Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

КАК ПРОВЕСТИ ВРЕМЯ С ПОЛЬЗОЙ?

Четверг, 13. Май, 2021 - 11:01

1511165010110-300-153.jpg

В середине XVIII века жил в Хевроне раввин по имени Хаим-Йосеф-Давид Азулай, известный по аббревиатуре своего имени как рабейну Хида. Он был большим знатоком Торы, автором многих сочинений по иудаизму, библиографом и видным оратором. В те дни еврейская община Хеврона попросила его поехать за границу в качестве шадара (сокращение от шалиах дерабонан — «посланец мудрецов»; так называли евреев, которых посылали из Эрец-Исроэль в общины диаспоры для сбора пожертвований на нужды евреев Святой земли). В 1752 году Хида отправился в свое первое путешествие. Одной из причин, по которой он согласился исполнить поручение общины, было желание исследовать многочисленные и разнообразные книги и рукописи, хранящиеся в европейских библиотеках и архивах. Хида проехал по всей Европе и произвел на всех огромное впечатление. После шести лет в диаспоре он вернулся в Святую землю.

Двадцать лет спустя, в 1772 году, рабби Хаим-Йосеф-Давид снова отправился в путешествие по Европе для сбора средств на благо еврейской общины Хеврона. На этот раз он посетил Англию, Францию, Голландию, Германию, а в 1774 году приехал в город Ливорно в Италии. По закону этой страны, путешественник, прибывший из другого государства, в особенности тот, кто объездил много стран, должен был находиться на карантине в течение 40 дней — вам это ничего не напоминает?! В Ливорно была процветающая еврейская община, которая устроила для именитого гостя достойную и комфортную изоляцию. К нему приставили двух слуг и каждый день приносили кошерную еду. Чем же занимался рабейну Хида в течение этих сорока дней? Он по памяти составлял энциклопедию, которую назвал «Шем ѓагдойлим» («Имена великих»). В этой книге собраны биографии около полутора тысяч выдающихся еврейских мудрецов — от эпохи вавилонских гаонов и до его поколения, а также перечислены две тысячи книг, которые они написали и опубликовали. Благодаря этой работе рабби Хаим-Йосеф-Давид Азулай считается отцом еврейской библиографии, и это — история о человеке, который был в изоляции, и именно там создал книгу, которая дала ему мировую известность!
 

…Некоторые утверждают, что время пандемии и дни изоляции, которые многим приходилось проводить в одиночестве, — это потерянное время в их жизни. Я слышу это утверждение от самых разных людей. И речь идет не о том, что многие люди потеряли свои жизни или здоровье, другие лишились работы, источника средства к существованию. Я говорю о тех, кто утверждает, что изоляция в своем собственном доме — это потерянное время.

Тем не менее, недавно были опубликованы результаты исследования, которое показало: тот факт, что бо´льшая часть мира перешла на работу из дома, вообще не повлиял на производительность труда. Хотя работа на дому имеет свои недостатки, с другой стороны, у нее есть и определенные преимущества: экономия времени и расходов на дорогу до работы, возможность установить удобный распорядок дня, комфортные привычные условия, домашняя еда и т. д. Так что в этом отношении период пандемии для многих людей и отраслей экономики не стал убыточным.

Слово «карантин» — временная изоляция заболевших инфекционной болезнью и соприкасавшихся с ними во избежание распространения эпидемии — происходит от итальянского quarantena (quaranta giorni — «сорок дней»). В XIV веке в Венеции был принят закон о том, что каждый прибывающий из другой страны корабль должен встать на якорь на определенном расстоянии от берега и находиться там 40 дней перед тем, как получить разрешение на вход в порт.

Почему карантин был установлен именно на сорок дней? Ответ на этот вопрос связан с праздником Швуэс, который мы будем отмечать на следующей неделе. Тора описывает 40 дней, когда Моше был «в изоляции» на горе Синай (и то же самое сказано в Танахе о пророке Элияѓу). Что делает Моше-рабейну, войдя в «среду огня, облака и мглы»? Он учит Тору от Всевышнего. Мидраш «Ялкут Шимони» в главе «Ки сисо» спрашивает: «Откуда Моше знал, когда день, а когда ночь? — и объясняет: — Если Б‑г обучал его Пятикнижию, знал, что это день, а если Он обучал Мишне, то знал, что это была ночь». Любавичский Ребе добавляет: «Почему именно Письменная Тора днем, а Устная — ночью? Потому что содержание Письменной Торы — это свет и раскрытие Б‑жественности, чего нельзя сказать об Устной, чья сущность — ночь и сокрытие».

