читал рассказ» о Б‑ге, он вырос в рассказе, согласно которому Б‑г принадлежит ему. Это его суть. Он знает, что с момента своего рождения предназначается для уникальной миссии. Человек не может предать самого себя, не в силах отрицать свою самоидентификацию. Он может злиться на себя, заблуждаться в отношении себя, но он не может оставить это позади и уйти в другое место.

Тем не менее, наши мудрецы считают, что корень борьбы Ишмоэля с Ицхоком лежит в обнаруженном им факте: Авраѓам и Сара рассматривали возможность отобрать у него первородство. Представьте себе: одно разочарование и он готов навредить святому и дорогому для его родителей. А мы? Через что мы только не прошли?! Какие только разочарования не постигли нас! Какие ожидания не были уничтожены на протяжении многих лет! И мы никуда не ушли. Мы страдали от боли и продолжали молиться. Ибо в этом разница между тем, кто читает рассказ, и тем, кто является его частью, чье существование приписывается чуду.

Эта идея имеет огромное воспитательное значение: многие родители утверждают, что еврейское образование может подождать до подросткового возраста. Когда ребенок начнет полностью понимать, что происходит вокруг, мы отправим его учиться в «еврейскую школу по воскресеньям». Кроме этого, как разумные люди, которые ведут себя естественно, мы можем избегать рассказывать детям о чудесах и сверхъестественных явлениях, произошедших с нашими предками, и сосредоточимся на логических объяснениях достоинств еврейского народа. Оба эти подхода приводят к одному и тому же результату: ребенок читает отстраненный рассказ вместо того, чтобы быть его участником и осознавать, что это цепь событий, которая привела его в мир, это его личная история. Иудаизм, следуя своему традиционному подходу, стремится с момента заключения завета в возрасте восьми дней воспитывать детей на историях о чудесах и сверхъестественном выживании нашего народа. Только так еврейская история становится «семейной историей», которая является самой сутью еврейского самосознания. И именно в ней заложен секрет нашего многовекового выживания, необъяснимого в рамках естественных законов природы. Давайте же будем стремиться к тому, чтобы и мы, и наши дети, и их дети всегда продолжали оставаться действующими лицами этой истории!

 

Комментарии: Еврейская история и ее действующие лица
Нет добавленных комментариев