В начале периода Второго Храма народом Израиля управляло Великое собрание мудрецов. В его состав входили последние пророки — Хагай, Зехария и Малахи, а также величайшие праведники, о которых рассказывается в Писании, — Эзра, Нехемья, Даниэль, Зерубавель и Мордехай. Власть Великого собрания унаследовал Санѓедрин — совет, состоящий из 71 старейшины, во главе которого стояли два мудреца: носи (председатель) и его заместитель, ав бейс-дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара), а время их правления получило название «период зугойс (пар)». Последней, пятой и самой известной парой были Ѓилель и Шамай…
Но однажды в истории случилось так, что у еврейского народа было три руководителя. Это произошло тогда, когда сыны Израиля вышли из Египта. Моше-рабейну действительно был бесспорным лидером, но вместе с ним значительную роль в руководстве евреями играли первосвященник Аѓарон и пророчица Мирьям. Старшие брат и сестра Моше были его незаменимыми помощниками. Как сказано: «Я вывел тебя из земли Египетской и из дома рабства выкупил тебя, и послал пред тобой Моше, Аѓарона и Мирьям» (Миха, 6: 4). Они же заботились о жизни и безопасности сынов Израиля после исхода из Египта. Сорок лет еврейский народ скитался по пустыне и выжил благодаря трем главным чудесам: ману, падавшему с неба каждый будний день, передвигающемуся вместе с ними колодцу и облакам славы, сопровождавшим и защищавшим их. Наши мудрецы говорят: «Три великих служителя было у Израиля — Моше, Аѓарон и Мирьям. Они принесли три дара — колодец, облака и ман. Колодец был заслугой Мирьям, облака славы — заслугой Аѓарона, ман — заслугой Моше» (Талмуд, трактат «Таанис», 9а). Откуда мудрецы узнали, что колодец был заслугой Мирьям? Потому что, когда Мирьям умерла, «не было воды для общины» (Бамидбор, 20: 2). Раши в своем комментарии на этот стих объясняет, почему евреи внезапно лишились воды: «Поскольку это происходит непосредственно после смерти Мирьям, заключаем отсюда, что на протяжении всех сорока лет они имели источник благодаря ее заслугам». И это также верно в отношении мана и облаков. Когда умер Аѓарон, «отошли облака славы» (Раши на Бамидбор, 21: 1), когда Моше покинул этот мир, ман перестал спускаться (Йеѓошуа, 5: 11). Это подтверждает и Талмуд: «Мирьям умерла — колодец высох… Аѓарон умер — облака славы пропали… и оба вернулись, благодаря Моше. Моше умер — они все исчезли» (трактат «Таанис», там же).
Возникает вопрос: для чего нужны хлеб и вода, понимают все, но какова роль облаков славы? Раши в своем комментарии к стиху из главы «Беѓаалойсхо» (Бамидбор, 10: 34) объясняет их назначение: «Говорится о семи облаках при переходах сынов Израиля: четыре облака с четырех сторон, одно сверху и одно снизу, и одно пред ними, которое сглаживало возвышенности и овраги, встречавшиеся на их пути, и умерщвляло змей и скорпионов». Любавичский Ребе в одной из своих бесед уточняет, что здесь Раши учит нас: было одно облако, в задачи которого входило выровнять путь еврейскому народу в пустыне и оберегать его от жары и холода, потому что в пустыне очень жарко днем и очень холодно ночью. Но остальные шесть облаков, названных «облаками славы», были исключительно «во славу Израиля». Это похоже на то, как глава государства появляется на публике в сопровождении многочисленного кортежа, и силы безопасности освобождают перед ним дорогу — все это, чтобы оказать соответствующие его рангу почести. Так и в заслугу Аѓарону Всевышний дал сынам Израиля, «царским детям», «почетный эскорт» из шести облаков.
…Всего несколько дней отделяют нас от праздника Суккос, который является одним из шлоша реголим — трех главных еврейских праздников. Во времена существования Храма евреи три раза в год поднимались в Иерусалим — на Песах, Швуэс и Суккос. Каждый из этих праздников символизирует одного из трех упомянутых выше пастырей народа Израиля. Какой праздник символизирует Моше? Многие станут утверждать, что это Песах. Но если немного призадуматься, то можно понять, что это как раз праздник Швуэс, когда была дана Тора, названная в его честь. В недельной главе «Везойс ѓаброхо» мы читаем стих, который знает каждый ребенок: «Тору заповедал нам Моше — наследие она общине Яакова!» (Дворим, 33: 4). И как сказал пророк: «Помните Тору Моше, раба Моего» (Малахи, 3: 22). С другой стороны, в Пасхальной Агаде Моше-рабейну вообще не упоминается.
