Printed from chabad.odessa.ua
ב"ה

КАК ОСТАНОВИТЬ АТОМНУЮ БОМБУ или О ГАРАНТИЯХ НАШЕМУ НАРОДУ

Четверг, 17. Декабрь, 2020 - 11:27

 WhatsApp Image 2020-12-17 at 18.32.12.jpeg

В начале месяца кислев недалеко от Тегерана был убит Мухсен Фахризаде — иранский физик-ядерщик, высокопоставленный офицер Корпуса стражей исламской революции. По данным Совета безопасности ООН, Фахризаде был старшим научным сотрудником министерства обороны Ирана и руководителем Центра физических исследований. Именно он стоял во главе тайной программы по созданию ядерной боеголовки для иранских баллистических ракет.

Неизвестно, кто его ликвидировал, но нет никаких сомнений в том, что это было сделано с целью понизить уровень развития ядерного оружия на территории Ирана. Исходя из мирового исторического опыта, полученного на примере других стран, устранение ученых или соглашения об отказе от разработки ядерного оружия не приводят к прекращению этих исследований. Это могло вызвать задержку, но никогда не было причиной полной остановки разработки ядерного оружия. Мы видели это в Северной Корее, то же самое происходит и в Иране.

В истории современного мира есть еще одна страна, которой безуспешно пыталась помешать разработать ядерное оружие. В 1960 году Франция помогла Израилю построить ядерный реактор в Димоне. В то время отношения между США и Израилем не были на том уровне сотрудничества, который мы знаем по последним десятилетиям. Америка не продавала Израилю оружие. В те дни президентом США был избран Джон Кеннеди, который, с одной стороны, улучшил отношения с еврейским государством и превратил их в «особые отношения» (ранее этот термин упоминался только в отношении партнерства США и Великобритании), но с другой стороны, считал, что у Израиля не должно быть ядерного оружия. Он очень сильно настаивал на этом вопросе. На каждой встрече высокопоставленных израильских деятелей с представителями правительства США основной разговор был о том, чтобы Израиль не разрабатывал ядерное оружие. Кеннеди говорил об этом с Голдой Меир, Шимоном Пересом, Аббой Эвеном и особенно с тогдашним премьер-министром Давидом Бен-Гурионом. Он потребовал, чтобы Израиль согласился на частые визиты американских инспекторов, которые будут приезжать, чтобы убедиться, что построенный реактор используется только для мирных целей. В Израиле, конечно, пытались уклониться от этого, и тогда в июле 1963 года Кеннеди написал официальное письмо Бен-Гуриону, в котором предупредил его, что дальнейшее развитие ядерных исследований ставит под угрозу отношения между США и Израилем. Давление было настолько сильным, что на следующий день после получения письма Бен-Гурион объявил о своей отставке с поста премьер-министра, в результате чего он вообще ушел из политики. Кеннеди продолжал оказывать давление на его преемника Леви Эшколя, но, в конце концов, американцы отказались от этого требования.

История доказала, что единственный способ остановить разработку ядерного оружия — это путь, который выбрал Израиль в Ираке и Сирии: летом 1981 года израильские ВВС разбомбили ядерный реактор на территории Ирака, а в сентябре 2007‑го аналогичная участь постигла предполагаемый реактор в сирийской провинции Дейр-эз-Зор…

* * *

На этой неделе завершился праздник Ханука, который в очередной раз напомнил нам о том, что обеспечивает вечную жизнь народа Израиля. Ведь обладание ядерной бомбой не гарантирует нашего существования (как, впрочем, ее наличие в руках наших врагов не подвергает нас опасности уничтожения).
 

Все мы знаем, какие исторические события стали причиной установления праздника Ханука. Во времена греческого владычества на Земле Израиля начались гонения на иудейскую религию. Власти наложили запрет на исполнение законов и заповедей Торы. Каждому еврею, совершавшему обрезание или соблюдавшему Субботу, грозила смертная казнь. Иерусалимский Храм был осквернен и превращен в святилище Зевса. Греки установили там статую идола и совершали ему жертвоприношения. Это привело к восстанию Хашмонаим (Хасмонеев). После победы над греческим войском им удалось захватить Иерусалим, завладеть Храмом, очистить его и 25 кислева зажечь в Меноре найденное неоскверненное масло. Его должно было хватить лишь на день, но чудесным образом оно горело в течение восьми дней — пока не было приготовлено новое.