Идея о том, что нужно провести с пользой дни, когда человек находится в изоляции, принадлежит не только таким людям, как Моше-рабейну и рабейну Хида. Мы живем в дни счета оймера, почти подошли к его концу. Любавичский Ребе в одной из своих бесед объясняет: «В чем смысл подсчета дней? Ведь всем известно, что от Песаха до Швуэса пятьдесят дней! Так почему мы считаем, и что будет, если мы насчитаем еще один дополнительный день? Природа человека такова, что когда у него есть что-то драгоценное, он считает и пересчитывает его снова и снова, чтобы оно не потерялось. Ведь если что-то ему дорого, то дорога и любая его часть, пусть даже и совсем небольшая… Самое драгоценное, что Всевышний дает еврею, — это время. Поэтому еврей должен ценить этот драгоценный подарок, считать каждый день и стараться, чтобы каждый день, данный ему Творцом, не был потерян, не дай Б‑г, но был наполнен».

И это подводит нас к разговору о нашей сегодняшней недельной главе. Мы начинаем читать Книгу Бамидбор, которую также называют Хумаш ѓапкудим — «Книга исчислений», потому что она начинается с Б‑жьего повеления Моше исчислить сынов Израиля. Почему Всевышний дает Моше такое повеление? Разве Он не знает, сколько было евреев? И особенно удивляет то, что в течение года Б‑г повелел сосчитать сынов Израиля не один раз, а трижды! В первый раз, когда они вышли из Египта, во второй раз, когда совершили грех золотого тельца, и в третий — когда построили Скинию. Ответ на эти вопросы мы находим в комментарии Раши на первый стих Книги Бамидбор: «Потому что они были дороги Ему, исчислял их вновь и вновь». А в комментарии на первый стих Книги Шмойс Раши еще больше заостряет этот вопрос: «Хотя Писание уже перечислило их (семейство нашего праотца Яакова) поименно при их жизни, вновь перечислило их после смерти, тем самым показывая, насколько они были дороги Превечному».

На днях я беседовал на эту тему с некоторыми из наших прихожан, и все согласились, что время нужно использовать в своих интересах, но они утверждали, что изоляция вызывает у человека депрессию. Недавно я услышал историю об известном хасиде р. Менахеме-Менделе Футерфасе. В первые послевоенные годы он помогал многим религиозным евреям бежать из Советского Союза, но в конце концов был схвачен и приговорен к десяти годам лагерей в Сибири. Рабби Мендел был очень жизнерадостным человеком, которого все любили, и даже тюремные надзиратели относились к нему с определенным уважением. Как-то один из них сказал рабби Менделу, что в тюрьму привезли его друга по имени Моше. Это был раввин Моше Вишецкий, который тоже пытался переправиться через границу, тоже был пойман и приговорен к десяти годам лагерей. Надзиратель сказал рабби Менделу, что Моше находится этажом ниже, прямо под его камерой, а затем по секрету добавил, что через трубу отопления он даже может немного общаться с ним. Ночью рабби Мендел прокричал в трубу: «Моше, Моше, ты меня слышишь?» Моше немного испугался и спросил: «Кто это?» Рабби Мендел назвал себя, а потом спросил: «Моше, ты счастлив?!» Спустя много лет после того, как он уехал из СССР, раввин Моше Вишецкий рассказал, что этот вопрос его спас. Он был отчаявшимся молодым человеком, оставившим дома семью с маленькими детьми и не знающим, увидит ли он их когда-нибудь. И тут Мендел Футерфас спросил его через трубу отопления: «Моше, ты счастлив?» Этот вопрос разбудил его, вдохнул в него жизнь. Рабби Мендел на самом деле сказал ему: «Послушай, Моше, не позволяй коммунистам сломить тебя! Они могут посадить тебя в тюрьму, издеваться и мучить, но счастлив ты или нет — зависит от тебя самого! Они хотят сломить тебя, и как только им это удастся — они победили. Не позволяй им одержать победу!»

Друзья, в наши дни каждый должен спросить себя: «Ты счастлив?!», а затем задать второй вопрос: «А ты правильно используешь время?» Позвольте мне перед праздником дарования Торы пожелать каждому из нас радости и использования времени самым правильным образом, как того требует, к чему призывает и что рекомендует Торас хаим — Учение о жизни. Веселого вам праздника Швуэс!

 

Комментарии: КАК ПРОВЕСТИ ВРЕМЯ С ПОЛЬЗОЙ?
Нет добавленных комментариев