Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

Если завидовать — то только «белой» завистью!

Четверг, 26. Ноябрь, 2020 - 12:18

Снимок экрана 2020-10-29 в 19.04.40.png 

На днях у меня состоялся разговор по душам с одним из прихожан, который признался, что его постоянно мучает чувство зависти: «Я не знаю, как справиться с этой проблемой, я всем и всему завидую… Зависть возникает во мне всякий раз, когда я вижу чужой успех, у меня сразу появляется чувство неполноценности по отношению к нему. Иногда это чувство охватывает меня, когда у моих друзей есть то, чего нет у меня. Тогда у меня возникает ощущение, что я этого больше заслуживаю, и мне кажется, что у меня это забрали. Часто это чувство пробуждает во мне агрессию и желание мести. Это случается со мной, когда я замечаю у другого материальное, физическое, умственное, моральное или духовное преимущество. Иногда чувство зависти вызывает у меня беспокойство и разочарование… и все это написано у меня на лице, что очень неприятно. Что мне делать, как избавиться от этого ужасного состояния?»

— А ты знаешь, что зависть бывает «черная» и «белая»? — спросил я его. — Зависть считается особенно сильной и разочаровывающей эмоцией. В Песне песней она описывается такими словами: «Как преисподняя — люта зависть (или ревность: на иврите оба понятия обозначаются одним словом — кин’а); стрелы ее — стрелы огненные, пламень Г‑сподень!» (Шир ѓаШирим, 8: 6). «Черная» зависть возникают у нас от неудовлетворенности тем, что мы не обладаем чем-то, что есть у других. Она приводит нас к желчности, злобе, агрессии, желанию обидеть, унизить, оскорбить объект нашей зависти. «Белая» зависть — это умение разделять радость и успех другого человека. Она толкает нас на действие, чтобы достичь такого же и даже лучшего результата. Она побуждает нас развиваться и самосовершенствоваться и лежит в основе человеческой конкурентоспособности. Она заставляет людей превосходить самих себя, усерднее работать, чтобы развивать свои способности и достигать высот, которых они не достигли бы без соревнования. «Зависть мудрецов увеличивает мудрость» (Талмуд, трактат «Бава басра», 21а). Завистливый человек может, с одной стороны, справиться с этим чувством путем самосовершенствования; с другой, может попытаться помешать успеху объекта своей зависти, принизить его имидж в глазах других и даже разрушить его, — закончил я.

— Я все-таки не понимаю, — сказал мой собеседник. — Так завидовать — это хорошо или плохо?

Своими дальнейшими объяснениями я хотел бы поделиться и с вами, уважаемые читатели.
 

В нашей сегодняшней недельной главе «Вайейцей» описывается увлекательная история жизни двух сестер — Рахель и Леи. В ночь хупы совершается подлог: снятое с Рахель свадебное платье надевают на Лею. Жених узнает правду только на следующий день, когда дневной свет проникает в его комнату, и он может увидеть различия между сестрами-близнецами, которые были очень похожи друг на друга. И после этого колесо судьбы поворачивается в неожиданном направлении: ненавистная жена Лея рожает четырех сыновей, а Рахель — любимая жена — бесплодна! Рахель, за которую Яаков проработал семь лет в поле, видит дом, наполненный не ее детьми. 30‑я глава Книги Брейшис начинается с резко отрицательного высказывания в адрес нашей праматери Рахели: «И видела Рахель, что не родила Яакову, и позавидовала Рахель сестре своей. И сказала она Яакову: «Дай мне детей! А если нет — мертва я» (Брейшис, 30: 1). Рахель была переполнена сильной завистью к своей сестре, и ей хотелось добиться того, чего она заслуживала. Раши добавляет, что Рахель завидовала добрым делам Леи, которые сделали ее достойной чуда, изменившего ее судьбу. И все же эта резкая фраза вызывает огромное недоумение: зачем нужно так обижать Рахель и говорить, что она завидовала Лее?! Почему недостаточно просто сказать, что ее переполняло естественное желание стать матерью? Ведь независимо от Леи и даже если бы она вообще не рожала, Рахель всем сердцем желала основать народ Израиля! В конце концов, она произносит фразу, которая сильнее всех в Торе выражает суть материнства: «Дай мне детей! А если нет — мертва я». Рахель была «нашей матерью» во всей своей сущности, она не видела в своей жизни другого предназначения, чем быть матерью. Так зачем причинять ей вред и говорить, что она страстно завидует успеху своей сестры?

