Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ВЫШЕ ЭТОГО МИРА?

Четверг, 06. Май, 2021 - 13:47

ruletka.jpg

В старом анекдоте в зал иешивы спускается ангел и объявляет раввину, что в награду за его праведное поведение ему разрешено выбрать желание, и оно будет тут же исполнено. Раввин пожелал обрести бесконечную мудрость, и ангел произносит: «Исполнено!» Сотни учеников с нетерпением ожидают услышать от своего ребе первое высказывание человека, овладевшего мудростью всех поколений. Раввин закрывает глаза и говорит: «Надо было попросить денег…»

Глава Торы «Бехукойсай», одна из двух читаемых в эту Субботу, посвящена теме воздаяния: наградам и наказаниям. На протяжении более чем сорока стихов, составляющих основную часть текста главы, Тора обещает вознаграждение и поощрение за исполнение заповедей. Дело не только в том, что заповеди являются волей Всевышнего, но они являются ключом и основанием для хорошей жизни, и наоборот. Исполнение Б‑жественной воли обеспечит нам все, к чему мы стремимся и для чего так много трудимся: безбедную и долгую жизнь, здоровье, средства к существованию, изобилие, безопасность и мир. В то же время восстание против воли Творца, не дай Б‑г, приведет к полному разрушению жизни во всех ее составляющих.

Но самое интересное — это то, о чем в нашей главе не упоминается. Удивительно, но Тора сосредотачивается исключительно на качестве жизни в этом мире, но не говорит ни слова о награде в мире грядущем. Тора умалчивает о том, что в конце жизни душа отделяется от тела и поднимается в верхний мир, где получает серьезное и важное воздаяние: праведники наслаждаются Б‑жественным откровением в Ган Эден, а нечестивцы получают наказание в Геѓиноме (аду). В своих комментариях на эту тему наши мудрецы поднимают два важных вопроса. Первый — зачем вообще интересоваться материальными достижениями, такими как средства к существованию, здоровье и безопасность? Ведь сказано: «Таков путь постижения Торы: хлеб с солью ешь и даже воду пей в меру; спи на голой земле и пусть жизнь твоя будет нелегкой — но трудись над изучением Торы» («Пиркей овойс», 6: 4). Какое значение имеет то, что исполняющий волю Всевышнего удостоится получить усадьбу с бассейном на берегу океана?..
 

Но главный вопрос — куда делся грядущий мир? Как может Тора не упомянуть Высший суд? В конце концов, иудейская вера основана на предположении, что наш мир — это место лжи и нечистоты, несправедливости и коррупции, в которых наслаждаются нечестивые, а праведные страдают. А там, наверху, осуществляется Высший суд, Суд истины и справедливости: праведник получит свою абсолютную награду, а злодей будет наказан. Это единственное объяснение трагического конца рабби Акивы, которое приводит Талмуд: «Когда казнили рабби Акиву, было время чтения Шма. Палачи раздирали его плоть железными крюками, а он принимал на себя бремя Небесного царства. Сказали ему ученики: «Учитель, разве не достаточно?!» Сказал им рабби Акива: «Все дни жизни моей сокрушался я по поводу слов молитвы Шма «всей душой твоей», которые означают, что надо любить Б‑га, даже если у тебя отнимают душу. Говорил я: когда же доведется мне исполнить это? Теперь же, когда довелось мне, разве не исполню?!» И он очень долго произносил слово «один», и на этом слове покинула его душа… Раздался тогда Глас небесный и произнес: «Счастлив ты, рабби Акива, ибо дарована тебе жизнь в мире грядущем!» (Талмуд, трактат «Брохойс», 61б). То есть, единственное объяснение вопроса о несправедливости этого мира — в том, что реальное вознаграждение получают только там, Наверху. Почему же тогда Письменная Тора игнорирует это?

Любавичский Ребе объясняет, что Тора говорит об этом мире, чтобы научить нас ценить жизнь. Мы должны понимать, что есть одно место, которое важнее грядущего мира, и это… наш мир! Здесь происходят настоящие вещи, и за каждым исполнением мицвы следует шлейф духовного просветления во всех мирах. Существует определенное расхождение между тем, что важно для нас, и тем, что важно для Б‑га. Мы, люди, которые с трудом преодолевают жизненные невзгоды, надеемся достичь мира воздаяния и вознаграждений. Однако наша недельная глава передает противоположное сообщение: «Здесь происходят настоящие вещи, здесь вы можете преодолеть зло и превратить этот мир в жилище для Б‑га». Тора может гарантировать награду в грядущем мире, но это не имеет значения, потому что Тора — это учение о жизни, это руководство, как превратить этот мир в лучшее место, которое только можно себе представить.

