Printed fromchabad.odessa.ua
ב"ה

О ДЕЛАХ СЕМЕЙНЫХ И ВЕЧНОМ СОЮЗЕ

Четверг, 19. Август, 2021 - 12:05

3FB4943508726F2C746F58EFC35D.jpg

Тысячу лет назад жил в Германии великий талмудист, основатель ашкеназского направления в Ѓалохе — рабейну Гершом бен Йеѓуда. Его имя известно каждому ребенку, посещавшему еврейскую школу, хотя и не так, как имя Раши, написавшего комментарий к Торе, который все изучают. Рабейну Гершом прославился благодаря тому, что изменил два правила в области семейной жизни евреев. Согласно закону Торы, мужчине разрешено жениться более чем на одной женщине. Иудаизм не поощряет это, но позволяет. Если вспомнить истории наших праотцов, которые имели несколько жен, то обнаружится, что обычно на это были очень существенные причины. Авраѓам был женат на Саре много лет. Когда она поняла, что бесплодна, то сама предложила ему жениться на Агарь, которая родила ему сына Ишмоэля. Наш праотец Яаков хотел жениться на Рахели, но Лаван обманул его, и в результате он женился на ее сестре Лее, а потом уже взял в жены и Рахель. Так как она не могла иметь детей, он также женился на ее служанке Бильѓе, а потом — еще и на Зильпе, служанке Леи. Но в основном мужчины женились на одной женщине, как в начале творения, когда Б‑г создал Адама и Хаву, одного мужчину и одну женщину. Об их брачном союзе сказано: «Он прилепился к своей жене и стали единой плотью» (Брейшис, 2: 24). Таков был замысел Всевышнего.

Даже в Талмуде мы не находим мудрецов, которые были бы женаты более чем на одной женщине. Но все же Тора разрешала это в исключительных случаях, особенно когда женщина не могла родить. Рабейну Гершом, будучи самым признанным авторитетом ашкеназского еврейства, издал постановление, согласно которому ни одному мужчине в народе Израиля не разрешалось иметь более одной жены. За нарушение этого закона следовал херем — отлучение от общины, которое в те дни являлось самым строгим наказанием для еврея. С нарушителем никто не общался, его не принимали в миньян, он оказывался в полной социальной изоляции… Все еврейские общины Европы приняли это постановление рабейну Гершома. Почему он его ввел? Этому есть несколько объяснений. С одной стороны, в трудные времена изгнания мужчинам было непросто обеспечить нескольких жен всем необходимым — это было нелегко даже в случае единственной жены! С другой стороны, многие евреи тогда были купцами. Для развития торгового дела они надолго уезжали в далекие края, порой женились там, создавали другую семью и не спешили возвращаться в свой дом. Возникала опасность запретных связей между потомками одного и того же мужчины — ведь до появления Интернета люди не могли знать, что происходит в другой стране, и было трудно что-либо проверить.

Есть те, кто утверждает, что к решению ввести запрет на многоженство рабейну Гершом пришел на основе личного печального опыта: он был женат на двух женщинах, и соперничество между ними вызвало такую грандиозную ссору, что одна из жен хотела убить его!..
 

В любом случае евреи-ашкеназы приняли это постановление к исполнению. Сефарды, несмотря на то, что официально не принимали херем рабейну Гершома, на практике также сделали это. В некоторых сефардских общинах, например, существовал обычай: жених перед свадьбой приносил клятву, что не возьмет себе другую жену. Йеменские евреи были единственной еврейской общиной, которая вообще не приняла это постановление рабейну Гершома. Они продолжали жениться более чем на одной женщине. Многие йеменские евреи приехали в Израиль в начале 1950‑х годов с большими семьями, в которых было несколько жен. Им было разрешено сохранить традиционный семейный уклад. По мере смены поколений все же семейная жизнь йеменских евреев пришла в соответствие с законами Государства Израиль, запрещающими многоженство.