Более того, разве зависть была характерной чертой Рахель? Скорее, она является символом самопожертвования и сочувствия для всех поколений. В мидраше говорится: «Когда она увидела, как ее сестра пошла под хупу, она не ревновала — так теперь будет ревновать?!» Это намек на немыслимую историю со «знаками» (Талмуд, трактат «Бава басра», 123а). Когда Яаков предложил Рахель выйти замуж, она предупредила его, что отец не позволит ей обойти старшую сестру. Яаков приготовился к этому и договорился с ней о знаках, которые она прошепчет ему на ухо, когда они войдут в шатер. В ночь свадьбы, однако, произошла удивительная вещь: вместо того, чтобы отойти в сторону и позволить сестре опозориться, Рахель подошла к Лее и прошептала обговоренный с Яаковом код. Известны слова мидраша о том, что этот благородный поступок гарантировал вечное право, благодаря которому мы выйдем из изгнания. Когда народ Израиля плачет над могилой Рахели, чтобы построить Храм, она обращается к Б‑гу и напоминает о милости, проявленной ею к своей сестре. И тогда Всевышний дает ей чудесное обещание: «Удержи голос твой от рыданья и глаза твои от слез, ибо есть воздаянье за труд твой… — возвратятся сыны в пределы свои» (Ирмияѓу, 31: 15–16). Так почему же так важно было обидеть праведника и подчеркнуть, что Рахель завидовала своей сестре?

В книге «Ѓайом — йом…» (запись за 24 хешвона) Любавичский Ребе пишет: «В том, что касается материального положения, нужно смотреть на того, кто ниже тебя, и благодарить Всевышнего за Его милость к тебе. В том, что касается положения духовного, нужно смотреть на того, кто выше, и просить у Б‑га разум, чтобы учиться у этого человека, а также способность и силу, чтобы подниматься выше».

Это революция в отношении к зависти. Во-первых, Ребе пишет, что есть целая область, достойная проявления этого чувства. Иногда мы должны испытать боль зависти, осознать ее, признать и позволить этому чувству распространиться в нас. Да, пусть душа горит! Когда вы встречаетесь с человеком более успешным в духовном плане — это послание от Б‑га для пробуждения. Тому, кто превосходит все стандарты щедрости, жертвуя на благотворительность, кто приходит домой рано, чтобы позаниматься со своими детьми, кто находит время, чтобы назначать урок Торы каждый день, — этим людям стоит завидовать. У зависти есть две степени. Во-первых, она помогает нам сосредоточиться на себе самих, показывает, кто мы и чем действительно хотим заниматься в жизни. Лучший способ узнать себя — прислушаться к своей зависти. Во-вторых, и это главное: зависть — движущая сила выхода из зоны комфорта, заставляющая нас встать с кресла и начать действовать. Мидраш говорит: «Без зависти ни один мужчина не построит дом и не женится на женщине». Если бы не желание обогнать других и добиться большего успеха, чем они, никто бы не отказался от спокойного уединения и не привел бы в свою жизнь другого человека. Никто, чтобы купить дом, не отдал бы свою жизнь в залог под ипотечную ссуду, конца выплатам которой не видно на горизонте.

Здесь приходит озарение: все это только из-за того, что речь тут идет о здоровой, «белой» зависти. Как говорит Ребе: «И просить у Б‑га разум, чтобы учиться у этого человека, а также способность и силу, чтобы подниматься выше». То есть, чтобы это была зависть, которая помогает учится у этого человека, а не жаждет его конца. Человек, испытывающий такую зависть, превращает ее объект в символ и предмет восхищения. Он не принижает его и не желает его падения. Он признает, что завидует ему, и понимает, что Б‑г послал его в качестве катализатора, чтобы заставить его самого делать необычные вещи. Он смотрит на его достоинства и пытается узнать секрет его успеха. Пока существует человек, которому вы завидуете, у вас есть двигатель роста, посланный вам Б‑гом, чтобы завоевывать новые рубежи. Но как только этот человек потерпит неудачу, вы будете следующим в очереди, потому что у вас не будет новой цели для победы. Уже говорилось, что худшее, что может случиться с бизнесом, — это быть первым и потерять своих конкурентов.

Об этом же говорит Раши в своем комментарии к нашей недельной главе: «Позавидовала Рахель сестре своей. Позавидовала ее добрым делам, думая: «Не будь она праведнее меня, не удостоилась бы иметь сыновей». Рахель не ненавидела Лею, а наоборот, сделала ее объектом восхищения, она наблюдала за ее делами и рассматривала ее как стимул для своего развития и новых достижений.

…Хочу завершить статью историей, которая наглядно показывает суть «белой» зависти. В доме четвертого Любавичского Ребе, рабби Шмуэля Шнеерсона (Ребе Маѓараш), росли два мальчика, которые с раннего возраста выделялись своими талантами и острым умом: Шнеур-Залман-Аѓарон и Шолом-Дов-Бер (будущий пятый Любавичский Ребе — Ребе Рашаб). Залман-Аѓарон был на два с половиной года старше своего младшего брата, но, как иногда случается, младший был более высокого роста, чем старший. Залману-Аѓарону было нелегко смириться с этим превосходством своего брата. Однажды он вырыл яму в земле, попросил брата встать в нее и сказал: «Вот, теперь я выше тебя!» Их мать, ребецн Ривка, позвала своего старшего сына и сказала: «Залман, ты выбрал не тот путь. Если хочешь возвышаться над своим братом — возьми камень и залезь на него. Поднимись сам, а не опускай брата…» А поскольку, как известно, все евреи — братья, эти слова — урок и указание для каждого из нас!

 

 

 
 
 
 
Комментарии: Если завидовать — то только «белой» завистью!
Нет добавленных комментариев