А как же грядущий мир? Это можно объяснить на примере ситуации с пенсией. Работник мечтает достичь пенсионного возраста, чтобы отдохнуть, но работодатель не говорит о выходе на пенсию, скорее он хочет, чтобы сотрудник никогда не достиг этого возраста, а оставался молодым и продолжал выполнять свою работу. Сотрудник думает о заработной плате, а работодатель — о реализации проекта. Теперь вы можете получить более глубокое представление о важных составляющих хорошей жизни в этом мире, таких как долголетие и изобилие. Цель состоит не в том, чтобы гарантировать заработную плату и компенсацию за работу, Тора не касается заработной платы как таковой, но гарантирует условия, при которых мы можем продолжать выполнять свою задачу. «Босса» интересует, чтобы мы могли приходить на работу каждое утро вовремя, спокойными и здоровыми. Поэтому Всевышний обещает: «Если по законам Моим ходить будете и заповеди Мои соблюдать и исполнять их…» (Ваикро, 26: 3), Он создаст нам условия, чтобы мы могли продолжать исполнять Его заповеди, получать душевный покой и свободу заниматься Торой и постигать ее мудрость. Но цель не в зарплате как таковой, и поэтому то, что не связано с работой (например, награда в грядущем мире), не представляет интереса для Торы.

Закончить хочу интересной историей, которую я недавно прочитал. Цадик рабби Менахем-Мендел из Риманова, один из первых хасидских ребе в Польше, прославился как чудотворец, и многие евреи прилеплялись к нему. Один миснагед (противник хасидизма) как-то пришел в город в период чтения Слихойс (особые молитвы в дни постов, а также перед Рош ѓаШоно; обычно произносятся на рассвете, до утренней молитвы) и хотел читать их в миньяне, где молится ребе. К его удивлению, ему сказали, что рабби Менахем-Мендел не участвует в чтении Слихойс. Он спросил одного из хасидов: «Чем же таким важным занимается ваш ребе в это время?» Хасид просто ответил: «Разве это мое дело? Очевидно, он возносится на Небеса, чтобы молиться за всех». Он спросил другого последователя ребе и получил тот же ответ. «Какие глупые и бредовые идеи у этих хасидов!» — подумал миснагед и решил выяснить, где ребе гуляет во время чтения Слихойс, и рассказать всем правду. Он занял удобное место под окном Ребе и стал ждать. Когда начало светать, он увидел сквозь прорези ставен ребе, пробуждающегося ото сна: он встал с постели, открыл шкаф, вынул… крестьянский зипун и меховую шапку и оделся. «Ага, этот ребе вместо молитвы идет куда-то, где хочет остаться неузнанным. Вряд ли он собирается заняться чем-то достойным!» — подумал миснагед. Но это было еще не все. Ребе открыл еще один шкаф и достал… топор и веревку! «Грабитель! Этот якобы цадик — просто-напросто разбойник с большой дороги!»

Дверь дома отворилась, ребе вышел и направился в лес. Миснагед осторожно последовал за ним, ожидая открыть страшную тайну. Ребе срубил с дерева несколько веток, положил их себе на плечо и пошел к хижине на опушке леса. Там в холодном грязном доме жила одинокая вдова. Ребе открыл дверь и крикнул: «Лея, это я, Василий-лесоруб, пришел продать тебе дрова». — «Но как я тебе заплачу? — посетовала женщина. — В доме нет ни гроша». — «Все в порядке. Заплатишь, когда у тебя будет возможность». Ребе положил дрова в печь, развел огонь, согрел воду и приготовил ей горячее питье. Затем он прибрал в доме, пообещав прийти и завтра.

Ошеломленный увиденным миснагед вернулся в город и с тех пор стал хасидом Римановского ребе. Когда его спрашивали, возносится ли цадик на небеса во время Слихойс, он отвечал четырьмя словами: «Если не еще выше». Потому что есть одно место выше небес — наш мир, когда мы превращаем его в жилище для Б‑га!

 

Комментарии: ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ВЫШЕ ЭТОГО МИРА?
Нет добавленных комментариев