Второе постановление рабейну Гершома связано с нашей сегодняшней недельной главой «Ки сейцей», в которой сказано: «Если возьмет кто-либо жену и… не обретет она милости в его глазах… он напишет ей грамоту разводную и даст в руку ей, и отошлет ее из своего дома» (Дворим, 24: 1). Тора говорит, что если мужчина хочет развестись со своей женой, то он всего лишь обязан вручить ей разводное письмо, а потом имеет право выставить ее из дома. Рабейну Гершом изменил этот закон, издав постановление, которое является более прогрессивным, чем хотели бы все организации, поддерживающие борьбу за права женщин. Еще в первой книге Торы, в главе «Хайей Соро», мы узнаем о важном элементе института еврейского брака. Когда Элиэзер, раб Авраѓама, приехал в Харан, чтобы найти жену для Ицхока, увидев Ривку и получив знак свыше о том, что она является подходящей невестой для сына его господина, он обсуждает сватовство с ее братом Лаваном и ее матерью. Они дают свое согласие, но говорят: «Позовем девицу и спросим ее» (Брейшис, 24: 57). Раши комментирует этот стих так: «Отсюда следует, что женщину выдают замуж только с ее согласия». Рабейну Гершом постановил, что согласие женщины требуется не только на заключение брака, но и на его расторжение. Он заявил, что мужчина не может развестись с женщиной против ее воли. Так в иудаизме более тысячи лет назад был введен закон, признающий согласие жены решающим фактором для развода. Даже сегодня не каждая развитая страна может похвастаться таким соблюдением прав женщин в своем семейном законодательстве!

Неудивительно, что имя рабейну Гершома широко известно и почитаемо в среде еврейского народа. Интересно то, что помимо этого у него также есть особый титул, который не был дан никому из предыдущих и последующих мудрецов: Меор ѓаГола («Светоч диаспоры»). Любавичский Ребе дает объяснение этому. Мы находимся в месяце элул. Многие знают, что название этого месяца расшифровывается как сокращение, состоящее из начальных букв слов стиха «Ани ледойди ведойди ли — Я принадлежу возлюбленному моему и возлюбленный мой принадлежит мне» (Шир ѓаШирим, 6: 3). Весь текст Песни песней, согласно еврейской традиции, — это аллегория об отношениях Всевышнего и еврейского народа, которые уподобляются любовным узам между мужчиной и женщиной. Б‑г — любящий мужчина, а община Израиля — возлюбленная женщина. Как известно, все, что Б‑г повелевает нам делать, Сам Он тоже исполняет. Поэтому если есть постановление, которое было принято во всей диаспоре Израиля, то, несомненно, Сам Всевышний исполняет его. Следовательно, как только рабейну Гершом заявил, что муж не может развестись с женой против ее воли, то и Г‑сподь обязан соблюдать этот закон. Всевышний не может расторгнуть Свой союз с народом Израиля, который никогда на это не согласится, поскольку евреи в глубине души хотят иметь отношения с Б‑гом. Кроме того, существует второе постановление, согласно которому мужчина не может жениться на нескольких женщинах. Поэтому, если Б‑г избрал общину Израиля Себе в жены на горе Синай, Ему запрещается брать вторую жену, то есть выбирать другой народ в дополнение к народу Израиля. Ребе говорит, что этими двумя постановлениями рабейну Гершом осветил тьму изгнания, за что ему был присвоен почетный титул «Светоч диаспоры». Раши писал о нем: «Он принес свет Торы евреям изгнания, и все мы живем речениями его уст…» Да будет воля Всевышнего, чтобы этот свет ярко сиял для всех евреев — вплоть до самого прихода Мошиаха, да раскроется он вскоре, в наши дни!

 

 

Комментарии: О ДЕЛАХ СЕМЕЙНЫХ И ВЕЧНОМ СОЮЗЕ
Нет добавленных комментариев