Интересно то, что дата 25 кислева отмечена важными событиями в истории еврейского народа, произошедшими задолго до чуда Хануки. В мидраше говорится, что когда Моше спустился в первый Йом-Кипур с горы Синай и объявил народу Израиля, что Б‑г повелел построить Скинию, евреи были очень воодушевлены и сразу же приступили к строительству. Народ Израиля работал с такой проворностью, что весь Мишкан был готов к установке уже 25 кислева. Но Всевышний отложил возведение Мишкана на рош-хойдеш нисон. Поэтому тот день — 25 кислева — удостоился еще одного освящения на праздник Ханука, когда были заново освящены Храм и Менора. А на языке мидраша это звучит так: «25‑го числа месяца кислев работа по изготовлению Мишкана закончилась, и он был сложен до первого нисона… и с этого момента кислев проиграл… Всевышний сказал: «Я должен воздать… И это будет в дни освящения (ивритское слово ханука значит также «освящение») Хашмонаим» («Ялкут Шимони»).

В своих беседах Любавичский Ребе отмечает, что Второй Храм начали строить с разрешения персидского царя Кира. Затем более 40 тысяч евреев поднялись в Израиль под предводительством Зерубавеля, который был из колена Йеѓуды (из дома Давида), и первосвященника Йеѓошуа. Им удалось построить только жертвенник, и тут же было дано указание «заморозить» строительство. Когда над персидской державой воцарился Ахашверош, работы по восстановлению Храма были запрещены и возобновились лишь после его смерти, во время царствования Дария (сына царицы Эстер). Тогда Хагаю были переданы пророчества, и он призвал евреев Персии возвратиться на Святую землю и возобновить строительство Храма, не дожидаясь разрешения персидских властей. Это произошло «в 24‑й день девятого месяца», то есть 24 кислева. В этот день было дано пророчество о начале строительства Второго Храма и победе народа Израиля. Ребе говорит, что поскольку 24 кислева было началом строительства Второго Храма, и, кроме того, в этот день было сказано пророчество о победе народа Израиля, то это значило, что победа Хашмонаим также будет 24 кислева. Таким образом с самого начала периода Второго Храма эта дата стала днем радости.

Символ Хануки — Менора, ставшая символом еврейского народа задолго до описанных выше событий. В Ѓафторе ханукальной Субботы мы читаем пророчество Захарии в начале строительства Второго Храма, где он увидел золотой светильник с семью свечами (Захария, 4: 1–3). Хасидизм объясняет, что Менора символизирует народ Израиля. Подтверждение этому можно — довольно неожиданно — увидеть на арке Тита в Риме: завоеватели, желая подчеркнуть победу над Израилем, изобразили Менору, потому что это символ еврейского народа.

Самая большая разница между Первым и Вторым Храмом состоит в том, что в Первом Храме самым важным элементом был Ковчег Завета с двумя изображениями крувим (вид ангелов; в русском языке обычно используется термин «херувимы»), сделанными из золота, а во Втором Храме Святая святых была совершенно пуста, а наиболее важным элементом там была Менора.

Когда во времена Первого Храма сыны Израиля совершали паломничество в Иерусалим по праздникам, им показывали двух крувим с обращенными друг к другу лицами (Талмуд, трактат «Йома, 44а). Во Втором Храме посетители видели Менору, и поэтому она стала символом еврейского народа в те времена. В чем разница между крувим и Менорой? Крувим символизируют слова Б‑га, обращенные у народу Израиля. Когда Всевышний говорил с Моше, Его голос исходил меж двумя крувим, поэтому они символизируют пророчество, которое было в Израиле в период Первого Храма. В начале периода Второго Храма пророчество покинуло Израиль, осталась Менора, цель которой заключалась в том, чтобы показать: из Храма Б‑жестенный свет распространяется на весь мир. Свечи Меноры символизируют роль народа Израиля как «светоча для народов мира» (Ишайяѓу 42: 6). Хасидизм учит отсюда, что каждый еврей должен быть «светящей свечой».

В период Второго Храма еврейский народ (большинство которого все еще находилось в Земле Израиля) уже отправился в изгнание, на что указывает необходимость разрешения Кира, персидского царя, для проведения работ по восстановлению Храма. Роль еврея в изгнании — быть «светочем для других народов», символом нравственности и веры в Б‑га. Каждый из нас должен быть живым «светильником». Даже после разрушения Второго Храма Менора не исчезла безвозвратно. Каждую Хануку мы зажигаем свечи, потому что наша работа — быть светочами — длится вечно. И эти свечи никогда не погаснут!

 

Комментарии: КАК ОСТАНОВИТЬ АТОМНУЮ БОМБУ или О ГАРАНТИЯХ НАШЕМУ НАРОДУ
Нет добавленных комментариев