Песах более тесно связан с Мирьям — в первую очередь благодаря ей мы удостоились чести иметь избавителя, который выведет нас из Египта. Первый раз имя Мирьям упоминается в Торе в тот самый момент, когда Моше был положен в короб и опущен в Нил, во исполнение жестокого указа фараона: «Всякого сына новорожденного бросайте в реку» (Шмойс, 1: 22). Второй раз она упоминается сразу после чуда рассечения моря, когда Моше пел с мужчинами благодарственный гимн Всевышнему. Тора рассказывает: «И взяла пророчица Мирьям, сестра Аѓарона, тимпан в руку свою, и вышли все женщины вслед за нею… И возгласила им Мирьям…» (Шмойс, 15: 20–21). Раши объясняет: «Моше воспел песнь для мужчин: он возглашал, а они вторили ему; Мирьям воспела песнь для женщин, и они вторили ей». Когда произошло рассечение моря? В седьмой день Песаха, и именно в седьмой день Песаха читается отрывок из Торы о Мирьям.
Предстоящий нам Суккос называется «праздник кущей». Почему мы сидим в сукке? Тора отвечает нам словами Всевышнего: «Чтобы знали поколения ваши, что в кущах поселил Я сынов Израиля, когда выводил их из земли Египетской» (Ваикро, 23: 43). Любавичский Ребе говорит, что трудно представить, что шестьсот тысяч мужчин (плюс многие тысячи женщин и детей) во всех своих 40-летних странствиях по пустыне несли материал для строительства шалашей. Вот почему Раши, комментируя этот стих, говорит: «В виду имеются не обычные кущи, а облака славы Превечного, которые укрывали и защищали сынов Израиля». Из комментария Раши следует, что первой суккой, которая служила укрытием для народа Израиля, были облака славы, которыми окружил евреев Всевышний.
Рабби Йешая ѓа-Леви Гурвиц, святой автор книги «Шней лухойс ѓабрис», пишет, что намек на Суккос находится в главе Торы «Ѓаазину», которую читают накануне праздника: «Он нашел его в земле пустынной; в пустоте и вое пустыни; ограждал Он его, опекал его, берег его, как зеницу ока Своего» (Дворим, 32: 10). Раши поясняет: «ограждал» — окружил и окутал облаками с четырех сторон». Таким образом в Суккос мы празднуем чудо «облаков славы», пришедших благодаря Аѓарону. В упомянутой выше беседе Ребе говорит очень интересную вещь: поскольку было шесть облаков славы: «четыре от четырех ветров, одно сверху и одно снизу», — так и сукка должна иметь четыре стороны, пол внизу и покрытие (схах) сверху. Вместе они напоминают нам о шести облаках славы, которые сопровождали народ Израиля в пустыне в заслугу Аѓарона-первосвященника. Можно сказать, что по той же причине сукка называется «Суккас шлоймехо — сукка вашего мира». Она символизирует мир между евреями, как объясняет Талмуд (трактат «Сукка», 27б): «Сказано: «Всякий уроженец в Израиле — пусть живут они в кущах» (Ваикро, 23: 42). Это учит, что весь Израиль достоин сидеть в одной сукке». А устанавливать мир было делом жизни Аѓарона.
В праздник Суккос мы исполняем также заповедь арба миним — четырех видов растений, символизирующую единство народа Израиля. Мы помним, что есть четыре типа представителей народа Израиля: те, кто подобно эсрогу, обладают и ароматом Торы, и вкусом к исполнению заповедей; те, кто, как лулав, плоды которого сладки, но не пахнут, немного учили Тору, но зато прилежно исполняют заповеди; те, кто подобно прекрасно пахнущему, но несъедобному ѓадасу, хорошо знают Тору и учат других, но сами не усердствуют в исполнении ее заповедей; те, кто, как не имеющая запаха и несъедобная арава, и Тору не учат, и заповедей не исполняют. Все они должны соединиться воедино, и только тогда возможно исполнение заповеди нетилас лулав. Праздник Суккос дает нам силы жить в мире друг с другом, учиться у Аѓарона-первосвященника любить мир и стремиться к миру. И тогда мы удостоимся сидеть в облаках славы, и те облака, которые символизирует сукка, будут сопровождать нас круглый год.
Веселого праздника!