К моему большому сожалению, в последние недели я присутствовал на похоронах нескольких своих прихожан, двое из которых были не только ветеранами нашей общины, но и моими близкими друзьями. Один из них — Соломон, так все в общине звали Шломо бен Зелига Смоляра, а другой — врач Йосеф Зильберман, которого все называли просто Доктор. На похоронах доктора, который более 50 лет (!) работал акушером-гинекологом в Одессе, человека, ставшего при жизни легендой, я не переставал удивляться. Никогда ни на одних похоронах я не испытывал ничего подобного. Многие женщины стояли у гроба, плакали и рассказывали удивительные истории о том, как доктор Зильберман спас их, сохранил их беременность или даже вылечил их от бесплодия. Одна рассказала, что почти двадцать лет не могла забеременеть и только благодаря лечению у Доктора, сейчас рядом с ней стоит ее сын, которому уже 23 года. Другая, вся в слезах, говорила об очень тяжелых родах, ход которых изменился к лучшему после прихода ангела Зильбермана. Один мужчина рассказал, как около двадцати лет назад вез свою жену в роддом на такси. Водитель спросил, к какому врачу они едут. И, узнав, что к Зильберману, сказал им: «Не беспокойтесь, все будет в порядке!..» Эти и другие захватывающие и трогательные истории, рассказанные на похоронах, служили дополнительным доказательством того, что мы и так прекрасно знали: Доктор отдавал все свое время, все свои душевные и физические силы, все, что у него было, ради здоровья женщин, рожениц и всех, кто нуждался в его услугах. Доктор Зильберман работал до своего самого последнего дня. Даже больной, лежа в больнице, еще утром в день своей смерти он консультировал женщин, которые ему звонили с вопросами…
Соломон был габаем нашей общины более 20 лет. Каждый день в течение этого времени на общественных молитвах он объявлял, на какой странице Сидура находится хазан, начало каждого отрывка молитвы и чтения Торы, какую Ѓафтору читают в Субботу и т. д., так что даже человек, который приходил в синагогу впервые в своей жизни, всегда ощущал свою сопричастность и мог немедленно присоединиться к молитве… На его похоронах я попросил одного из прихожан сказать, что каждый год в конце Симхос-Тойре один человек от имени общины благодарит Соломона за тяжелую работу, которую он проделал во время осенних праздников. Но поскольку в этом году на второй день Симхос-Тойре Соломон почувствовал себя плохо и не пришел на молитву, он не смог услышать, как прихожане поблагодарили его, поэтому теперь мы просим от имени всей общины поблагодарить его. И тогда все присутствующие стояли и долго аплодировали дорогому Соломону за работу, которую он проделал в праздничные дни, но на этот раз, без сомнения, это были аплодисменты за все чудесные 22 года, в течение которых Соломон выполнял свои обязанности, намного превосходя то, что от него требовалось.
И Соломон, и Доктор Зильберман — это люди, которые заслужили свое доброе имя упорным трудом, преданностью своему делу и бесконечным самопожертвованием ради других.
* * *
В начале недельной главы «Хайей Соро» мы читаем о смерти нашей праматери Сары. Авраѓам просит у хеттов (местных жителей) ахузат кевер — участок земли, чтобы похоронить на нем Сару: «Пришелец и житель я с вами, дайте мне владение погребальное при вас, и я погребу умершую мою от лица моего» (Брейшис, 23: 4). Сначала они говорят с ним так, как будто собираются отдать ему землю без всяких компенсаций: «Послушай нас, мой господин! Князь Б‑жий ты среди нас. В лучших погребальнях наших погреби твою умершую, никто из нас погребальни своей не заградит от тебя, от погребения умершей твоей» (там же, стих 6). В ответ Авраѓам просит их поговорить с Эфроном, чтобы тот согласился продать ему свою землю: «Упросите для меня Эфрона, сына Цохара, чтобы он дал мне пещеру Махпела, которая у него, которая на краю поля его; за полную цену серебром пусть даст ее мне среди вас во владение погребальное» (там же, стихи 8–9).
Раши в своем комментарии пишет: «Плата сполна, вся ее стоимость. И так же Давид сказал Аравне: «за полную цену серебром». Наш праотец Авраѓам сказал Эфрону: «Ты предлагаешь мне это поле бесплатно, но я в этом не заинтересован. Я хочу заплатить «всю стоимость», «полную цену». Раши не удовлетворяется объяснением смысла слов Авраѓама и приводит в доказательство то, что сказал царь Давид Аравне при покупке гумна: «за полную цену». Царь Давид находился в Иерусалиме, когда у него возникла недобрая мысль пересчитать сыновей Израиля: «И встал Сатан против Израиля, и подстрекал Давида исчислить Израиль» (Диврей ѓайомим I, 21: 1). «И злом было это в очах Б‑жьих, и поразил Он Израиль» (там же, стих 7). Всевышний послал ангела истребить жителей Иерусалима: «И поднял Давид глаза свои и увидел ангела Г‑сподня, стоящего между землей и небом, и меч обнаженный в руке его простерт над Иерусалимом» (там же, стих 16). Давид понимает, что вина полностью лежит на нем, и начинает молиться: «И сказал Давид Б‑гу: «Не я ли велел исчислять народ? Это я согрешил и содеял зло. А эти овцы, что сделали они? Г‑споди, Б‑же мой! Да будет рука Твоя на мне и на доме отца моего, а народ Свой не поражай! (там же, стих 17).
