Годичный цикл публичного чтения Торы в еврейских общинах по всему миру завершается и начинается заново в Симхос-Тойре — праздник, который отмечается в диаспоре на девятый день Суккос (в Земле Израиля его празднуют на день раньше — одновременно с Шмини-Ацерес). В нынешнем году мы в ближайший понедельник вечером будем праздновать Шмини-Ацерес, а вечером во вторник и утром в среду — Симхос-Тойре; трижды соберемся в синагогах, будем танцевать со Свитками Торы и веселиться.
Я хочу рассказать вам сегодня особую историю о человеке, который подал в суд Торы иск против… Самого Всевышнего (в иудаизме эта идея не нова, есть несколько историй, когда люди судились с Властелином мира по законам Торы). Речь идет о богаче по имени реб Меир, хасиде цадика рабби Исроэля из Ружина. Он был очень успешным в бизнесе, но не имел детей. Каждый раз, когда реб Меир приходил к своему ребе, он просил благословения на рождение ребенка, но это не помогало. Однажды он вошел к рабби Исроэлю, расплакался и сказал: «Рабби, дайте мне обещание, что у нас будут дети!» Цадик на некоторое время погрузился в размышления, а потом обратился к реб Меиру с такими словами: «Ты можешь выбрать между бездетностью и бедностью. Если вы согласитесь жить в бедности и лишениях, у вас будет сын». Реб Меир ответил, что согласен, но должен спросить мнение жены. Он вернулся домой и рассказал обо всем супруге, которая, не раздумывая, согласилась променять богатство на ребенка. Хасид вернулся в Ружин и сообщил Ребе, что они согласны принять это условие.
Вскоре череда бедствий начала обрушиваться на реб Меира, и он потерял все свои деньги и имущество. В то же время благословение цадика осуществилось — через год у них родился сын. Несмотря на резкий переход от богатства к бедности, родители были довольны появлением ребенка. Теперь надо было содержать семью, и реб Меир часто уезжал из дома в поисках источников случайного заработка. Между тем, мальчик вырос. Тяжелая бедность, а также то обстоятельство, что его отец долгое время отсутствовал дома, отрицательно сказались на его воспитании, и он связался с группой уличных сорванцов.
Сердце отца было разбито. Он отправился в Ружин, вошел в кабинет ребе и с грустью произнес: «Рабби, я хочу подать в суд Торы на Б га!» Он сразу же пожалел, что сказал эти слова, но уже было поздно. «Судиться с Б гом? Почему?!» — спросил цадик. Реб Меир поведал ему о состоянии своего сына и сказал: «Я принял условие жить в бедности для того, чтобы вырастить хорошего еврейского ребенка. Но не об этом мальчике мы молились! Это не было частью соглашения — Б г нарушил наш договор!..» Выслушав его, рабби Исроэль ответил: «Похоже, что твои обвинения справедливы, но для того, чтобы подать иск против Б га, ты должен обратиться в бейс-дин в городе Броды. Иди туда и без страха предъяви свои претензии судьям!»
И вот в суде города Броды появился неизвестный бедняк и сказал, что хочет подать в суд на Б га. Судьи никогда не слышали о таком и подумали, что этот человек просто сошел с ума. Однако, когда он сообщил, что его послал рабби Исроэль из Ружина, они сразу же начали относиться ко всей истории по-другому. Выслушав его претензии, судьи расследовали и обсудили этот вопрос, и вынесли решение, что справедливость на стороне реб Меира. Основой для этого послужило утверждение, высказанное в Талмуде (трактат «Таанис», 8б): тот, кто дал жизнь ребенку, должен позаботиться о пропитании этого ребенка и его родителей, чтобы они могли вырастить его, как добропорядочного еврея!
По дороге домой реб Меира нагнала повозка, и чей-то знакомый голос окликнул его: «Привет, Меир, что ты здесь делаешь?» Это оказался знакомый богатей, который вел с ним дела в старые добрые времена. Он предложил подвезти бывшего партнера и по дороге неожиданно сделал ему предложение: «Слушай, мне нужна твоя помощь. Я сейчас возвращаюсь со встречи с местным помещиком, которому пытался продать несколько участков земли. Покупатель заметил, что я нахожусь в затруднительном финансовом положении, и пытался снизить цену. Мне срочно нужны деньги, но если я вернусь к нему снова с этим предложением, он еще больше снизит цену. Я прошу тебя сделать это вместо меня, и обещаю тебе хорошие комиссионные!»
Реб Меир согласился помочь и незамедлительно отправился к тому помещику, которого также хорошо знал по тем временам, когда сам был крупным купцом. Тот был рад снова увидеть старого знакомого. Слово за слово и хозяин рассказал, что недавно его посетил человек, который хотел продать ему землю по хорошей цене, а он просто так заупрямился и теперь сам не может понять, что на него нашло! Затем он обратился к реб Меиру с предложением: «Послушай, если ты сможешь встретиться с ним и передать мое согласие на его условия, я обещаю тебе хорошие комиссионные!» В итоге сделка была заключена к взаимному удовольствию обеих сторон, а реб Меир заработал приличную сумму денег, которая помогла ему в дальнейшем обеспечить достойный доход для своей семьи и больше времени уделять воспитанию сына…
Хотя и есть такие истории, еврей, в принципе, не заинтересован вступать в спор с Б гом о том, кто прав. Ведь в суде нет победителей, все проигрывают, вопрос только в том, сколько. Правильный путь — встретиться с Б гом за бокалом хорошего вина (или рюмкой водки), сказать лехаим и заключить договор, которым все стороны будут довольны!