Ангел Б‑жий велит пророку Гаду сказать Давиду, что он должен построить жертвенник Всевышнему на гумне Аравны-йевусея и принести на нем жертву. Давид идет к Аравне и просит его: «Дай мне место, что занято гумном, и я построю на нем жертвенник Г‑споду, — за полную цену отдай его мне, и прекратится мор в народе» (там же, стих 22). Аравна отвечает Давиду: «Возьми его себе, и пусть делает господин мой царь, что угодно ему» (там же, стих 23). Однако Давид не соглашается: «Нет, ибо только за полную цену хочу купить я, потому что не могу принести Г‑споду то, что принадлежит тебе, и во всесожжение — даровое. И дал Давид Орнану (в отличие от Книги Шмуэля, Диврей ѓайомим называет Аравну Орнан; у него было еще несколько вариантов имени) за место это шестьсот шекелей золота. И построил там Давид жертвенник Г‑споду и вознес всесожжения, и жертвы мирные, и призывал Г‑спода, и Он ответил ему огнем с небес на жертвеннике всесожжения» (стихи 24-26).
Почему царь Давид отказался принять предложение Аравны, почему он настаивал на том, чтобы заплатить за гумно «полную цену»? В конце концов, царь Давид завоевал Иерусалим у йевусеев, так что все части города находятся в его власти. Но, собираясь построить жертвенник Б‑гу, он не довольствуется тем, что завоевал весь город. Несмотря на то, что он может построить жертвенник где угодно, он не желает принять землю бесплатно. Он хочет полностью оплатить цену гумна. Причина этого такова: «потому что не могу принести Г‑споду то, что принадлежит тебе». Пока он не заплатит «всю стоимость», «полную цену» — земля все еще имеет определенную связь с Аравной, она по-прежнему «то, что принадлежит тебе». Завоевание Иерусалима Давидом не полностью нарушает связь Аравны с этой землей. Даже если он отдал бы ее Давиду бесплатно, у него все равно остались бы некоторые права на нее. Царь Давид хочет полностью отрезать гумно от его прежнего хозяина, чтобы тот не имел к нему никакого отношения, не имел ничего общего с жертвенником и жертвоприношениями — поэтому он хочет заплатить за гумно «полную цену».
Так поступил и наш праотец, когда покупал пещеру Махпела. Хотя Б‑г пообещал ему: «Твоему потомству дам эту землю» (Брейшис, 12: 7) и она принадлежит ему по праву, Авраѓам не хочет, чтобы у Эфрона оставалась даже минимальная связь с этим местом, пусть даже и лишь в названии — «поле Эфрона». Наш праотец не хочет просто брать «по праву», получать бесплатно, но требует, чтобы у него взяли «полную цену» за «полную стоимость» земли, чтобы она полностью вышла из собственности прежнего владельца.
Эти истории говорят о том, что и наш праотец Авраѓам, и царь Давид заплатили «полную цену» за то, что они могли получить бесплатно, более того, эти земельные участки уже принадлежал им, будь то в силу завоевания Иерусалима царем Давидом, или в силу обещания Б‑га Авраѓаму. Какой вывод мы можем сделать для себя? В книге «Зоѓар» (часть 2, 128) говорится, что когда заповеди даются нам «бесплатно», без усилий и труда, на них не нисходит дух святости. В духовной сфере изобилие приходит только в обмен на усердную работу и преодоление трудностей. Поэтому человек должен изо всех сил стремиться соблюдать Тору и заповеди. Авраѓам и Давид не хотели получать даже то, что они заслужили, бесплатно. Они хотели получить это, вкладывая средства со своей стороны, только путем полной оплаты, как требовалось. Наш праотец Авраѓам и царь Давид учат, что человек может подумать о себе: «Поскольку мои таланты благословлены, у меня есть хорошие задатки от природы, то я могу изучать Тору без особых стараний. Поскольку я выполняю заповеди без усилий, я не борюсь со злым началом — тогда от меня не требуется никакого труда». Истории пещеры Махпела и гумна Аравны-йевусея учат нас, что эта мысль не соответствует действительности. Наша работа — «покупать» нашу долю в этом мире. Где бы мы ни находились, какими бы чертами характера или талантами мы ни обладали, мы должны «покупать» их, платить за них, а не соглашаться на то, что нам дадут все бесплатно. Чтобы «купить» заповеди, «купить» Тору, познать материальный мир, «купить» его у стороны, противоположной святости, и сделать его жилищем для Б‑га — мы должны стараться и платить за это. Мы должны делать это путем тяжелого труда и многократных усилий, платить «полную цену». И таким образом мы получим продолжение слов «Зоѓара», в котором говорится, что плата, которую Авраѓам уплатил Эфрону, — «четыреста шекелей серебра, что в ходу у торговцев», — символизирует высшие миры, в которые праведники попадут в будущем. Как сказано в книге пророка Ишаяѓу (60: 21): «И народ твой — все праведники». Всех евреев называют праведными. Так что, заплатив «полную цену», сделав мир жилищем Б‑га, мы все, весь народ Израиля, получим высокую награду!